«Я ПОШЕЛ В СОБОР И ПОСТАВИЛ СВЕЧКУ»

В 1873 году, когда родился Федор Шаляпин, в Казани стояли лютые морозы. Ребенок был слабеньким, и было решено его побыстрее окрестить — не дай Бог умрет некрещеным. Местом крещения выбрали Богоявленский собор на Проломной улице (ныне — Баумана) — Шаляпины жили неподалеку. В храме было холодно, после обряда крещения малыша нужно было поскорее отнести домой, и в церковной книге впопыхах сделали неверную запись — «младенец Федор Шляпкин».

Позже представитель древнего вятского рода Шаляпиных прославил родину, а земляки увековечили его память — более 30 лет в Казани проходит международный оперный фестиваль имени Шаляпина, а 15 лет назад рядом с храмом, где будущий великий певец принял крещение, был установлен памятник певцу. Вчера его подножье было усыпано цветами — так всегда бывает в этот день.

— Я сегодня пошел в Богоявленский собор и поставил свечку за упокой души раба Божьего Федора, — рассказывает приехавшим на Шаляпинский фестиваль спецкор радио «Орфей» Николай Рыбинский.

В ТГАТ оперы и балета им. Джалиля 13 февраля неизменно дают «Бориса Годунова», в этом спектакле Шаляпин исполнял партию царя Бориса, пел он и партию Пимена. Но все-таки именно Борис — вершина его художественных достижений.

УВАЖАЯ МНЕНИЕ ТАРКОВСКОГО...

«Борис Годунов» в Казани — перенос аналогичного спектакля из Большого театра. Режиссером постановки был Леонид Баратов, сценографом — Федор Феодоровский. Этот «Борис Годунов» попадает под определение «большой оперы», то есть полномасштабной постановки с мощным хором и мимансом, с дорогими костюмами и декорациями. Уважающие себя театры просто-напросто обязаны иметь в репертуаре такие мегаполотна.

Разумеется, что есть и иные трактовки «Бориса Годунова». Например, в свое время Андрей Тарковский поставил на Западе эту оперу Мусоргского как повествование о нищей, забитой Руси. Видеоряд был выдержан в черно-белой гамме, а с потолка все время падали хлопья бутафорского снега. Уважая мнение Тарковского, с этой концепцией можно было бы поспорить. Все-таки «Борис Годунов» задумывался композитором как полномасштабное действо с героем — мятущимся царем, и пышные костюмы, хотя и минимальные, но фрагменты церковных обрядов, величие польского двора, — без этого этот спектакль не может существовать. И дело не только в нищей Руси и Юродивом, но и в той пытке, на которую, греша, обрекает себя царь. Трагедия царя Бориса — внутренняя, больная совесть, вот что не дает ему покоя, и, пожалуй, эти душевные переживания выходят у него на первый план, чуточку оттесняя даже проблемы государственные.

Перенос «Бориса Годунова» осуществил в Казани режиссер Михаил Панджавидзе, бережно следовавший за Баратовым. Панджавидзе известен как постановщик, живущий в ладу с композитором, партитура для него священна. Поэтому в казанской «франшизе» вы не увидите никаких вольностей.

РУССКИЙ БАС

На Шаляпинском фестивале всегда возникает проблема: кто же будет петь царя Бориса. Казанцы уже слышали великолепных Михаила Светлова-Крутикова, Владимира Огновенко, самого молодого в истории Годунова Михаила Казакова и многих других. В этом году для участия в фестивальном спектакле был приглашен солист Большого театра Владимир Маторин. Его казанцы слышали впервые. И это выступление в главной партии такого важного спектакля не разочаровало публику. Маторин — солист Большого театра, в его репертуаре около 90 партий, партия царя Бориса в его исполнении была признана лучшей оперной партией года в 1989-м. Обладатель роскошного, как отмечают критики, «русского» баса, Маторин еще и хороший драматический артист.

Первый выход в прологе, когда звучит ария «Скорбит душа», идет на внутреннем смешении ощущений. Тут и величие — перед нами все же коронация, но и проскальзывают нотки усталости и неуверенности. Сцена в тереме, когда появляется князь Шуйский (тонкая работа Олега Мачина), — это уже предвестник серьезного разлада с самим собой. И, наконец, финал — здесь Маторин по-настоящему трагичен и монументален. Он делает несколько шагов к трону и — падает.

Неоднозначная фигура Годунова, его терзания, отчаяние, подозрительность и одновременно открытость — вот что сумел передать Маторин. Разумеется, в голову не придет сравнивать его, да и кого-либо с великим Шаляпиным, этим исполином, потрясавшим зрителей и пением, и игрой. «Он сердца наполняет дрожью», — писала о нем в «Поэме без героя» Анна Ахматова. Но Маторин продемонстрировал в Казани ту утрачиваемую культуру пения, тот темперамент, без которого эта одна из самых сильных русских опер по-настоящему невозможна. И в этом была дань шаляпинским традициям.

Второй бас — казанец Юрий Борисенко — выглядел достойно и был вполне уместен в парии Пимена. Борисенко умеет быть лаконичным и убедительным, он лишен суеты на сцене, что и требовалось для этой партии.

Оркестром театра во время «Бориса Годунова» дирижировал главный дирижер театра Ренат Салаватов. Это был первый на этом фестивале выход маэстро. Салаватов — дирижер необычайно чуткий, наделенный редкой музыкальностью и уважением к певцу, что он вчера продемонстрировал в очередной раз. Безукоризненные темпы, мельчайшие нюансы, тонкие грани переходов — оркестр под управлением Салаватова звучал божественно. Так, как и должен был звучать на родине великого певца в день его рождения.