ЖЕНА ЦЕЗАРЯ ПОД ПОДОЗРЕНИЕМ

Во время проведения Универсиады многие федеральные СМИ удивлялись тому, что, в отличие от саммита АТЭС и Олимпиады в Сочи, за татарстанским мегасобытием не тянется шлейф коррупционных скандалов. Похоже, татарстанское антимонопольное ведомство решило исправить упущение. Как стало известно «БИЗНЕС Online», УФАС РФ по РТ начал разбирательство, в центре которого оказалось АНО «Исполнительная дирекция «Казань-2013». Ранее организаторы Универсиады, как жена Цезаря, ни в одном подобном скандале замешаны не были. Оно и понятно, ведь такие разбирательства могли бросить тень и на саму Универсиаду в Казани.

Теперь же УФАС по РТ заподозрил, что во время соревнований имело место «осуществление согласованных действий по предоставлению ООО «Легенда» исключительного права на размещение клиентских групп». Как известно, компания «Легенда», которую возглавляет Алсу Кузнецова, получила статус официального туроператора Универсиады и обслуживала значительную часть гостей масштабного события.

Алсу Кузнецова
Туристическая компания «Легенда» Алсу Кузнецовой получила статус официального туроператора Универсиады-2013

На заседании в УФАС, прошедшем на днях, представитель дирекции Универсиады Эльвира Багаутдинова сразу же попыталась отмести все претензии, заявив, что ООО «Легенда» не обладало какими-то исключительными правами на размещение клиентов. Так, по ее словам, размещением занималась и сама дирекция Игр, и ООО «Волжские путешествия Плюс» (они размещали гостей на теплоходах). Во время масштабного события необходимо было решить сложную задачу — разместить около 33 тыс. человек.

Багаутдинова отметила, что любая коммерческая организация имела возможность стать партнером Универсиады: информация об этом была открытой. В категории «туроператоры», по ее словам, также проявили заинтересованность туристско-информационный центр Казани и «Персона Грата».

«Однако они посчитали необоснованной плату в 900 тысяч рублей за заключение лицензионного договора. В результате между дирекцией и «Легендой» был заключен договор о партнерстве и лицензионный договор о предоставлении права использования товарных знаков. Так компания получила статус официального туроператора Универсиады», — объяснила ситуацию представитель дирекции (забегая вперед отметим, что руководители двух названных компаний изложили корреспонденту «БИЗНЕС Online» несколько иную версию событий).

БЕСПЛАТНЫЕ — ДИРЕКЦИИ, ПЛАТНЫЕ — «ЛЕГЕНДЕ»

Распределение клиентов между дирекцией и «Легендой» зависело от того, как и кто оплачивал проживание гостей. Так, согласно договору с международной федерацией студенческого спорта (FISU) дирекция за счет субсидий из бюджета оплачивала проживание таких клиентских групп, как судьи, представители спортивных федераций, послы Универсиады, волонтеры, гости оргкомитета. Багаутдинова отметила, что клиентские группы, не входящие в этот список, должны были оплачивать свое размещение самостоятельно. Данные о них и были переданы ООО «Легенда».

В чем же заключалась работа «Легенды»? Представитель компании Артем Гаврилов рассказал, что в основном она занималась бронированием номеров и оказанием гостиничных услуг. Статус официального туроператора достался не так легко, подчеркнул Гаврилов. Так, по его словам, договоренности с дирекцией были достигнуты лишь после четырехмесячной переписки. Стороны пришли к соглашению, когда остальные компании уже отказались заключить договор на предлагаемых условиях (см. справку).

Еще до заключения партнерского соглашения «Легендой» был забронирован достаточно большой номерной фонд. По мнению Гаврилова, именно это послужило основной причиной того, что им удалось стать официальным туроператором. На заседании в УФАС была озвучена одна из «рабочих схем»: если клиенты хотели забронировать номера, а их не хватало, то гостиницы переправляли их в «Легенду».

Гаврилов отметил, что в «Легенде» в принципе не знали, с какими из описанных в документации Универсиады «клиентских групп» имели дело. Для их деятельности это не имело особого значения. Работа велась с конкретными юридическими и физическими лицами. Значение имело только то, что они были платными. В качестве примера была приведена делегация Coca-Cola. Отличать своих от чужих в какой-то мере позволяло наименование юридических лиц, про которых было известно, что они являются клиентской группой.

Процесс прибытия клиентов представитель «Легенды» описал так: «К нам приходил запрос на бронирование, запрос на заключение договора, тогда мы уже заключали договоры, бронировали и получали оплату». Самостоятельно к клиентским группам «Легенда» не обращалась. Номера предоставлялись и обычным туристам, не входящим ни в какие клиентские группы.

Представитель «Легенды» обратил внимание, что из-за достаточно жестких условий договоров с гостиницами они были вынуждены расторгнуть часть договоров с отельерами. Например, могли быть установлены штрафы, если не производилась бронь до определенного времени. В дальнейшем гостиницы самостоятельно или через других туроператоров вселяли жильцов.

«ПРОБЛЕМА В ТОМ, ЧТО ДИРЕКЦИЯ НЕ ГОССТРУКТУРА...»

Данир Мухаметзянов — заместитель руководителя УФАС России по РТ, признает, что дело вокруг «Легенды» непростое. «С одной стороны, АНО «Исполнительная дирекция Универсиады» не является органом исполнительной власти, поэтому есть определенные сложности в этом деле. Как только мы соберем все документы, можно будет делать выводы. Пока что-то однозначно сказать, было нарушение или нет, не могу, — говорит представитель ФАС. — Какие организации входили в список клиентских групп, которые обслуживала «Легенда», неизвестно, нам пока не предоставили документы. Сколько человек — тоже. Людей они расселяли, но входили в список клиентских групп или нет, пока сказать не можем. Других компаний, которые размещали клиентские группы, не было. АНО «Исполнительная дирекция Универсиады» говорит, что на их сайте была вывешена информация о том, что ищут такую организацию, и из всего множества откликнулась только «Легенда». Мы считаем, что это немножко неправда. Решение еще не вынесено. Пока не можем сказать, будет штраф или нет».

Позже, после подготовки текста к публикации, из УФАС по РТ поступил письменный ответ на запрос «БИЗНЕС Online», где указывается, что к ним поступило обращение хозяйствующего субъекта. Интересно, что в ответе есть указание, что «в ходе изучения входящей-исходящей переписки ООО «Легенда» с заказчиками услуг по агентским договорам было установлено, что переговоры по заключению некоторых агентских договоров велись в апреле 2013 года, то есть до момента заключения договора о партнерстве от 13 мая 2013 года, а также лицензионного договора и получения статуса официального туроператора Универсиады». Видимо, эту зацепку планируют использовать уфасовцы. Как рассказал «БИЗНЕС Online» один из представителей УФАС, под заказчиками услуг в этом случае подразумевались группы, в числе которых были образовательные учреждения, СМИ, с которыми «Легенда» вела переговоры еще до получения статуса официального туроператора Универсиады. Поэтому у УФАС возник вопрос, от кого «Легенда» получила информацию — от дирекции — или она нашла ее самостоятельно?

Всего, по данным ООО «Легенда», за время проведения Универсиады через компанию прошло порядка 2500 человек

Дирекция Универсиады предоставила «БИЗНЕС Online» свой комментарий по ситуации, который мы приводим полностью:

«Взаимоотношения между исполнительной дирекцией «Казань-2013» и ООО «Легенда» возникли на основании партнерских отношений, возникших после заключения договора о партнерстве и лицензионного договора о предоставлении товарных знаков дирекции. Согласно партнерскому договору дирекция предоставила ООО «Легенда» статус «Официальный туристический оператор XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в городе Казани». При этом право ООО «Легенда» по размещению клиентских групп Универсиады не являлось исключительным. Договор заключен в рамках маркетинговой программы, которая предусматривала привлечение партнеров в различных категориях, предоставляющих дирекции денежный взнос либо взнос в натуральной форме в виде предоставления товаров или услуг. Взносы партнеров направлялись на обеспечение проведения мероприятий Универсиады. Информация о предложении стать партнером Универсиады, в том числе в категории «Туроператоры (туризм)» размещалась на официальном сайте Универсиады и находилась в свободном доступе. ООО «Легенда» заинтересовалось данным предложением, и с ним впоследствии были заключены договоры. Обязательства ООО «Легенда» по данным договорам были выполнены надлежащим образом и в полном объеме».

Другими словами, законодательство о госзакупках неприменимо тут еще и потому, что «Легенда» была не подрядчиком, а партнером дирекции. Она не получала, а, наоборот, платила деньги. А это две большие разницы. Получается, что если УФАС вынесет обвинительный вердикт, под вопросом окажутся все подобные лицензионные соглашения, заключенные дирекцией Универсиады с партнерами в других категориях. А в их числе «МегаФон», Hyundai, Coca-Cola, McDonald’s, PWC, English First и так далее. И не исключено, что завтра у УФАС возникнут вопросы, к примеру, почему волонтеров отправляли питаться именно в McDonald’s (хотя вокруг столько прекрасных ресторанов), а учиться языку — в EF? Схема та же самая.

УНИВЕРСИАДА КАК ИМИДЖЕВЫЙ ПРОЕКТ

Ситуацию газете «БИЗНЕС Online» прокомментировала Кузнецова. По ее оценкам, среди казанских туристических компаний требованиям, предъявляемым дирекцией Универсиады, отвечали единицы. Кроме того, не все компании готовы нести огромные риски, связанные с проведением такого мероприятия: набор дополнительного менеджерского состава, оплата партнерского взноса, покупка технологий по online-бронированию, оплата внеурочного времени работы сотрудников, введение в штат как минимум двух юристов, владеющих тремя языками. И все это на фоне непрогнозируемого потока туристов и стопроцентных штрафов за аннулирование брони.

Кузнецова отмечает, что «Легенда» долгое время оценивала риски, прежде чем взяться за проект, однако было принято решение, что для компании важен опыт проведения таких крупномасштабных мероприятий. «И, как показала практика, этот проект и стал имиджевым. Никакого отношения к отбору мы не имели, просто предоставили требуемые от всех претендентов документы наряду с другими компаниями». В дальнейшем кандидатура туроператора отбиралась и утверждалась на уровне дирекции Универсиады и кабинета министров РТ.

Зная о предстоящей Универсиаде, «Легенда» выкупила места в отелях города, внеся при этом от 70% до 100% предоплаты за номера. «Такая возможность была у всех компаний, однако в связи с непредсказуемостью потока не все компании готовы были нести такие риски», — объясняет Кузнецова. Она подчеркивает, что ее компания сумела выполнить финансовые обязательства перед отелями на 100%.

Клиентам «Легенда» оказывала услуги по бронированию отелей. «Также при необходимости мы предоставляли справочную информацию о телефонах такси, аккредитованных ресторанах и кафе, спортивных мероприятиях. Экскурсионным обслуживанием во время Универсиады занимался единолично ТИЦ», — говорит владелица фирмы.

Согласно партнерскому договору, за свои услуги «Легенда» могла брать с клиентских групп не больше 10% комиссии. Это условие было направлено на пресечение взвинчивания цен. Всего, по данным директора «Легенды», за время проведения Универсиады через компанию прошло порядка 2500 человек.

Доходы «Легенды» во время Универсиады увеличилась в среднем всего на 3 - 4% в отличие от обычных показателей в это время. Кузнецова утверждает, что рада и тому, что удалось избежать убытков. При этом она добавляет, что до сих пор у «Легенды» идут юридические процессы и дела, связанные с взысканием долгов за размещение в период Универсиады. Кстати, газета «БИЗНЕС Online» обнаружила в базе данных арбитражных дел спор «Легенды» с ООО «Континент» из-за долга в 189 тыс. рублей.

На вопрос, могла ли дирекция выбрать двух официальных туроператоров, Кузнецова поясняет, что не владеет такой информацией. «Однако, скорее всего, целесообразнее наличие единого туроператора для контроля ситуации и удобства туристов».

«Я ЗАМУЖЕМ ЗА ЧЕЛОВЕКОМ, КОТОРЫЙ МНОГО ВРЕМЕНИ ПОСВЯЩАЕТ РАБОТЕ»

Для более полного понимания всей этой истории о компании «Легенда» следует рассказать подробнее. Она работает на рынке туристических услуг с 2008 года. По итогам 2012 года компания при выручке 593 тыс. рублей получила убыток в размере 792 тыс. рублей. Показатели 2013 года, надо думать, будут лучше.

В своем интервью газете «БИЗНЕС Online» Кузнецова рассказывала, что создать свой турбизнес ее побудило плохое обслуживание в одной из крупнейших казанских туркомпаний. Вот как она сама вспоминает этот период:

Иван Кузнецов
Иван Кузнецов является заместителем руководителя исполкома Казани

«Это целая история! Я замужем за человеком, который очень много времени посвящает работе, поэтому у нас не часто получается отдыхать. И вот однажды у мужа неожиданно появилась возможность вырваться на недельку отдохнуть. Но отдых надо было организовать очень быстро. Я пришла в одну из известнейших и престижных туристических компаний нашего города (не скажу в какую) и объяснила: девочки, вот такая ситуация, все надо сделать быстро. Но оказалось, что в этой фирме в это же время менеджеры занимались организацией отдыха для VIP-персоны. И поэтому там просто отложили организацию нашего семейного отдыха в дальний ящик!.. — вспоминает она. — Вот после этого я и решила открыть свою туристическую компанию. И дала себе слово, что мои клиенты никогда не столкнутся с такими проблемами!»

Человеком, который очень много времени проводит на работе, является Иван Кузнецов, молодой чиновник казанской мэрии. Сразу после окончания КГУ он заступил на должность ведущего специалиста отдела обеспечения мероприятий управления делами аппарата исполкома Казани. Окончив в 2010 году Московскую школу менеджмента «Сколково», он сделал головокружительную карьеру, став сначала помощником, затем советником казанского градоначальника. В этой должности его и застала Универсиада. После нее он взлетел совсем высоко — в кресло заместителя руководителя исполкома города.

ИНСТРУМЕНТ В КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЕ

Кто же стал инициатором столь громкого разбирательства? Мухаметзянов утверждает, что им стало само ведомство, обнаружившее возможное нарушение самостоятельно. По информации Кузнецовой, инициатором разбирательства стал некий индивидуальный предприниматель, «который, к сожалению, не имеет своего отражения даже в госреестре. Соответственно, некий аноним». Кузнецова не исключает, что данный способ мог стать инструментом в конкурентной борьбе. «Однако в любом случае мы придерживались и будем придерживаться курса, выражаемого высказыванием Тагуи Семирджяна: «Честный игрок скорее проиграет в конкурентной борьбе, чем перед собственной совестью», — ставит точку в споре она.

Однако участники рынка сообщили «БИЗНЕС Online» о том, что у компании Кузнецовой очень непростые взаимоотношения с компанией «Персона Грата» и ее руководителем Рамилем Мифтаховым, возглавляющим также казанскую ассоциацию туристических агентств. В вышеупомянутом интервью Кузнецова даже высказалась в его адрес с острой критикой.

Как утверждает участник рынка, пожелавший остаться неназванным, Мифтахов был претендентом номер один на статус официального туроператора Универсиады. «У него были серьезные наработки, опыт обслуживания крупных мероприятий по линии исполкома и минмолодежи. Вообще крупных компаний, специализирующихся на въездном туризме, с таким опытом у нас реально нет, — рассказывает эксперт. — Надо было видеть Мифтахова, когда буквально за месяц до начала Универсиады он узнал, что «пролетел». Он очень сильно потерял — и автобусы уже купил, и людей нанял... А у «Легенды» вообще ничего не было. Да, у Алсу Кузнецовой есть хватка, энергия, идеи и прочее. Но ее компания заточена только под одного корпоративного клиента — администрацию Казани. Это большие риски для бизнеса».

460.jpg
Рамиль Мифтахов: «Конкурс на официального туроператора Универсиады не объявлялся и не проводился»

Сам Мифтахов прокомментировал ситуацию «БИЗНЕС Online» в довольно умеренных выражениях:

— Конкурс на официального туроператора Универсиады не объявлялся и не проводился. Компания «Персона Грата» работала с дирекцией Универсиады с самой первой заявочной компании, и я горд этим. В 2006 - 2007 годы мы первый раз повезли людей в Турин, Барселону. Я возил официальную делегацию в Шеньчжень. Наша работа никогда не останавливалась. Но в данном случае дирекция Универсиады по каким-то причинам приняла решение о том, что размещать гостей будет «Легенда». Если бы конкурс на определение туроператора Универсиады был объявлен официально, то не только я бы принял в нем участие, но и другие внутренние игроки.

Возможно, в качестве официального туроператора на Универсиаде должна была работать не одна, а несколько компаний.

В Сочи, кстати, работает не один, а несколько операторов. Кто-то продавал готовые пакеты с билетами на мероприятия, которые будут проводиться на Олимпиаде. В Казани, может быть, на что-то понадеялись и подумали, что один оператор справится с таким объемом. Четкую оценку, справилась ли «Легенда» с работой, должна дать дирекция Универсиады.

Но по официальным поставщикам сувенирной продукции или других услуг конкурс тоже не объявлялся. Взять, например, «Татнефтепродукт»: компания заявила, что готова снабжать топливом машины, которые используются на Универсиаде. Соответственно, им объявили стоимость роялти, компания приняла и заправляла машины. Думаю, что у дирекции Универсиады не было намеренного злого умысла в привлечении «Легенды». Но я считаю, что стоило посоветоваться с туристической общественностью Казани, операторами внутреннего рынка. «Легенда» все-таки не является крупным оператором и даже средним, наверное, не является. Надо было изучить, имеется ли у компании опыт работы в крупных мероприятиях по приему здесь гостей.

«УНИВЕРСИАДА ПАРАЛИЗОВАЛА ТУРИСТИЧЕСКИЙ РЫНОК»

Другие участники рынка, опрошенные «БИЗНЕС Online», утверждают, что вразрез с версией дирекции Универсиады побороться за право стать официальным туроператором Игр им помешало не отсутствие желания, а нехватка информации.

Рустем Тарзиманов — директор по продажам «Салават Lufthansa City Center»:

— Туристические агентства делятся на те, которые занимаются приемом гостей в Казани (их у нас можно пересчитать по пальцам), и те, которые занимаются выездным туризмом (их большинство). Как правило, приезжающие в Казань туристы делятся на несколько категорий: во-первых, из ближайших регионов (они проходят мимо агентств). Все остальное — это событийный или бизнес-туризм (также мимо агентств). Из этого следует, что турагентства не особо спешат заниматься приемом — это не очень выгодно, спрос небольшой, а опыт нужен серьезный.

Нам никто не рассылал информацию о проведении конкурса по выбору официального туроператора Универсиады, возможно, потому, что мы особо не рекламируемся и серьезно не занимаемся приемом гостей в Казани.

Из тех агентств, с кем я общался, особо не было желающих быть официальными туроператорами. Потому что у бизнеса есть определенное недоверие к госструктурам. Для крупных турфирм в Казани сумма членского взноса в миллион рублей приемлема. В Казани были компании, которые могли принять эти условия.

«Легенда» существует на рынке несколько лет, опыта по приему гостей у них не было. Это не самое слабое агентство в Казани, но в Топ-20, по моему мнению, не входит. По сути, во время Универсиады от компании ничего не зависело — организацией, размещением гостей и другими деталями занималась дирекция Универсиады и город. Сложно сказать, справилась ли компания со своей работой или нет.

Отельеры Казани могут рассказать, какая несладкая ситуация была во время Универсиады. Сначала в отелях дирекция Универсиады забронировала все номера, причем без предоплаты, а затем сказали, что такое количество номеров не нужно. В результате отельеры понесли убытки. Загрузка в дни открытия и закрытия Универсиады была 100 процентов, а в другие дни — 50 - 70 процентов.

Светлана Пименова — директор компании «Итиль тур»:

— До нас информация о проведении конкурса по выбору официального туроператора Универсиады не дошла. Мы узнаем только по факту: что-то прошло, кого-то выбрали. Думаю, нам было бы интересно поучаствовать в этом конкурсе. У нас есть опыт работы в качестве принимающей стороны, мы работаем много лет, у нас есть профессиональные сотрудники, которые могут организовать прием гостей. Надеемся, УФАС выяснит, были ли какие-то нарушения по этому вопросу.

Требования для официального туроператора по взносам для кого-то, наверное, большие, для кого-то — нет. Сложно судить, наверное, требования были обоснованы и экономически просчитаны дирекцией Универсиады. Но ведь и масштаб мероприятия был большой.

Я знаю о том, что гостей обслуживали министерство по делам молодежи, спорту и туризму и туристско-информационный центр. Про «Легенду» я впервые услышала весной 2013 года, когда их представили в качестве официального туроператора. Но в дни Универсиады вопросы решались только с министерством. Как они отработали, мы не знаем.

За год до Универсиады мы не могли забронировать под наши группы ни гостиницы, ни одну точку размещения в радиусе 40 километров от Казани. Я уже не говорю про саму Казань. Транспорта тоже не было, потому что весь он был задействован под гостей Универсиады. В дни Игр мы отдыхали, гостей не было. Некоторые отели звонили нам и говорили, что гостей нет и они стоят пустые.

Евгения Лодвигова — вице-президент ассоциации рестораторов и отельеров РТ:

— О конкурсе (на получение статуса официального туроператора Универсиады ред.) я не слышала, но знаю, что у дирекции Универсиады был выбор. Вообще считаю, что официальный туроператор из числа компаний был не нужен, дирекция тогда на что? У них там такой штат... Мне неделю назад из «Легенды» прислали письмо — возможно, они как раз готовились к разбирательству — с просьбой подтвердить, что на нас с их стороны не оказывалось давление в период проведения Универсиады. Действительно, не оказывалось — мы им отдавали номера по остаточному принципу, те самые, от которых отказывалась дирекция Универсиады. В то же время вопрос даже не их профессионализма, а наших административных методов, которые практиковались накануне и в процессе Игр. Так, из-за обязательства держать бронь некоторые гостиницы были в серьезном простое.

Эдуард Замалиев — генеральный директор ООО «Якши Тревел»:

— Нет, не слышал о конкурсе, возможно, он и проводился, но, насколько я знаю, никому из коллег не предлагали, они тоже не слышали. Вообще неправильно, что был один-единственный официальный туроператор, должно было быть несколько. Хотя у нас на рынке крупных туркомпаний, имеющих соответствующий опыт приема — единицы. С учетом объемов Универсиады партнерский взнос в 1 миллион рублей — это нормальная сумма.

По моей информации, отели в период проведения Игр были загружены полностью. Что касается туркомпаний, то я бы не сказал, что участникам рынка удалось серьезно на этом заработать. Заявки от желающих приехать в Казани в это время поступали практически в каждую турфирму, но им не удавалось забронировать номера, поэтому приходилось отказывать. Сама Универсиада не оправдала надежд туркомпаний, рынок был практически парализован. И только когда Игры закончились, турпоток увеличился.

***

«БИЗНЕС Online» будет следить за развитием событий вокруг этого резонансного процесса, затеянного по инициативе УФАС. Ведь размещение гостей по отелям — это лишь малый сегмент мероприятий, который дирекция Универсиады проводила с помощью партнеров. И по идее, создав прецедент, антимонопольщики могут попытаться по той же схеме оспорить, к примеру, билетную программу Игр или аккредитацию такси...