ПЯТОЕ АГЕНТСТВО, ЛИШЬ БЫ НЕ ПЯТОЕ КОЛЕСО

В ближайшее время к действующим агентствам (АИР, ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям РТ» и республиканское агентство по печати и массовым коммуникациям) может добавиться пятое — агентство по развитию туризма РТ. Идеологом его создания выступает лично президент РТ Рустам Минниханов, который анонсировал создание новой структуры на последней коллегии минмолодежи. Глава республики пояснил, что новое агентство «должно объединить, сплотить огромное число структур, ведомств, привлекать мировые туристические, спортивные возможности». Минниханов добавил, что также в ближайшее время будет принята подпрограмма развития туризма в РТ на 2014 - 2020 годы (с совокупным бюджетом в 11,5 млрд. рублей — ред.). В частности, как доложил министр по делам молодежи, спорту и туризму Рафис Бурганов, объем средств, выделяемых на подпрограмму из бюджета РТ в 2014 году, составит 97 млн. рублей.

Между тем, как стало известно «БИЗНЕС Online» из собственных источников, в эти дни президент должен был заслушать презентацию программы развития отрасли, в рамках которой будет решаться вопрос о структуре, полномочиях и штате нового агентства. Ну, а самая большая интрига вокруг того, кто возглавит вновь создаваемое агентство.

В пресс-службе минмолодежи РТ корреспонденту «БИЗНЕС Online» подтвердили, что в министерстве по поручению президента РТ в настоящее время разрабатывается пакет нормативной документации для создания новой структуры. Однако раскрывать детали о статусе, полномочиях, структуре и будущем руководителе агентства в пресс-службе не стали, отметив, что сначала, «в ближайшее время», документы должен утвердить глава республики.

«В нашей республике есть хорошие примеры создания агентств, но говорить, что новая структура будет похожа на агентство инвестиционного развития РТ, мы сейчас не можем», — прокомментировали в министерстве, отметив, что вопросы штата, размещения и руководства будущего агентства по туризму еще не обсуждались. «Создание агентства по туризму — это инициатива президента Татарстана», — сообщили в пресс-службе минмолодежи РТ, отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online».

Рамил-Мифтахов.jpg
Рамил Мифтахов

WHO IS MR...

Несколько участников рынка и эксперты, близкие к ситуации, заявили «БИЗНЕС Online», что кандидатом номер один на должность руководителя новой структуры является Сергей Иванов, ныне занимающиий пост заместителя министра по делам молодежи, спорту и туризму РТ. Именно он курирует туристическое направление в команде Бурганова. Причем источники отметили, что инициатива по созданию агентства исходила и от него в том числе.

Отметим, что Иванов — фигура для туристической отрасли не случайная. В чиновники он перешел из кресла исполнительного директора туркомпании, являющейся одним из лидеров казанского рынка.

Уроженец Архангельской области, окончив Казанский университет (во время учебы успел поработать на должности главбуха ассоциации студентов-физиков Казани), в 1998 году трудоустроился в туркомпанию ООО «Персона Грата». Последняя входит в пятерку крупнейших казанских турагентств (согласно данным рейтинга «Делового квартала», выручка в 2012 году составила 205,4 млн. рублей, а количество клиентов — 4 390). Согласно СПАРК, в 2009 году Иванов числился ее совладельцем с пакетом в 14%, а до 2007 года был здесь исполнительным директором, пока не перешел в ООО «Туристско-информационный центр Казани».

«Только не надо, пожалуйста, сразу ассоциировать Иванова с «Персона Грата». Да, он здесь работал, мы все где-то когда-то начинали карьеру, занимался внутренним туризмом, причем хорошо его раскрутил. Но он давно не в составе учредителей, отношения к «Персона Грата» не имеет, поэтому никакого конфликта интересов быть не может, — уверяет гендиректор и совладелец ООО «Персона Грата» Рамиль Мифтахов. — И в исполкоме, где он возглавлял комитет по туризму, тоже в этот период пошли определенные сдвиги, успехи в этом направлении для города как туристического центра. Сергей Евгеньевич всегда открыт, доступен для звонков, мы (руководители туркомпаний — ред.) ему часто звоним, советуемся, он никогда не отказывает. Он хорошо владеет английским, учился в «Сколково», в курсе всех последних туристических технологий, сможет их успешно применить на практике».

Что интересно, ООО «Персона Грата» активно работает по госзаказу. Так, из свежих выигранных компанией тендеров (2013 год) «Организация поездки на XV Чемпионат мира по водным видам спорта» для сотрудника Республиканского агентства по печати (119,8 тыс. рублей), «Оказание услуг по организации размещения представителей исполнительного комитета Казани на XV Чемпионате мира по водным видам спорта в Барселоне» (356 тыс. рублей), «Бронирование мест в гостиницах, предоставление спортивных корпусов и залов, услуги столовых» для спортивной школы олимпийского резерва №23.

В 2012 году ООО «Персона Грата» выиграло право на заключения государственного контракта на оказание услуг по подготовке и проведению рекламного и пресс-тура на территории РТ для туроператоров и СМИ Индии и России стоимостью 1,154 млн. рублей.

В 2009 году ООО «Персона Грата» отвечало за организацию международной конференции по конкуренции под эгидой БРИК и расширенного заседания коллегии ФАС России (стоимость контракта 10,7 млн. рублей). Участником муниципальных торгов являлась и другая компания Мифтахова — ООО «АИТ «Персона Грата», которое в 2011 году стало победителем по оказанию «услуг бюро путешествий и туристских агентств» для агентства «Татмедиа» и аппарата исполкома Казани.

big_DSC_8568.jpg
Сергей Иванов и Наталья Абрамович

КОММЕРЧЕСКАЯ СТРУКТУРА В ПОМОЩЬ МЭРИИ

Часть экспертов, отвечая на вопросы «БИЗНЕС Online» об успехах и достижениях Иванова, вспомнила про ООО «Туристско-информационный центр Казани» (ТИЦ). Оно считается детищем Иванова, которое он возглавлял вплоть до своего ухода в мэрию Казани. Высказывания участников рынка диаметрально противоположны. Так, давний партнер Иванова Мифтахов считает это прорывом. «Судите сами: человек он опытный прежде всего во внутреннем туризме, работал и в бизнесе, и в исполкоме. При нем был создан туристко-информационный центр, уникальный для России, была успешная кампания по продвижению турпродуктов», — говорит гендиректор ООО «Персона Грата». А вот Светлана Пименова — директор туристической компании «Итиль-тур», настроена скептически: «На сегодняшний день я не совсем понимаю, для чего создается это агентство и какую функцию будет выполнять. Мне непонятно, какую функцию выполняет туристский информационный центр кроме получения коммерческой прибыли, его структура также неясна».

Корреспонденты «БИЗНЕС Online» попытались разобраться, в чем же уникальность данного центра. Несмотря на громкое название, найти сайт ТИЦ Казани не удалось (если не считать общегородского портала ). Согласно открытым данным, ООО «Туристско-информационный центр Казани» оказывает информационную поддержку гостей и жителей города на русском и иностранных языках, бронирование гостиничных номеров, организацию транспортного обслуживания, проведение интерактивных программ и увлекательных экскурсий по Казани и Республике Татарстан, предоставление услуг гидов, переводчиков. Главное отличие от других туркомпаний в том, что ТИЦ обслуживает многие официальные мероприятия, организовывает выставки для мэрии, пресс-туры.

Так, Иванов уже в ранге куратора туризма в мэрии рассказывал, что ТИЦ ежемесячно рассылает 8,5 тыс. информационных сообщений, касающихся туризма. «Количество заказов, поступающих в ТИЦ, достигает 80 в неделю, причем 10 процентов идет через туристический портал (в прошлом году было 5 - 10 заказов). Количество посетителей составляет в среднем 150 человек в неделю (в прошлом году — 30 человек). ТИЦ реализует проект «Карта Казани»: ежемесячный тираж — 15 тыс. экземпляров. Карта распространяется во всех гостиницах города, а также на пяти стойках в международном аэропорту Казань. Совместно с туристско-информационным центром проводятся информационные туры для российских туроператоров», — обрисовал фронт работ ТИЦ тогда еще начальник комитета по туризму исполкома Казани Иванов.

Сейчас ТИЦ возглавляет Наталья Абрамович, а собственниками в равных долях являются все тот же Мифтахов и его партнер по ООО «Персона Грата» Нина Бердникова.

«ТИЦ — это организация, которая была создана в 2007 году по решению исполкома города. Именно тогда, когда поток туристов, индивидуальных в том числе, увеличился настолько, что город сделал все, чтобы структура подобная появилась, но не на бюджетные средства финансировалась, а на собственные, — объяснила Абрамович. — Наша работа строится таким образом, что у нас есть коммерческая составляющая, которая дает нам возможность осуществлять деятельность по предоставлению различного вида информации туристам, прибывающим в наш город. Это наша главная функция. Естественно, что, параллельно общаясь с большим количеством отелей и компаний сферы туризма, мы являемся таким информационным каналом не только для туристов, но и для всех коммерческих структур, кто работает в сфере приема. Мы с ними тоже очень тесно работаем, предоставляем информацию. У ТИЦ есть также второй офис — экскурсионный центр Казани, который осуществляет те же функции, но также и регулярное экскурсионное обслуживание».

РіСЂ-2.jpg

СОЗДАНИЕ ЦЕНТРОВ И АССОЦИАЦИЙ, ПОХОРОНЫ «ЖЕМЧУЖИНЫ»

В мэрии Казани Иванов проработал недолго: с 2009 года до лета 2010 года. Помимо создания ТИЦ к другим достижениям Иванова можно отнести то, что в ноябре 2009 года был подписан тройственный меморандум между комитетами по туризму Москвы, Санкт-Петербурга и Казани о совместном продвижении нового проекта «Три столицы России». В рамках проекта три города должны были выступать единым пулом на международных и российских туристических выставках. Город участвовал в 2009 году в основных международных туристических выставках: WTM в Лондоне (Великобритания), ITB в Берлине (Германия), «Интурмаркет», MITF, «Отдых» в Москве (Россия), «Инветекс» в Санкт-Петербурге (Россия), а также региональных выставках в Екатеринбурге и Новосибирске.

Затем в июне 2010 года вслед за своим шефом Бургановым Иванов перебирается в минмолодежи, где становится заместителем министра и курирует туристический блок. К тому моменту уже была принята республиканская программа развития туризма на 2009 - 2011 год. Понятно, что приход Иванова в министерство совпал с масштабной подготовкой к Универсиаде, а это и масштабная реконструкция исторического центра Казани, и массовое открытие новых отелей. Первый год у команды ушел на формулирование стратегии развития туризма, которую Бурганов озвучил год спустя на интернет-конференции «БИЗНЕС Online».

«Безусловно, задача развивать туризм ставилась. Перед нами стоит задача превратить туризм из прикладной отрасли в доходную часть и городского, и республиканского бюджетов, потому что это не только 1000-летняя Казань, но и Свияжск, и Болгар, и «Камская жемчужина», и Билярск. Любую территорию мы должны развивать соответствующим образом, используя все природные богатства и экономическую мощь республики, — рассказывал Бурганов. — Мы хотим получить такой туристический продукт, который связан не только с Казанью. Я уверен, все наши проекты — Свияжск, Болгар и другие — мы свяжем и получим единый продукт для туристов».

Основной туристический потенциал команда министра увидела в поволжских городах. «В радиусе 500 километров вокруг Казани проживает 26 миллионов населения. Это та категория, с которой мы работаем в первую очередь. Но для нас важны все туристы в том числе ближнего и дальнего зарубежья», — добавил тогда министр.

На время работы Иванова пришлись и «похороны» так и не запущенного инвестпроекта «Камская жемчужина» по созданию туристической зоны в Камских Полянах. Иванову даже пришлось возглавить ликвидационную комиссию оператора — автономное учреждение РТ «Туристско-оздоровительный парк «Камские Поляны». Наша газета рассказывала о непростой судьбе этого амбициозного проекта. Турзону предполагалось разместить вблизи федеральной трассы М7 вдоль акватории Камы в Рыбно-Слободском районе. Туда должны были войти парк «Тюркские охоты» (на территории в 977,9 га), рекреационная зона (1060,6 га), Камский стерляжий рыборазводный комплекс, «зеленая стоянка» круизных теплоходов и даже ботанический сад (45,7 гектара). По информации сайта rusturinvest.ru, объем инвестиций в объект должен был составить 12,6 млн. рублей. Предполагалось, что туристско-оздоровительный парк (ТРК) «Камская жемчужина» войдет в федеральную целевую программу (ФЦП) развития внутреннего и въездного туризма РФ на 2011 - 2016 годы. Для подготовки документации для ФЦП парк «Камские Поляны» в 2010 году заключил договор с московским ЗАО «ЦИТ РАЕН» на общую сумму 7 млн. рублей, которое должно было подготовить инвестпроект «Камской жемчужины». Но экспертный совет тогда не дал амбициозному татарстанскому проекту зеленый свет.

Из других ноу-хау Иванова создание еще одного консультативного центра наподобие ТИЦ, но уже в структуре минмолодежи — АНО «Центр развития туризма РТ». Его возглавила бывшая сотрудница туристско-информационного центра Казани Оксана Саргина, которую Иванов заприметил еще в бытность ее студенткой. Именно она реализовывала идею Сергея Евгеньевича по созданию ассамблеи туристских волонтеров, а также участвовала в организации казанского международного туристского форума «Ориентиры будущего». Саргина презентовала центр развития туризма на коллегии по туризму в ноябре 2013 года. Она рассказала, что центр призван выполнять функцию профессионального консультанта. Сейчас в состав центра входят четыре департамента: инновационных технологий, перспективных проектов, качества и сервиса и по связям с общественностью. В целом, судя по докладу Саргиной, центр, которым она руководит, поставил себе весьма амбициозные задачи: в частности, провести тренинг под говорящим названием «Гостеприимство. Перезагрузка» для персонала индустрии гостеприимства (перед Универсиадой тренинг прошли 1270 человек — ред.), внедрить в республике комплексную систему оценки и повышения качества сервиса (за счет инструмента «тайный гость», в роли которых, по словам докладчицы, будут выступать специально приглашенные эксперты — ред.), маркетинговые исследования рынка и так далее.

Что интересно, Саргина является экспертом по классификации отелей, а туристско-информационный центр — аккредитованная организация, осуществляющая деятельность по такой классификации.

БОРЬБА С ПЕРЕГРЕВОМ РЫНКА КАК ПЕРВОЗАДАЧА?

«Это мировая практика, когда где-то проходит международное соревнование, к нему создается соответствующая инфраструктура, в том числе средств размещения. Нам были необходимы к Универсиаде эти места, без этого никуда. Но сейчас наша задача, и президент совершенно грамотно уловил момент, — создать агентство, отдельную структуру по туризму, которая позволит в кратчайшие сроки убрать эту кривизну, что получили. Это как агентство инвестиционного развития, задачи которого — находить инвесторов и притаскивать новые инвестиционные проекты в Республику Татарстан», — прокомментировал для «БИЗНЕС Online» создание агентства президент ассоциации туроператоров РТ, генеральный директор турагентства «Персона Грата» Мифтахов.

Напомним, что в «чувстве неудовлетворенности» от туристического эффекта Универсиады признавался и премьер-министр РТ Ильдар Халиков в конце года на расширенном заседании по перспективам развития отрасли. «Темпы роста турпотока далеки от возможных ожиданий», — констатировал тогда Халиков. Судя и по докладу вице-президента ассоциации рестораторов и отельеров РТ Евгении Лодвиговой, не все так прекрасно в постуниверсиадном настоящем местного рынка туризма и гостеприимства, и в министерстве этого также не отрицают.

Так, докладывая на коллегии министерства, его глава Бурганов заявил, что рост числа гостиничных объектов в республике опережает поток туристов, что привело к общему снижению загрузки средств размещения. «Мы можем получить спад интереса инвесторов, что недопустимо в преддверии международных проектов», — констатировал Бурганов. В итоге, видимо, одной из первых задач нового агентства станет поиск путей решения недозагруженности номерного фонда из-за перегрева на гостиничном рынке.

РіСЂ-1.jpg

«КАК БЫ НЕ ПОЛУЧИЛСЯ ПРИНЦИП «ЛЕБЕДЬ РАК И ЩУКА»

Газета «БИЗНЕС Online» выяснила мнения экспертов о создании агентства и возможной кандидатуре его будущего руководителя.

Рустем Тарзиманов — директор по продажам Salavat Lufthansa City Center:

— Мой прогноз: агентство по туризму возглавит Сергей Иванов — он выходец из турбизнеса, но при этом уже давно работает как чиновник, а во главе такой структуры нужен как раз такой человек — и чиновник, и предприниматель. На самом деле надо четко разделять сферу выездного туризма (99 процентов турфирм занимаются именно этим), когда турфирма занимается отправкой туристов за рубеж или на наши юга, и сферу приема гостей в Казани. Агентств, которые серьезно занимаются приемом туристов в Казани, очень мало, потому что в действительности спрос очень маленький. В Казани в основном развивается либо событийный туризм (Универсиада, чемпионаты и другие крупные спортмероприятия, «Цирк Дю Солей» или другие мировые звезды, съезды, конференции и т.п.), а такого рода гостей, как правило курируют государственные учреждения или приближенные к ним турфирмы. Либо гости приезжают «дикарем» с ближайших регионов, иногда организованно, на автобусах, но, как правило, всем занимаются турфирмы того региона, откуда приехали гости.

Поэтому бизнес не особо идет в сферу приема гостей, так как там требуются определенные вложения, персонал, опыт, а гарантии того, что будет клиент, нет. Поэтому продвигать Татарстан и, в частности, Казань, кроме правительства РТ, особо никто не торопится. И, скорее всего, не будет. В этом плане инициирование такой структуры президентом — правильное решение. С другой стороны, этим должно было заниматься министерство туризма и спорта, плюс есть соответствующая структура в исполкоме Казани, а также ТИЦ. Как бы не сработал принцип «лебедь, рак и щука».

Елена Лысенкова — генеральный директор компании Hospitality Income Consulting:

— Безусловно, агентство по развитию туризма и гостеприимства необходимо создавать в регионах, которые зависят от туризма и где влияние на экономику региона с учетом мультипликационного эффекта велико. Однако важно понимать разграничение полномочий и ответственности. Так, если инвестор, который занимается строительством гостиницы и туристского кластера, обращается в государственные органы, куда он должен пойти за помощью? Сейчас такое обращение адресуется и перерабатывается агентством инвестиционного развития, а вот с какими вопросами надо будет идти в агентство по развитию туризма и гостеприимства как межведомственную отраслевую структуру, и в какой момент?

Из заявлений властей видно, что они возлагают на новую структуру в первую очередь функции продаж и продвижения региона в целом на внешних рынках, на территории России и в зарубежье. Однако в целом по стране сейчас есть комитеты и министерство туризма, Ростуризм, а также краевые и региональные подразделения, которые занимаются таким продвижением и ежегодно тратят большие суммы из своих бюджетов, но реального прорыва в этом за последние 10 лет нет ни у одного из регионов. Эксперты считают, что это результат разрозненного принятия решений, у каждого свои цели, свои бюджеты, и синергии в этом нет. Часто один и тот же регион даже на выставках представлен дважды, а то и трижды, я уже не говорю об интернет-сайтах и продвижении в сети. Результат инициативы зависит не только от законодательных основ и полномочий, но и от конкретных людей на местах.

РіСЂ-3.jpg

«НЕ БУДЕМ ВЫСКАЗЫВАТЬСЯ НАСЧЕТ ЕГО АФФИЛИРОВАННОСТИ С БИЗНЕСОМ»

Гюзелия Миннубаева — президент туристической компании Vis Travel:

— Агентство по развитию туризма как отдельную структурную организацию исполнительной власти, на мой взгляд, нужно прежде всего создавать в сфере предоставления информационно-туристических услуг в формате государственно-частного партнерства. Ведь многие руководители малого и среднего бизнеса в этой сфере нуждаются в поддержке муниципальных и государственных структур.

Существует хорошая региональная практика работы таких агентств. Например, с 30 января по 2 февраля в Стамбуле (Турция) прошла выставка EMITT-2014 «Мир без границ», где мы наладили контакты с представителями комитета по туризму Республики Дагестан. Обсуждались вопросы сотрудничества по обмену туристами, предоставлению информационно-туристических услуг для населения между двумя субъектами РФ. В ходе общения с дагестанскими коллегами я поняла, что их агентство ведет бурную деятельность. И они сами заинтересованы в привлечении туристов в свой регион. Поэтому вновь создаваемое агентство в нашей республике даст мощный толчок для развития туриндустрии в целом в регионе и поможет наладить взаимосвязь между представителями турбизнеса и власти.

Полагаю, что деятельность агентства будет эффективной, если будет налажена совместная деятельность между субъектами бизнеса: руководителями гостиниц, туристических баз, ресторанов и непосредственно туркомпаний. А проведение круглых столов, конференций, выставок, поездок рекламно-ознакомительного характера принесет огромную прибыль и заинтересованность других регионов РФ, представителей ближнего и дальнего зарубежья.

Наталья Абрамович — директор ООО «Туристско-информационный центр Казани»:

— Я положительно оцениваю инициативу создания нового агентства по туризму. Других комментариев по этому поводу дать пока не могу, поскольку все еще находится на стадии формирования. Конечно, центр развития туризма (созданный в прошлом году в форме АНО — ред.) по функционалу отличается от агентства. Центр занимается достаточно большим количеством направлений, но в первую очередь это создание высококачественного сервиса в сфере туризма и гостеприимства, повышение качества обслуживания, выведение рынка на новый уровень. Оксана Саргина (директор ЦРТ — ред.) является экспертом по классификации отелей, и, так как туристско-информационный центр является аккредитованной организацией, осуществляющей деятельность по такой классификации, она работала экспертом в нашей структуре. В любом случае это (центр развития туризма РТ — ред.) общественная организация, и ее функции и функции органа управления туризмом сами понимаете, две разные вещи.

Взаимоотношения ТИЦ с министерством замечательные, мы занимаемся одним делом, как же они могут быть какие-то другие? Сергей Иванов был основателем и первым директором ТИЦ. Естественно, что мы со всеми ведомствами, вообще со всеми организациями, которые занимаются продвижением и развитием Татарстана как туристического направления, работаем очень плотно. Естественно, ТИЦ продолжит свою деятельность. Почему мы куда-то должны деться? Нет, дубляжа функций не будет абсолютно. Так, ТИЦ какое-то время выполнял часть функций и центра развития туризма. В России в целом большой выбор структур и форм, подобных нашим, и многие региональные агентства по развитию туризма имеют в своей структуре туристско-информационный центр. Или ТИЦ, только не города, а области, осуществляет функции регионального центра развития туризма. Разделить, где заканчиваются функции ТИЦ и начинаются функции центра развития туризма, достаточно сложно. У каждого региона свой выбор, который складывается исходя из финансовых, структурных, межличностных моментов. У нас так сложилось, что ТИЦ с момента создания осуществлял и функции центра развития туризма, теперь мы часть функций отдали и спокойно сосредоточились на своем главном призвании — предоставлении информации туристам.

Эдуард Замалиев — директор «Якши Тревел»:

— Считаю, что Сергей Иванов — самая подходящая кандидатура (на должность руководителя агентства — ред.). У него есть и опыт, и ресурсы наработаны, и стаж работы в министерстве довольно-таки хороший. Он знает бизнес, не понаслышке знает проблемы туризма. Никого не хочу умалять, но даже министры, что были ранее, чтобы кто-то изнутри знал проблему отрасли — такого еще не было. Понятно, что будут высказывания насчет его аффилированности с бизнесом. Но он все равно рано или поздно отдалится от бизнеса, если будет во главе агентства. Я не склонен быть в числе злых языков, которые на любого найдутся, в данном случае назначение Иванова было бы верным решением.

Сегодня крупные, серьезные агентства, «ветераны» туризма переживают кризис. Все из-за того, что развелось множество мелких агентств, где полтора человека работают. Они более мобильны, быстрее в плане окупаемости, у них нет штата сотрудников, небольшие офисы на одного. То есть у них расходы гораздо меньше. Рекламируются они через соцсети. Если низкий сезон, ничего, эти полтора человека подтянули ремешок и на месяц себе сделали отпуска. А в то же время руководитель крупного, старейшего агентства не может сказать, что выручки за этот месяц нет, поэтому не будет зарплаты и офиса. Поэтому нам тяжелее. И агентство в этом нам могло бы помочь. Сейчас идет работа над поправками к закону о туризме, которые ближе к осени нам озвучат. И если, например, гарантии для туроператоров сделали, и мы уже стали более спокойно работать, но требуется делать какие-то фингарантии для агентств. И не только, там целый комплекс преобразований нужен в самом туризме. Сейчас он очень сильно разрознен и пребывает, можно сказать, в первобытном состоянии.

Людмила Петрик — завкафедрой туризма и сервиса Поволжской академии туризма и спорта:

— На мой взгляд, создание агентства по туризму очень актуально и даже чуть запоздало. Было бы правильно создать его до начала подготовки к Универсиаде с целью привлечения туристов в Казань как в туристско-спортивную столицу. Думаю, что возглавит данное агентство Сергей Евгеньевич Иванов. До перехода в министерство он работал в ТИЦ, и я уверена, что дублирования функций не будет. Может быть только повсеместная поддержка со стороны ТИЦ всего туристского бизнеса, так как Иванов работает со всеми организациями данной индустрии в рамках задач министерства по продвижению и развитию туризма.

Кроме того, Иванов инициировал создание ассоциации туристских волонтеров (согласно данным СПАРК, уже ликвидированаред.), руководителем которой стала Оксана Саргина как носитель идеи и разработчик данного проекта. Оксана Николаевна — моя студентка, дипломница и гордость, она в данный момент находится на длительной стажировке за рубежом. Насколько я знаю по результатам посещения нескольких мероприятий федерального уровня, кандидатура Иванова хорошо известна, и ее поддерживают.