Дмитрий Кубасов
Дмитрий Кубасов

«ТАНЯ ПЯТАЯ»

На два дня центр современной культуры «Смена» превратился в небольшой кинотеатр, в очередной раз продемонстрировав мобильность своего помещения. Огороженный занавесом, привычный гостям «Смены» лекторий расположил в себе порядка 70 стульев и экран на всю стену, предназначенную для картин большого формата. Программа фестиваля состояла из трех одинаковых блоков кинофильмов, подобранных московским кинокритиком Антоном Сазоновым, и ежедневным лекционным блоком с последующими дискуссиями.

В рамках первого фестивального дня короткометражные фильмы, снятые исключительно в 2012 и 2013 году, чередовались спецпоказом и лекцией участника проекта Lenta.doc и «Реальность», режиссера-документалиста Дмитрия Кубасова. Молодой режиссер, воспитаник мастерской Марины Разбежкиной продемонстировал зрителям документальный фильм «Таня пятая» о таксистке, о ее буднях и быте. Разбежкина — режиссер-документалист, родом из Казани, когда-то преподавала в Казанском университете, выступила в роли продюсера ленты Кубасова. Так же стоит отметить, что фильм стал лауреатом премии «Святая Анна» в 2011 году.

nikitafedin-65.jpg
В зале центра современной культуры «Смена»

В ходе своего выступления Кубасов рассказывал непосредственно о фильме «Таня пятая», а также о перспективах развития современного документального кинематографа. По словам режиссера, сегодня получить государственное финансирование неигрового кино почти невозможно. Система устроена так, что режиссеру необходимо согласовать тему и точный сценарий будущего фильма, что «в сущности невозможно». По мнению Кубасова подобная система ведет к тому, что через несколько лет в России останется только то документальное кино, которое мы видим по телеканалам «Первый» и «Россия». «То что мы видим по «Первому» и «России» — антидокументальное кино. Из-за него у большинства людей отношение к документалкам как к чему-то очень скучному, хотя в действительности это не так», — прокомментировал режиссер.

ПОСЛЕДНИЙ ОСКОЛОК ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ

Программа «Субъектива» была подобрана московским кинокритиком, куратором проекта «Кино на Снобе» Сазоновым, в разное время сотрудничавшим с изданиями Lenta.ru, «Афиша. Воздух», «Коммерсант Weekend», GQ, Interview Russia, Look At Me, The Village, OpenSpace, «Большой город». Так, в рамках фестиваля было показано 8 фильмов режиссеров: Аксинья Гог, Анна Буданова, Камила Сафина, Александр Евсеев, Наталья Меркулова, Гала Суханова, Владимир Сорокин, Владимир Данилов.

Главной целью кинофестиваля является демонстрация казанскому зрителю отечественного молодежного кинематографа, находящегося в кулуарах современного кинопроцесса. «Демонстрируя современные короткие метры молодых режиссеров, мы фиксируем художника в его, так сказать, «предсериальном» состоянии. Здесь важно понять, что вся та кисельно-помойная жевачка, которую мы в большинстве своем наблюдаем в кинотеатрах, не имеет никакого отношения к отсутствию или потере у наших соотечественников таланта. Но, к сожалению, следом за этими короткометражными фильмами режиссеров ждет работа на сериалах и в фильмах «Любовь-морковь», «Жара» и прочая. То есть, пожалуй, основной задачей «Субъектива» является не столько показать зрителям хорошие фильмы, сколько показать им то, что проблема плохого отечественного полного метра в индустрии, а не в отсутствии толковых режиссеров», — прокомментировал организатор кинофестиваля.

Программа второго дня фактически дублировала первый, изменилась лишь тема специального показа. Так, Кубасов показал 50-минутный эскиз будущего альманаха проекта «Реальность». Основателями этого проекта являются известные режиссеры-документалисты Павел Костомаров, Александр Расторгуев и Алексей Пивоваров — в прошлом кураторы проекта «Срок», а ныне Lenta.doc. Альманах представляет ряд историй, основное правило которых в том, что герой должен сам снимать себя и свою жизнь. В эскиз попали документальные трехминутные истории, часть из которых снимается уже более года. На кастинг «Реальности», по словам Дмитрия, приходят самые разные люди: «школьники, хоккеисты клуба ЦСКА, последний осколок интеллигенции, приходил 17-летний мальчик с двумя телохранителями».

Показ продолжился дискуссией Кубасова с главным редактором издательства Ad Marginem Михаилом Котоминым, приглашенным в Казань в рамках совместного проекта деловой электронной газеты «БИЗНЕС Online» и центра современной культуры «Смена». «БИЗНЕС Online» публикует самые интересные отрывки из беседы кинематографиста и издателя.

Дмитрий Кубасов
Дмитрий Кубасов

«ВЫИГРАЮТ ТЕ, КТО БУДЕТ СНИМАТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ»

Дмитрий Кубасов: Мы имеем дело со временем. Потому что, например, недостаточно года, чтобы что-то серьезное у них произошло, и поэтому мы им говорим, что ничего в начале не получится. Выиграют те, кто будет снимать свою жизнь на протяжении трех лет, четырех, пяти, тогда человек пройдет через какие-то испытания, появятся новые герои в их жизни, будет несчастная любовь или потеря близкого человека.

Мы сами, команда проекта «Реальность», определяем, кому кто интересен. И дальше начинается интимная работа: человек просто долго отсматривает материал. Материал может быть на 3 часа, может быть на 15 часов. Форма «Реальности», как форма воды, может быть любой: ее можно налить в стакан, можно еще куда-то перелить, в бутылку. Если говорить о развитии интернета (телевизор сейчас никто не смотрит, все в интернете), то в виде баловства можно подумать о том, чтобы сделать такой документальный сериал. Но «Реальность» отличается от реалити-шоу тем, что мы не допускаем никаких провокаций, то есть не вмешиваемся в жизнь людей.

В «Реальности» есть человеческие истории, и это главное. Поэтому это не просто мозаика реальности, которая вполне может без диалогов, без дискуссий крутиться где-то в галерее, как видеоарт. Видеоарт — это визуальная история, где мы погружаемся в смену картинки. А здесь все-таки в центре человек, и мы его исследуем. Конечно, если сделать какой-то специальный монтаж, то может получиться история для видеоарта.

Вообще, мне кажется, что «Реальность» — это семяизвержение страны. Страны прекрасной, огромной, многонациональной, великой и ужасной. Это всеобщий танец людей, которые не стесняются говорить о своей жизни, которые открыты нам, и мы видим такой сериал о стране. Интересно жить, интересно наблюдать какие-то процессы. В этом проекте есть энергия жизни.

Михаил Котомин
Михаил Котомин

Михаил Котомин: Для того чтобы избежать абсурдных «50+», поставленных на документальные фильмы во имя ограничения аудитории, нужен набор сильных произведений. Если из этой новой цифровой реальности родится образ, который никто раньше не видел, то этот образ сам соберет аудиторию. Когда я вижу «Реальность», я могу себе представить кучу документальных фильмов, например, о мексиканцах, которые пересекают границу. То есть, грубо говоря, ваш проект — это часть такой уже сформированной (и, к сожалению, не у нас) в индустрии образов. Поэтому если и будет сильный текст, как подпольная книга, сильный фильм, он сам создаст аудиторию. И тебе не надо будет думать о «50+», он сам разойдется. Сейчас, например, интернет-мемы очень сильны, они уже сами расходятся. Это пока малая форма, трехминутные ролики, но они сами, как вирус, расходятся. И становятся той реальностью, в которой мы живем. Очень многие образы рождаются вне профессиональной среды, без профессиональных выпускников студии Разбежкиной. Мир уже наполнен образами, и они очень сильно влияют на людей.

Если говорить об отечественном нонфикшне, стоит отметить, что идея документального романа важна для России, но что-то Россию всегда останавливает. Мы знаем кучу шикарных западных образцов. Например, «Хладнокровное убийство» Трумана Капоте. Это классика американской литературы ХХ века. По-русски это назвали бы репортаж, но это не вопрос репортажа. Пока мне попался только один документальный роман на русском языке, в котором соединение фактуры того, о чем, и того, как, создало форму. Это книга молодого автора из Владивостока «Правый руль». Это история праворульных машин. При этом все решено очень лично, через личные воспоминания. В книге есть две составных истории. Одна — документальная, по ней действительно можно изучить, когда открылся рынок, какие возили автомобили, какие были законы запретительные. Параллельно это очень личная, лирическая, художественная история. И все вместе становится работающим жанром. Почему невозможен нон-фикшн на русском? Потому что его действительно мало. Что у нас есть? У нас есть серия ЖЗЛ, где есть более удачные тексты и менее удачные. Но, кроме биографий, у нас документалистики практически нет.