4.jpg

ЗНАКОМСТВО С РОБОТОТЕХНИКОЙ

Прямо на входе в здание технопарка «Навигатор кампус» Рустама Минниханова и Николая Никифорова приветствовал робот-трансформер в полный человеческий рост. Выглядел он убедительно: двигался как робот, издавая характерное тарахтение, вместо глаз — синие светодиоды, говорил механическим голосом. Глава Татарстана от неожиданности даже немного оторопел — неужели отечественная робототехника уже дошла до такого? Впрочем, через секунду стало понятно, что это только довольно правдоподобный муляж: на человека надели множество мелких деталей, повторяющих контуры одного из персонажей известного фантастического боевика. Минниханов и сопровождавшие его лица не растерялись и тут же начали фотографировать псевдоробота для своих Twitter и Instagram.

Презентацию кампуса для высоких гостей провел председатель совета директоров технопарка и ангельского фонда GRAVIZapp's Рамиль Ибрагимов. Воспользовавшись навыками бывшего телеведущего, он с жаром начал рассказ об особенностях первого в России частного хардверного технопарка (технические и финансовые подробности этого проекта «БИЗНЕС Online» опубликовал вчераприм. ред.).

— Рустам Нургалиевич, вспомните, год назад мы говорили, что Казань созрела для частного технопарка, правда, мы тогда говорили еще об одном IТ-парке. Сегодня мы реализовали эти предложения. Почему именно хардвер? По прогнозам всех ведущих экспертов, компьютерная революция, которая шла последние 50 лет, сменяется новой революцией, связанной с «умной» электроникой, робототехникой и 3D-печатью. В этом технопарке мы здесь будем специализироваться на создании прототипов. Да, мы пока маленькие, но мы быстро будем расти. Обратите внимание — какая широкая география наших резидентов: Казань, Санкт-Петербург, Тюмень, Томск, Тула, Пермь, Астрахань, Чебоксары и даже Киев. Здесь есть хакспейс для прототипирования, рабочие места для инженеров, дизайнеров и программистов, ультрасовременный бизнес-центр. У нас есть реальный гараж для «грязных» работ. Там компания Nova начинает производить свои 3D-принтеры. Мы их посадили сначала в IТ-парк, пока не купили вот эту землю. Правда, Ильсур Раисович (Ильсур Метшин — мэр Казаниприм. ред.) сказал, что земля принадлежит народу, а мы представители народа... — начал говорить Ибрагимов.

В этот момент Минниханов удивленно обернулся на стоявшего позади него Метшина. Тот развел руками, дескать, я тут ни при чем, земля действительно принадлежит народу. Минниханов с улыбкой поправил, похлопав Метшина по плечу: «Народу в лице мэра».

1.jpg

— Но теперь земля стала принадлежать нам, — продолжил Ибрагимов под дружный смех VIP-ов и журналистов. — И теперь на нашей земле в этом гараже ребята собрали на коленках первые четыре 3D-принтера. Может быть, когда-нибудь это будет такая же легендарная история, как в компании «Хьюлетт Паккард. Как бы там ни было, мы намерены активно расти за пределы Татарстана, и чтобы все знали, откуда идет рост, мы приняли решение все переговорные комнаты и конференц-залы этого и последующих наших технопарков называть именами великих деятелей татарской культуры и науки. На первом этаже переговорки называются «Тукай» и «Джалиль», а на втором этаже конференц-зал носит имя «Кул Гали».

— Как? — переспросил Минниханов.

— «Кал Гали»... «Кул Гали», — Ибрагимов постарался максимально точно произнести это имя на татарском языке.

— А зала Ильсура Метшина у вас нет? — продолжил с юмором подначивать выступающего президент.

— Это в будущем... — неопределенно ответил Ибрагимов и продолжил. — Сейчас в хакспейсе ученики школы №35, IT-лицея и робототехнического направления университета Иннополис работают с нашими преподавателями. Мы хотим по всей России открыть широкую образовательную сеть. При нашем технопарке работает собственный ангельский фонд GRAVIZapp's, который инвестирует в проекты на стадии идеи или почти готового прототипа. Наша команда — бывшие сотрудники IT-парков Казани и Набережных Челнов и технопарка «Идея».

3.jpg

«ЕСЛИ ИНВЕСТОР ОТ НАС НЕ СБЕЖИТ...»

Затем Ибрагимов ответил на вопрос, который интересовал всех, по крайней мере, журналистов.

— Все спрашивают, где же мы взяли деньги? Первый миллион долларов был наш — это наша доля от продажи стартапа. Мы так понравились нашему покупателю, что он решил стать нашим инвестором. Он вложил 120 миллионов рублей в первую очередь нашего технопарка, — рассказал председатель совета директоров технопарка. — Осенью 2014 года мы начинаем строить вторую очередь. Сейчас мы выглядим вот так, — сказал он, закрыв ладонью второй этаж на картинке. — А третью очередь мы достроим на нашем заднем дворе в 2016 году. Вначале мы планируем выйти на 6 тысяч квадратных метров, 800 рабочих мест и до 200 стартапов одновременно. В 2015 году мы намерены начать строить филиалы в Перми и Уфе. Итоговая сумма инвестиций будет порядка 10 миллионов долларов, — сказал Ибрагимов, резонно добавив. — Если инвестор от нас не сбежит или мы не найдем другие источники финансирования. В этом случае у нас получается вот такой замечательный хардверный географический треугольник — волжско-камский эчпочмак.

Вопреки ожиданию Минниханов не поддержал шутку: «А в Набережных Челнах вы не хотите построить филиал?» Ибрагимов постарался собраться с мыслями, вздохнул и ответил с намеком: «Если мы будем развиваться очень быстро, то, возможно, мы появимся и в Челнах».

— Вообще, у нас идея за 5 - 7 лет открыть пусть маленькие, но филиалы во всех городах-миллиониках, — уточнил Ибрагимов, стараясь найти поддержку у стоящего рядом Никифорова. — Все будет зависеть от той команды инженеров, которую мы сможем там найти.

2.jpg

«Я САМ УЗНАЛ ОБ ЭТОМ ПРОЕКТЕ В САМОМ КОНЦЕ»

Стараясь поскорее закончить скользкую тему, Ибрагимов предоставил слово главе республики для приветственного слова.

— У меня такого таланта нет, как у тебя. Ты так красиво рассказал, что мы все записались в этот технопарк... — Минниханов попытался найти его точное название на слайде, висящем за спиной.

— Хардверный технопарк, — пришел на помощь Ибрагимов.

5.jpg

— Хардверный... — как бы пробуя слово на вкус повторил Минниханов. По всей видимости, вкус слова ему не совсем понравился. — Ладно, высокотехнологичный технопарк, — нашел замену президент. — Еще пять лет назад мы мечтали, что появятся частные инвесторы. Правда, Николай Анатольевич? — обратился он к министру связи и массовых коммуникаций РФ. Никифоров кивнул головой в знак согласия. — Когда мы строили только за счет республиканских и федеральных госсредств такие объекты. А сегодня мы реально видим, что инвесторы заинтересованы и, самое главное, здесь появляются прототипы, которые в дальнейшем будут создавать конкурентоспособность России на мировых рынках высокотехнологичной продукции. Все, что мы здесь видим, — это впечатляет. Главное, что у вас есть желание, что у вас есть команда единомышленников, если люди, которые в вас верят, вкладывают в вас свои деньги, значит мы движемся в правильном направлении. Этот объект появился как-то незаметно. Я сам узнал об этом проекте в самом конце. И это уже хорошо — то, что без нас появляются такие проекты. Значит, мы сумели создать среду, государство выполнило свою важнейшую функцию. Если есть среда, есть возможности проявить себя, есть интеллект (а Казань — это мощный образовательный центр), это значит, что мы на правильном пути, — отметил Минниханов. — Я думаю, что таких объектов у нас должно быть много. Если какая-то поддержка нужна со стороны города, Ильсур Раисович, обязательно помогите, — обратился глава республики к мэру Казани. — Про Челны я не зря говорил, — вернулся он к недосказанной теме. — Мы должны развивать это направление не только за счет вашего потенциала. Мы должны задействовать и наш потенциал. Основное богатство этого проекта — мозги, талантливые люди. А талантливые люди — они не на улице. Они в наших университетах, научных центрах. Таких людей надо увязать в такие проекты. Поэтому мы ваши помощники.

«ЛЮДИ САМИ ВЫБИРАЮТ, ГДЕ ИМ ЖИТЬ, УЧИТЬСЯ И РАБОТАТЬ»

Выступивший следом Никифоров развил мысль главы Татарстана.

— Я думаю, что даже здесь собравшиеся не до конца понимают, какой качественный скачок сейчас произошел в создании российской, татарстанской инновационной системы. Более 10 лет государство осуществляло целевые инвестиции в самые разные объекты инфраструктуры. Татарстан славится тем, что здесь рекордное количество особых экономических зон, технопарков, венчурных фондов...

— Индустриальных парков, — добавил Минниханов.

— Да, индустриальных парков и других элементов поддержки. Качественный переход заключается в том, что инвестором, создателем инфраструктуры является частный бизнес. Мы должны очень внимательно к этому новому тренду отнестись. Все правительства мира сегодня сфокусированы на создании точек экономического роста. Мы видим, что все, что связано с новыми технологиями, информационными технологиями, особенно прикладными разработками, на которых сосредоточен этот «Навигатор кампус» — все это растет очень быстро. Только в области IT мы в 2013 году зафиксировали рост в 12 - 18 процентов. В прошлом году российские софтверные компании осуществили экспорт продукции на 5,2 миллиарда долларов. За это же время экспорт вооружения из России составил 13 миллиардов долларов. Но если сравнить по чистой прибыли, то я думаю, что добавленная стоимость от экспорта у программистов выше, чем у предприятий ВПК. В софтверных компаниях вся себестоимость — это заработная плата молодым, талантливым программистам. Поэтому такие точки роста очень важны для России. А талантливых людей, которые способны создавать такие разработки, может привлечь только одно — это качество жизни. И об этом тоже надо задуматься. У нас свободная, открытая страна. Никто не отбирает загранпаспорт. Люди сами выбирают, где им жить, учиться и работать. И то, что город Казань так сильно преобразился после Универсиады — это очень дорогого стоит. Я считаю, что Казань — идеальное место с точки зрения ощущения качества жизни, с точки зрения миграционных потоков. Желаю, чтобы таких площадок появлялось как можно больше. Я полностью поддерживаю ваши планы открыть филиалы во всех городах-миллиониках. Мы готовы оказывать всяческую поддержку в этом.

СУВЕНИР НА ПАМЯТЬ

Ибрагимов попросил гостей приложиться рукой к тачскрину и тем самым запустить процесс печати на 3D-принтере сувенира — модели первой очереди технопарка Navigator Campus. Ибрагимов пообещал Минниханову на выходе из технопарка подарить напечатанную модель, а пока предложил провести экскурсию для важных гостей и следовавших за ними по пятам журналистов. За полчаса, в течение которых проходила экскурсия, принтер поднял фундамент модели технопарка на высоту в 2 миллиметра. Стоявший рядом представитель компании-производителя принтера раскрыл маленький секрет. Оказывается, Минниханова не собирались держать в кампусе до позднего вечера, пока принтер не напечатает модель. Понимая, что это вряд ли удастся сделать, модель напечатали заранее. Все логично: как встретили бутафорским роботом, так и проводили заранее заготовленной распечаткой. Но, как говорится, лиха беда начало. Дойдет дело и до настоящих роботов. Лишь бы, как сказал Ибрагимов, инвестор не убежал.