ВЫНУЖДЕННОЕ ПОКАЯНИЕ CNN

Странный скандал случился в связи со включением памятника защитникам Брестской крепости в список самых уродливых памятников мира. Понимаю: популярный телеканал CNN и его «звездные» журналисты хотят поддерживать рейтинг и свое престижное положение.

От количества зрителей и рекламодателей зависит моральный успех и размер кошелька телеканалов. Я даже не осуждаю их за нелюбовь к скульптуре, которая многими серьезными экспертами признается как работа высокого художественного уровня. Можно также осуждать как символ тоталитарных идеалов даже памятник великого скульптора Вучетича на Мамаевом кургане в нынешнем Волгограде, хотя она миллионами воспринимается как знак великого свершения человечества. Все-таки мать, все-таки Родина. Что может быть дороже и прекраснее?

Зарубежный телеканал извинился. Убрал с сайта дураций список с фотографиями. И правда, это была идиотская затея.

ПОЧЕМУ ИЛЬДАР ХАНОВ НОЧЕВАЛ В ПРОЕМЕ СВОЕГО МОНУМЕНТА?

Памятник, символы одного народа, одного времени глазами представителей другого народа, иной культуры может не нравиться в другое время и на другом конце света. Идеалы, формы, цвета, звуки воспринимаются по-разному. Тем более символы войны глазами ее жертв и героев. В Набережных Челнах был поставлен огромный памятник Победе — бетонная глыба. В те годы многие очень серьезные люди хотели остановить его установку. Даже сам начальник «Камгэсэнергостроя» Евгений Никанорович Батенчук — строитель Челнов и этого памятника — собирался прислать бульдозеры, чтобы сковырнуть эту глыбу в городском парке. Скульптор Ильдар Ханов, который сам рассказывал мне эту историю, ночевал внутри монумента, караулил, чтобы не взорвали незавершенную работу. И сейчас, возможно, кому-то монумент в Челнах не нравится. Лично я за эти годы присмотрелся, подумал, понял, что это очень честный, правильный памятник. Зарубежный мастер монументального жанра, признанный во всем мире, написал на фотографии челнинской «Победы», что это лучший памятник против фашизма. Ильдар мне сам показывал эту надпись.

ПАМЯТНИК МОЛОТКУ И ТОПОРУ?

Глупо спорить с искусством, с историей, с мировосприятием разных народов.

В Саудовской Аравии не приветствуется изображение в полотнах и скульптурах живых существ. Исполняя это требование ислама, на современных проспектах города Джидды установлены скульптуры... молотка, утюга, чайника, строительного мастерка, топора и других инструментов. Я воспринимал эти фигуры величиной в два бульдозера как знак уважения к массовым профессиям и здорового быта, хотя смысл их был другой. Это невозможно узнать и понять... Впрочем, недавно в Москве и Казани вышла книга одного из членов королевской семьи, нынешнего министра образования Саудовской Аравии, где рядом со стихотворениями Халеда аль Фейсала «Буква и цвет» расположены рисунки автора стихов, изображающие птицы и даже красивую девушку. Стихи-то о любви, хотя и написаны очень продвинутым 74-летним государственным деятелем ваххабитского в прямом смысле слова государства. Как я могу оценивать такие произведения, эстетику и философию с точки зрения своих вкусов? Лучше помолчать, когда народы думают о своих предках и о своей истории.

КТО ЗНАЕТ О БРЕСТСКОЙ КРЕПОСТИ?

Мой старший брат Фаниль, доцент Новосибирского строительного института, к сожалению, ушедший в иной мир в позапрошлом году, служил в Брестской крепости. О том, что в 1941 году целый месяц она оборонялась, писал мне, тогда школьнику, в письмах, присылал открытки. Нигде в мире такого не было. Гитлеровцы захватили Белоруссию, большую часть Украины, а в тылу все еще сражалась крепость. Без воды, без патронов, под двухтонными бомбами несколько десятков оставшихся к тому моменту в живых красноармейцев держались буквально насмерть.

Опытные люди с хорошим вкусов считают, что памятник защитникам Брестской крепости замечателен именно с художественной точки зрения.

А американским журналистам он непонятен. Имеют право не любить. Но это их проблема, а не наша!

Мы тоже можем про себя смеяться над их «шедеврами». У нас и свои по-разному видят мир. Не все в восторге от красных и черных квадратов. Ну и что? Зря обижались некоторые депутаты и ветераны — память о героях Бреста не пострадала. Страдают сами «оценщики». И запутываются мозги в иных неокрепших головах. А вот говорить, писать, показывать что и как было в лихие и жесткие времена надо!

ПЕТР ГАВРИЛОВ — ТАТАРИН ИЗ ПЕСТЕРЦОВ

Мне действительно наплевать, как воспринимают памятник моему народа прикольные эстеты популярных телеканалов. Моему — советскому, российскому и татарскому тоже. Старшее поколение лучше знает, кто такой Петр Гаврилов, есть улица Гаврилова в Пестерцах, Казани, Краснодаре и Бресте. Интересный человек, легендарная судьба.

Вот его биография, размещенная в Википедии. В силу определенных обстоятельств (Гаврилов был в плену!), свободная энциклопедия может оказаться более правдивой, чем официальная.

Приведу описание его подвига из книги Сергея Смирнова «Брестская крепость», за которую автор получил Ленинскую премию в1965 году: "После нападения немцев на крепость возглавил группу бойцов из 1-го батальона своего полка и мелких разрозненных подразделений 333-го и 125-го стрелковых полков, во главе которой сражался на валу у Северных ворот Кобринского укрепления; затем возглавлял гарнизон Восточного форта, где с 24 июня сосредоточились все защитники Кобринского укрепления. Всего у Гаврилова было около 400 человек с двумя зенитными орудиями, несколькими 45-мм пушками и четырехствольным зенитным пулеметом.

Вечером 29 июня 1941 года после бомбардировки Восточного форта (одна из бомб весом в 1,8 тонны угодила во внутреннюю подкову форта и, возможно, явилась причиной подрыва склада боеприпасов защитников), Гаврилов с остатками своей группы (12 человек с четырьмя пулеметами) укрывается в казематах. Несколько дней группа совершала вылазки, пока не была рассеяна.

Оставшись один, 23 июля тяжело раненым попадает в плен. По описанию лечившего его в госпитале доктора Вороновича, пленный майор был в полной командирской форме, но вся одежда его превратилась в лохмотья, лицо было покрыто пороховой копотью и пылью и обросло бородой. Он был ранен, находился в бессознательном состоянии и выглядел истощенным до крайности. Это был в полном смысле слова скелет, обтянутый кожей. До какой степени дошло истощение, можно было судить по тому, что пленный не мог даже сделать глотательного движения: у него не хватало на это сил, и врачам пришлось применить искусственное питание, чтобы спасти ему жизнь. Но немецкие солдаты, которые взяли его в плен и привезли в лагерь, рассказали врачам, что этот человек, в чьем теле уже едва-едва теплилась жизнь, всего час тому назад, когда они застигли его в одном из казематов крепости, в одиночку принял с ними бой...

ПОХОРОНЕН В БРЕСТСКОЙ КРЕПОСТИ...

Петр Гаврилов содержался в лагерях Хаммельбург и Равенсбрюк до мая 1945 года. В плену сблизился с генералом Карбышевым. После освобождения из немецкого плена Гаврилова исключили из ВКП(б), ввиду утраты партбилета. Однако, восстановленный в прежнем воинском звании, осенью 1945 года он был назначен начальником советского лагеря для японских военнопленных в Сибири, где получил несколько благодарностей по службе (считается, что он предотвратил эпидемию тифа среди японских военнопленных, а также пресекал злоупотребления со стороны японских офицеров).

Мемориальная табличка в казанском Парке Победы
Мемориальная табличка в казанском Парке Победы

После увольнения в отставку в связи с сокращением вооруженных сил уехал в Татарию, а затем в Краснодар, где нашел жену и сына, с которыми не виделся с первого дня войны.

После выхода на радио в 1955 году цикла передач под названием «В поисках героев Брестской крепости», их автором — Сергеем Смирновым — в 1956 году была написана и в 1957 году издана книга «Брестская крепость», в которой был показан подвиг гарнизона крепости в 1941 году. Благодаря этому Гаврилов восстановил членство в партии и был представлен к награде.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 января 1957 года за образцовое выполнение воинского долга при обороне Брестской крепости в 1941 году и проявленные при этом мужество и героизм Гаврилову Петру Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 10807).

Петр Михайлович Гаврилов скончался в Краснодаре 26 января 1979 года. Он был похоронен с воинскими почестями на гарнизонном мемориальном кладбище Бреста.

МЫ ТЕ И ТАКИЕ, КАКИМИ СОЗНАЕМ СЕБЯ

О чем это история? Мне кажется, о самоидентификации человека и целых народов. Нам не нужно подстраиваться под кого-то. Чужие вкусы, навязываемое прошлое и будущее нам ни к чему. Теперь вокруг полно политтехнологий и пиара. Можно потерять себя и свои корни. Лично мне не так важно, что Михаил Девятаев, угнавший немецкий самолет вместе со своими соратниками, мордвин (кстати, именно в эти дни отмечается годовщина его подвига). Он мог быт марийцем или украинцем, русским. Правда, он мордвин. Это его право. Его дети — наполовину татары и мордва. Внуки — тоже в своих жилах имеют кровь мордовского народа. Но это сугубо личное дело Михаила Девятаева, его право. Право его потомков. И повод для гордости мордовского народа.

И Петр Гаврилов мог быть русским, чувашом — кем угодно. Он из деревни Альведино! Из татарской православной семьи. Этого не отнимешь. Важнее то, что нам надо помнить о нем, знать его.

Я вспомнил его в связи со скандалом в канале CNN. Какое их дело, за что погибали каждый день Гаврилов и его товарищи? Какой идеал их монументальной красоты? По-моему, они не хотели бы, чтобы мы обижались на телеканал. Обижаются лишь убогие. Достаточно сказать, показать, какие мы на самом деле. И что думаем о некоторых типах. И все!

Мне показалось, что столь же омерзительны и нетактичны возня и измышления в связи с тем, что по новейшим разработкам неких политтехнологов кряшены — совсем другой народ. С татарским языком, общей культурой в значительной части, но не татары. На здоровье. Но кто же они? И почему в человеческие души вторгаются со стороны?

Известны факты насильственного крещения. Но нет фактов и актов принуждения, объявления татарами. Пусть каждый считает себя тем, кем хочет. Но забивать в его голову политические гвоздики совершенно ни к чему. Особенно уточнять, менять национальное самосознание людей, живых и уже ушедших.

Помню такую историю. Тогда еще Центральное телевидение СССР транслировало «Голубой огонек» в честь праздника Победы. Рассказали и о подвиге защитников Брестской крепости. Был там и Петр Гаврилов. Когда кто-то в экстазе патриотизма объявил его символом героического русского человека, Гаврилов, так не научившийся подстраиваться под ситуацию и говоривший прямо, встал из-за стола. В живом эфире, в прямой трансляции! Наверное, думая, что некоторое уточнение необходимо ради истины, которая всегда прекрасна и всем (почти всем!) дорога, Петр Гаврилов четко и внятно заявил: «Вообще-то сам я татарин!»

Он хотел как лучше. Это же хорошо, что татары тоже стояли насмерть! Однако телепередачу остановили. Просто отключили. Прямой же эфир! И больше Гаврилова на телевидение не звали. Видимо, кто-то получил выговор.

Можно проверить эту историю. Надо издавать книги, новые воспоминания. Снимать фильмы. Тем более теперь Брест — заграница, но белорусы им дорожат. И правильно — надо ценить народ и его историю. Особенно реальную, общую. И настоящую. Которую невозможно исправить, изменить всякими опросами и викторинами.

А памятник хороший. Не уродливый. Для нас особенно. Они (обозвавшие памятник в Бресте) сами немножко уродливые. Для нас. И все, кто ломает и привносит идеалы. Только пусть за сказанное никого не отключают.