1.-РћРґРЅРѕ-РёР·-зданий-РќРџРћ-Радиоэлектроника-РёРј.-РЁРёРјРєРѕ---главнР
Одно из зданий ОАО «НПО «Радиоэлектроника» им. Шимко» – главного российского разработчика систем госопознавания

«ЛИБО ЗАКАПЫВАЕМ ДЕНЬГИ, ЛИБО СТРОИМ НОВЫЙ ЗАВОД»

Как рассказал газете «БИЗНЕС Online» генеральный директор ОАО «КРЭТ» Николай Колесов, руководство концерна, мягко говоря, удивила деятельность гендиректоров нескольких казанских подразделений: «Мы сегодня попали в непростую ситуацию с казанским кустом. Дело в том, что мы добились включения наших татарстанских предприятий в федеральную целевую программу по техническому перевооружению. Это 9,5 миллиарда рублей — на три года начиная с 2014-го. Такие деньги дают один раз в 100 лет! Мы должны эти средства эффективно использовать, чтобы создать современные производства, а не «освоить». И у института имени Шимко, «Радиоприбора», Казанского приборостроительного конструкторского бюро (КПКБ) было достаточно времени, чтобы подготовить проекты модернизации по нашему техническому заданию. Но как мы их предложения увидели, у нас волосы дыбом встали — директора такого напридумывали!»

Они предложили проекты трех, по выражению Колесова, «колхозов». Например, каждый из них, словно не подумав об эффективности и загрузке, запланировал создание собственного литейного, гальванического производства, цеха печатных плат. «Нам надо, чтобы выпускалась высокотехнологичная и высокорентабельная продукция, — объяснил свой гнев глава КРЭТ. — Мы контрактов им привезли на несколько миллиардов. Но если мы сейчас закроем глаза и согласимся на эти три проекта, нам наши дети этого не простят. Ввалим 10 миллиардов, каждому построим «литейку», «гальванику», цех печатных плат. А работать они будут максимум по 4 - 5 часов. Словом, каждый сам себе сделал все, что захотел, менталитет, видимо, старый».

По словам гендиректора КРЭТ, вышеупомянутые три проекта приостановлены, а вместо них начата проработка единого производственного организма. Рабочее название — научно-производственный кластер по разработке и производству средств опознавания и идентификации (в просторечии — «свой-чужой», также интегрируемые предприятия занимаются созданием аппаратуры радиоэлектронной борьбы). Изучается несколько вариантов размещения, но в любом случае новые корпуса поднимутся на территории одного из казанских предприятий КРЭТ. Срок создания нового комплекса — три года, в течение которых работа продолжается по старым «адресам».

Корреспондент «БИЗНЕС Online» стал свидетелем того, как Колесов на недавнем совещании распекал руководителей упомянутых фирм, а заодно убеждал их в необходимости сняться с насиженных мест. «Сейчас у тебя разбросано что-то за компрессорным заводом, а ты построишь себе шикарнейшее здание, — давил он на гендиректора ОАО «НПО «Радиоэлектроника» им. Шимко» Рониса Шарипова. — Тебе (гендиректору ОАО «Радиоприбор» Ильдару Шабаевуавт.) на второй площадке такие корпуса поднимем! Люди в белых халатах и бахилах будут ходить... У нас другого пути нет — второго шанса перевооружиться не будет. Либо закапываем деньги, чего я не допущу, либо строим новый завод. Отказ от проекта равнозначен тому, что мы отказываемся от денег и больше к этому вопросу не возвращаемся. А «осваивать» деньги мы вам не дадим!»

«СЕЙЧАС НАШИ КОЛЛЕКТИВЫ НИЧЕМ НЕ ПОТРЯСЕШЬ»

Планируемый переезд, конечно, вызывает немало вопросов.

Действительно ли это спонтанное решение? Недавние высказывания Колесова говорят как о достаточной неожиданности такого поворота, так и о том, что соответствующие мысли посещали шефа КРЭТ и ранее. Так, в июле прошлого года, рассказывая корреспонденту «БИЗНЕС Online» о выделенных на модернизацию казанских предприятий КРЭТ деньгах, он отметил: «По идее, можно было бы один завод очень большой вместо всех имеющихся построить, а нынешние закрыть. Но, естественно, мы этого делать не станем — будем каждое предприятие специализировать, а «колхозы» убирать. Например, литейное производство должно быть одно на всех, печатные платы — одни на всех, механика — одна на все предприятия».

IMG_1013.jpg

Казанцы помнят, что еще относительно недавно вместо герба Татарстана на торце здания КПКБ был герб Советского Союза

Нужны ли столь радикальные реформы? Каковы плюсы и минусы объединения? «Оно позволит существующим КБ и оборонным заводам за счет объединения потенциала производить более конкурентоспособную продукцию, а также не выпускать дублирующее оборудование, — считает аналитик «Инвесткафе» Игорь Арнаутов, но тут же оговаривается. — Трудностью станет эффективное руководство будущим предприятием, а также поддержание высокого качества продукции ввиду монопольного положения в отрасли». «С одной стороны, есть успешные примеры — в «Вертолетах России» это объединение «Камова» и «Миля» или успешный опыт в рамках концерна ПВО «Алмаз-Антей», — рассказал газете «БИЗНЕС Online» директор центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. — Но есть и неудачные примеры, когда попытки объединения привели к тому, что многое важное было утеряно. И таких примеров гораздо больше, чем удачных. Поэтому риски, конечно, есть, и все будет зависеть от грамотности действий». «Вроде объединение — это неплохо, но с наукой надо быть очень осторожным и несколько раз просчитать все плюсы и минусы, — отметил председатель правления Торгово-промышленной палаты РТ Шамиль Агеев. — Тем более направление сложное, и вряд ли специалистов много осталось».

Немалое удивление планами КРЭТ высказал советник премьер-министра РТ Назир Киреев: «Об объединении «Радиоэлектроники» имени Шимко» и «Радиоприбора» слышу впервые. И безотносительно к этому случаю скажу следующее. В последнее время очень часто и на разных уровнях стали появляться предложения по объединению и слиянию разработчиков и производителей. Вероятно, где-то уже не осталось полноценных предприятий, НИИ и КБ и необходимо в какой-то форме собрать кадры, технологии, чтобы сохранить последнее. Но чаще появляются предложения, где в качестве аргументов для объединения дееспособных предприятий приводятся доводы типа «позволит укрепить взаимодействие», «поможет оперативно решать вопросы» и тому подобное. В этой связи неплохо задуматься, почему прежде появлялись именно самостоятельные НИИ, КБ и им подобные организации. Показательна история той же «Радиоэлектроники», которая выросла из заводского СКБ «Радиоприбора». Задача по созданию средств госопознавания оказалась настолько сложной, что заводское СКБ ее не решило бы, у него куча приземленных задач по выпуску серийной продукции. Совершенно очевидно, что специалисты таких коллективов должны быть полностью погружены в свое дело. Однозначно, что при этом они должны быть отдалены от работающих станков, стучащих молотов, визжащих пил. И байки о том, что «Боинг» и создает, и производит самолеты чуть ли не в одном здании, смешны. Создатели самолетов у фирмы «Боинг» и их производители находятся в разных штатах и в десятках городов Америки. Это как прежде фирма Туполева — в Москве, а заводы — по разным городам. Андрей Николаевич Туполев талантливо разрабатывал самолеты, а Виталий Егорович Копылов прекрасно их производил. Каждый должен заниматься своим делом, если это дело государственной важности».

ВМЕСТО ЗАВОДОВ ВЕДОМСТВЕННОЕ ЖИЛЬЕ

Что будет с кадрами? Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов хотя и подчеркивает, что никаких решений о переезде нет, а потому и говорить о нем рано, тем не менее уточняет: «Нужно будет учитывать и возможное ухудшение социальной обстановки на предприятиях, если их будут перебазировать. Ведь за годы работы сотрудники уже привыкли к определенному ритму и распорядку жизни, сформировались маршруты их поездок из дома и обратно, и возможная смена всего этого может нанести самый серьезный удар по предприятиям, они могут стать недееспособными, утратить весь свой потенциал, растерять квалификацию. И все это произойдет из-за того, что многие квалифицированные сотрудники будут вынуждены уволиться из-за переезда».

«Скорее всего, в рамках объединения предприятий количество персонала, в том числе дублирующих производств, сократится, поэтому для части коллектива данный факт станет неприятной новостью», — уверен Арнаутов. «По-моему, сейчас наши коллективы ничем не потрясешь, — обрисовал ситуацию Агеев. — Тем более «Радиоприбор» и прочие здорово свои позиции сдали. Но если у нового предприятия будет нормальная загрузка, то все будет в порядке».

3.-Радиоприбор---воистину-легендарный-завод.jpg
Радиоприбор - воистину легендарный завод

На вышеупомянутом совещании на вопрос одного из директоров, согласятся ли на «переселение» коллективы, Колесов ответил: «Поедет ли коллектив? Уверен, если человеку вместо черного халата предложить белый, работу на новом оборудовании и нормальную зарплату, пешком пойдет». В руководстве концерна «БИЗНЕС Online» заверили, что, учитывая планы КРЭТ по увеличению объемов производства, программ по сокращению персонала нет. Другое дело, что очень нужны молодые специалисты, знающие современное оборудование. Поэтому в феврале-марте начнет работать единый обучающий центр.

Что будет с покидаемыми зданиями и землей? Как сообщили нашему изданию в концерне, вопрос с землей будет решаться после того, как определится конфигурация новых мощностей, а использование покидаемых зданий будет зависеть от их состояния и экономической целесообразности. Один из вариантов — строительство на освобождающихся территориях ведомственного жилья.

СУМЕЮТ ЛИ УБЕДИТЬ РУКОВОДСТВО СТРАНЫ?

И наконец, стоит отметить, что эти преобразования идут в контексте повышенного внимания к совсекретным вопросам госопознавания и радиоэлектронной борьбы. Например, во время недавнего визита в Казань оборонного вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина руководство КРЭТ выступило с инициативой создания в столице РТ кластера по разработке и производству средств государственного опознавания.

4Р°.-Татарстан-поддерживает-идею-кластера-РїРѕ-созданию-СЃР
Татарстан поддерживает идею кластера по созданию систем свой-чужой. Рустам Минниханов на одном из предприятий КРЭТ — Казанском электротехническом заводе

«Предложение о создании кластера по опознаванию повторяет предложение Татарстана о закреплении за НПО «Радиоэлектроника» имени Шимко» статуса головного по опознаванию — именно такую роль НПО выполняло в недавнем прошлом, — подчеркнул Киреев. — Инициатива республики исходила из того, что в последние годы проявились тенденции, когда некоторые организации, создав какой-то элемент аппаратуры опознавания для отдельного вида вооружения, начинали позиционировать себя как разработчиков. Находясь близко к структурам в Москве, они преподносили свои разработки как системы, чем наносили вред организации системной обороны страны. Между тем именно казанские разработчики — авторы всех государственных систем опознавания, созданных в стране». Напомним, что советская-российская система «свой-чужой» была создана в Казани, о ее генеральном конструкторе Ильдусе Мостюкове можно прочитать, например, здесь.

«Во-первых, совершенно очевидно, что увеличивается количество летательных аппаратов, которые производятся в рамках гособоронзаказа, каждый из них оборудуется системой «свой-чужой», — объяснил «БИЗНЕС Online» директор центра анализа мировой торговлей оружием Игорь Коротченко. — Во-вторых, эта аппаратура будет востребована в рамках создаваемой системы воздушно-космической обороны России. Поэтому объективно заказы должны расти, очевидно, под это дело и строится новая площадка».

4Р±.-Генеральный-конструкторР�льдус-Мостюков-Рё-СЂСѓРєРѕРІРѕРґРёР
Генеральный конструктор Ильдус Мостюков и руководимый им коллектив прикрыли страну единой общевойсковой системой госопознавания

Насколько приоритетно для обороны страны создание именно холдинга по госопознаванию? «Есть вещи очевидные вроде ПРО — государство, судя по всему, не пожалеет денег на все эти радары по периметру, новые средства перехвата, — обрисовал ситуацию Пухов. — Очевидно, что модная тема сейчас — Арктика. Соответственно, тот, кто будет делать изобретения, связанные с противоборством в Арктике, без денег не останется. Насколько остальное будет приоритетом, будет зависеть от того, сумеет ли руководство концерна и «Ростеха» убедить руководство страны».