Своеобразный «ворк-шоп» для российских туроператоров состоялся вчера в министерстве по делам молодежи, спорту и туризму РТ. Представители отрасли внутреннего туризма, заинтересованные раскрыть и продвинуть «изюминку» нашего региона, внимали докладам о наследии Универсиады и туристическом потенциале татарстанской глубинки. Как купеческая провинция неумолимо затмевала интерес к спортивной столице, наблюдала корреспондент «БИЗНЕС Online».
«ДЛИНА ТУРИСТИЧЕСКОГО СЕОЗНА В ПРОШЛОМ ГОДУ БЫЛА БОЛЬШЕ, ЧЕМ ОБЫЧНО»
Мероприятие, организованное казанской туркомпанией VisTravel при поддержке ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ и Торгово-промышленной палаты Татарстана, собрало немногочисленную, но, как говорится, целевую аудиторию. В зале присутствовали представители туроператоров от юга и «до самых до окраин» нашей обширной страны. И, как показало заседание, собравшаяся аудитория уверилась, что Татарстан с Казасхтаном уже не путают.
Открывая мероприятие на позитивной ноте, президент VisTravel Гузель Миннубаева заявила, что Татарстан является лидером по числу туристов в Поволжском федеральном округе, и засим передала слово замминистра по делам молодежи, спорту и туризму Сергею Иванову.
Иванов напомнил, что если ранее турпоток в Татарстан прирастал ежегодно на уровне 13 - 14%, то за последние годы вырос на 19%. И хотя, по словам спикера, в этом немалую роль сыграла Универсиада, замминистра признал, что лучшим доказательством интереса к региону служит поток туристов... после Всемирных студенческих игр-2013.
«Мы почувствовали увеличение интереса начиная с конца Универсиады. Как только выехали все клиентские группы и спортсмены, поток туристов в республику увеличился кратно. Да и длина туристического сезона была больше, чем обычно: если раньше активный турпоток заканчивался где-то в середине сентября, то в прошлом году по всем основным точкам он сохранялся до конца октября - начала ноября», — рассказал Иванов. По его словам, отзывы были достаточно положительные. «Люди видят изменившуюся инфраструктуру, прекрасные объекты показа. Татарстан — достаточно разноплановый регион, каждый найдет турпродукт по интересам», — отметил замминистра.
По словам Иванова, самостоятельным турпродуктом становятся объекты Универсиады, причем настолько, что скоро по данному «наследию» будут обучать экскурсоводов. Не преуменьшая привлекательность Болгара и Свияжска (турпоток в который в 2013-м году вырос на 90% — прим. авт.), Иванов следом за премьер-министром РТ Ильдаром Халиковым назвал Елабугу одной из самых ярких жемчужин на туристической карте России.
Марина Саушкина |
«НАДЕЮСЬ, ЧТО УЕДУ ОТСЮДА ОТКРЫЛЕННОЙ»
Следуя олимпийской терминологии, эстафету от Иванова приняла Марина Саушкина — председатель Российского союза туриндустрии. Она призналась, что первый раз и в Казани, и в Елабуге (куда участники мероприятия собирались на следующий день — авт.), и готова впитать в себя все прелести этих городов. А пока Саушкина рассказала коллегам о последних мировых трендах в туризме, применимых к Татарстану. Любопытно, что тренды эти в большинстве своем оказались далековаты от спорта.
Во-первых, как справедливо отметила Саушкина, в мире сегодня популярен экологический туризм. По ее мнению, Казань как спортивная столица здесь могла бы проявиться в контексте пропаганды здорового образа жизни. Второй тренд, чрезвычайно популярный на международном рынке, — гастрономический туризм, где, по мнению эксперта, хлебосольная Казань может предложить нечто большее, чем авторитетный чак-чак.
«Кроме того, туризм может развиваться внутрь за счет крупных проектов», — заявила Саушкина. По словам главы РСТ, Казань могла бы занять достойное место в проекте «Великий чайный путь», который «уже объединил Китай, Монголию и всю Россию».
«Надеюсь, что уеду отсюда окрыленной», — завершила доклад Саушкина, ранее призвав туркомпании вступать в ряды РСТ как эффективного лоббиста участников рынка.
Хайдар Халиуллин и Венера Ганиева |
«РАСКРУТКА ЗА СЧЕТ УНИВЕРСИАДЫ — ЭТО ХОРОШО, НО ЭТО ЛИШЬ КАПЛЯ В МОРЕ!»
Далее о своем видении резервов и проблем туризма в Татарстане поведали представители региональных бизнес-объединений. Как признался президент ассоциации предприятий МСП РТ Хайдар Халиуллин, он, будучи в деловых поездках за рубежом, всегда завидует тому, что маленькие европейские и американские городки полны туристами.
— Очень обидно, когда Татарстан путают с Казахстаном, не знают! — сказал Халиуллин.
— Знают, знают! — опровергла дама с места.
— Ну, сейчас более-менее знают, — дипломатично согласился Халиуллин и продолжил в том плане, что раскрутка за счет Универсиады — это хорошо, но туристы, приехавшие к нам на время Игр, — лишь капля в море. — Печка, баня — тоже замечательно, но нужно и сервис развивать. И улыбки, улыбки-то не у всех есть! Надо учиться улыбаться! — призвал глава бизнес-ассоциации, известный в деловых кругах оптимист-реалист.
В свою очередь, зампредправления ТПП РТ Артур Николаев как непосредственно причастный к деловому туризму сообщил, что два первых вопроса, который задают приезжающие в Татарстан бизнесмены: это где разместиться и где поесть чего-нибудь вкусненького, местного (что коррелирует с рекомендациями Саушкиной о гастрономическом туризме — авт.). По мнению Николаева, для эффективного турпотока нам необходима скоростная магистраль Москва — Казань. «Люди живут уже другими понятиями о времени и не понимают, зачем тратить 10 часов на 800 километров. Это будет так же удобно, как на самолете», — спрогнозировал представитель ТПП РТ.
Что касается туристических достопримечательностей, то, по словам Николаева, многие приезжие коммерсанты интересуются Елабугой. «Когда в особую экономическую зону бизнесменов возим, всегда стараемся им Елабугу показать. Там такая интересная атмосфера... В малых городах есть своя изюминка», — напомнил спикер.
«БУРЫЙ УШАН, СЕРЫЙ КОЖАН И РЕДЧАЙШИЕ ОСТРОМОРДЫЕ ЛЯГУШКИ»
Как бы в подтверждение слов Николаева выступления представителей Елабужского музея-заповедника и Сармановского района с презентацией местного медного рудника оказались весьма подготовленными и интересными. Оба района продемонстрировали увлекательные фильмы и весьма уверенно рассказали о местных привлекательностях.
В частности, представитель Сармановского района рассказывала о медном руднике, на который съезжаются спелеологи со всего мира, но который по-прежнему известен у нас лишь в узких кругах. Акцентировав внимание на моменте в фильме, где профессор Туринского университета признается, что 40 лет занимается спелеологией, но такого, как в Сарманово, нигде не видел, эксперт добавила:
— Там (в руднике — авт.) водятся редкие виды летучих мышей: бурый ушан, серый кожан, а также редчайшие остромордые лягушки!
Эх, слышали бы ее инициаторы засыпки правого берега Казани, аргументировавшие, что этот рассадник комарья некому не нужен...
Фарид Уразаев |
«УНИВЕРСИАДА НЕ МОГЛА ПРОЙТИ БЕССЛЕДНО»
В пользу необходимости раскрытия туристических сокровищ, скрытых в районах Татарстана, высказались и председатель всемирной ассоциации содействия татарским предпринимателям (оказывается, и такая бизнес-организация существует для поддержки республиканского бизнеса, аж на международном уровне — авт.) Фарид Уразаев, и генеральный директор Национального музея РТ Гульчачак Назипова. В частности, по словам Назиповой, сейчас активно развивается заводской туризм, а в районах много интересных производств с историей. В качестве примера Назипова привела Кукморский валяльно-войлочный комбинат, где туристам сегодня предлагают не только посмотреть, но и свалять собственные валенки, а также Алексеевск, где «возрождают традиции ткачества нашего региона».
«Мы готовы сотрудничать с проектом «Великий чайный путь», тем более что уже проводим фестивали чая и чак-чака», — вернулась к гастрономической теме Назипова.
Но вскоре собрание вспомнило спортивную волну с легкой руки директора музея Унивесиады Юлии Райнвайн. Она рассказала, что музей — первый таковой в истории Всемирных студенческих игр — был открыт еще до Универсиады вопреки мнениям скептиков, что «не время и вообще у вас не музей, а экспозиция». «Универсиада не могла пройти бесследно», — подчеркнула спикер.
По словам Райнвайн, первый и единственный музей Универсиады рассказывает о трех основных вехах в истории: о подготовке Казани к проведению Игр-2013, об успехах советских и российких спортсменов и об истории Игр вообще. Так, здесь отдельный стенд посвящен первым Всемирным студенческим играм 1923 года в Париже, а также доступно универсиадское первое видео «образца» 1971 года.
Как отметила спикер, за период Игр их музей посетили более 12 тыс. туристов, в основном студенты. Сегодняшняя аудитория — школьники, для которых в музее планируют проводить мастер-классы титулованных спортсменов.
Сергей Иванов |
«ЭТО НЕ ПРОСТО СТЕНЫ — ЭТО ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ОБЪЕМ ИНФОРМАЦИИ»
Сергей Иванов — заместитель министра по делам молодежи, спорту и туризму РТ:
— Во-первых, объекты Универсиады — это не фитнесс-центры. Это объекты олимпийского уровня, в которых проходят российские и международные соревнования. И я считаю, что спорткомплексы Универсиады не просто станут объектами привлечения туристов — они уже стали таковыми, потому что в течение осеннего периода туда приезжали школьные группы и просто туристы. Им было интересно посмотреть эти суперсовременные здания, как это все устроено. Конечно, если вы живете в Москве... да даже в Москве нет таких объектов! Необычная конфигурация, необычная архитектура, но главное — у этих объектов уже есть история!
На каждом объекте были завоеваны медали либо в период Универсиады, либо во время проведения российских и мировых первенств. Это не просто стены, это определенный объем информации. И человек, когда попадает на такие объекты, он понимает, что это высокие спортивные технологии, живая история спорта. Комплекс водных видов спорта, «Казань-Арена», академия тенниса, гребной канал — это объекты, которых в России можно по пальцам одной руки пересчитать. Аудитория на эти объекты разная — есть запросы и от школьных групп, и от взрослых туристов. Приезжая в другой регион, мне, например, интересно, какой там есть знаменитый либо суперсовременный спортивный объект. Как говорится, своими ногами пройти и своими руками прощупать.
Но нужно раскрывать туристический потенциал районов Татарстана. Среди тех, кто уже готов к приему туристов, могу назвать Тетюшский район, Высокогорский, Арский, Мамадышский район. И Камско-Устьинский район — там большой потенциал, но пока еще нет инфраструктуры. А Тетюшский район, к примеру, уже сейчас принимает туристов, и там идет рост турпотока. Город Тетюши великолепен, он находится на Волге, и там, самое главное, есть кадровый потенциал — люди, горящие желанием и понимающие, как сделать качественный туристический продукт и как его продвинуть. Вот это основные условия успеха.
Юлия Райнвайн |
Юлия Райнвайн — директор музея Унивесиады:
— Мы общались с туристическими компаниями, и они у нас несколько раз были в музее, чтобы понимать, как продавать этот турпродукт. И с их слов могу сказать, что после Универсиады образовался пласт туристов, которые — правда! — хотят посмотреть, что у нас после Игр изменилось, куда были вложены деньги и как это выглядит. Поэтому 7 спортобъектов уже имеют своих туристов, и Деревня Универсиады очень популярна — людям хочется посмотреть, где спортсмены жили, как кушали и так далее.
Думаю, что в ближайшие несколько лет Казань в плане туризма будет продаваться именно как спортивная столица России. Столица, которая приняла большие спортивные соревнования, как и Сочи, собственно.
С сентября по декабрь музей Универсиады посетили более 1,4 тысячи школьников. Если сравнивать с посещаемостью многих музеев, это говорит о многом. К слову, обидно, что наших чемпионов не идентифицируют — какие-то есть легенды спорта, а о наших молодых ребятах, перспективных, которые будут этими легендами, пока в этом русле не говорят. Мы планируем развивать мастер-классы от спортсменов, воодушевлять ребят на спортивные подвиги.
Светлана Абдарзянова — старший научный сотрудник Елабужского музея-заповедника:
— Мы учитываем интересы каждого туриста: начиная от ребенка, студента, школьника и заканчивая людьми преклонного возраста. Мы постарались удовлетворить их потребность в старине, в посещении музеев — у нас на каждый квадратный метр приходится такое количество знаменитых людей, что точно можно изучать половину школьной программы. Кроме того, у нас есть не только музеи, но и знаменитые шишкинские леса, где у нас около 20 памятных мест, где были созданы этюды к известнейшим картинам Шишкина: такие как «Утро в сосновом лесу», «Рожь», «Корабельная роща». Учет этих интересов, постоянное развитие позволяет нам не останавливаться на одном месте, мы стараемся сделать эти туры не просто традиционными, но интересными.
Светлана Абдарзянова и Ольга Зайцева |
В последнее время мы стараемся использовать интерактив, вовлекать конкурсантов в процесс посещения музея. Это дает свои плоды: Елабуга стала по-настоящему привлекательной. Кроме того, каждый сотрудник наших музеев — своего рода артист. Силами музейных работников мы проводим театрализованные представления. В прошлом году в маленькой усадьбе Надежды Дуровой было показано 37 представлений Масленицы, заявки просто зашкаливали. Всех привлекает такой туристический продукт, и, полагаю, что второй нашей профессией станет профессия актера.
Ольга Зайцева — руководитель туристско-информационного центра Елебужского музея-заповедника:
— Туристов разных возрастов и категорий привлекают в Елабуге не только сами достопримечательности, но и упор на новые, интерактивные формы работы. Например, с этого года у нас запускается квест-тур — это не в привычном понимании экскурсия, когда экскурсовод в форме монолога рассказывает туристам об истории города, а когда сами туристы вовлечены в этот процесс. Они получают конверты с загадками, сами их разгадывают, сами разыскивают в городе достопримечательности, а потом от экскурсовода получают занимательный комментарий о тех или иных достопримечательностях. Таким образом, банальная экскурсия по городу превращается в увлекательную квест-игру, которая интересна и молодежи, и взрослым.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 9
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.