3 ДИРЕКТОРА ЗА 2,5 ГОДА

О смене генерального директора своего нефтеперерабатывающего комплекса ОАО «ТАИФ-НК» объявил ТАИФ в минувшую среду: на место 63-летнего Амиля Калимуллина, который возглавлял нижнекамское подразделение ТАИФа с октября 2011 года, пришел 34-летний Рушан Шамгунов. Все решения о временных и постоянных официальных статусах Калимуллина и Шамгунова будут приняты завтра, в субботу, 8 февраля, на посвященном кадровой перестановке заседании совета директоров ТАИФ-НК. Пока, как сообщили корреспонденту «БИЗНЕС Online» в компании, Амиль Камилевич ушел в отпуск, а Шамгунов, соответственно, исполняет обязанности гендиректора.

Отметим, что с нынешней ротацией ТАИФ ставит уже третьего человека у руля нижнекамского комплекса менее чем за 2,5 года. Калимуллин сменил на посту предыдущего гендиректора Александра Бабынина в октябре 2011 года, когда Бабынин разошелся во взглядах с руководством ТАИФа по поводу технологии глубокой переработки тяжелых нефтяных остатков. На тот момент компания вплотную подошла к строительству нового производственного комплекса, но акционер решил несколько поменять курс, которого придерживался Бабынин. Гендиректор отказался внедрять технологию гидрокрекинга тяжелых остатков, прежде не опробованную в промышленных масштабах. После увольнения Бабынин назвал новый проект ТАИФа рискованным. Переброску директора завода бензинов ТАИФ-НК Калимуллина на руководство всем нефтеперерабатывающим комплексом, наверное, сложно назвать взвешенным решением — обстоятельства требовали быстрых действий со стороны руководства группы, а Калимуллин уже на тот момент достиг пенсионного возраста.

Тем не менее во всех трех руководителях ТАИФ-НК последних трех лет прослеживается соответствие одному критерию — все они серьезные химики, добившиеся результатов в науке. Заслуженными химиками РТ являются Бабынин и Калимуллин, причем последний — лауреат госпремий РФ и РТ в области науки и техники.

О новом руководителе в Нижнекамске ничего еще не знают, даже его семейного положения, поскольку полноценного представления Шамгунова коллективу не было. Практически ничего не говорят о личности нового гендиректора и открытые источники, что легко объяснимо: Шамгунов — молодой специалист, после первого же вуза пришел работать в ТАИФ, быстро поднимаясь по карьерной лестнице внутри компании. Единственное, что можно заключить из открытых данных, это то, что продвижение Рушана Рашитовича во многом связано с его научной деятельностью.

ДИПЛОМ, СТЕПЕНЬ, ДИПЛОМ

До сих пор Шамгунов курировал направления нефтехимии и нефтепереработки группы «ТАИФ», заведуя соответствующим управлением материнской компании в Казани. Он кандидат технических наук и соавтор двух патентов в области химии. В 2001 году Шамгунов окончил КГТУ, поступил в аспирантуру и уже через два года защитил диссертацию по теме «Синтез и исследование модификаторов для нефтяных битумов». Обзаведясь степенью, Шамгунов сразу же решил получить второе образование (специальность экономиста) и в 2008 году добавил к своему багажу второй диплом Казанского государственного финансово-экономического института.

В 2002 году, будучи аспирантом, Шамгунов с четырьмя соавторами запатентовал изобретение в области нефтехимии — «Способ получения эмульгатора для катионных битумных эмульсий», однако спустя два года действие патента было прекращено из-за неуплаты госпошлины. В работе и над этим, и над вторым изобретением Шамгунов опирался на помощь профессора кафедры химической технологии переработки нефти и газа КГТУ Рево Фархутдинова, которому выражал благодарность за содействие и на страницах диссертации. Профессор Фархутдинов в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» вспоминает молодого гендиректора ТАИФ-НК бедным студентом, который не мог тратиться на уплату госпошлин за патент, не внедренный в производство.

— Мы с ним начали общаться только где-то на 4 - 5 курсах, — рассказывает Фархутдинов. — И я знаю, что он в наш университет пришел не случайно: не потому, что здание понравилось или поближе к дому, или родители посоветовали. Нет, он именно хотел заниматься нефтехимией. Он человек очень целеустремленный и настойчивый. Он изначально ставил себе цель не только окончить университет, но и защитить диссертацию. А если он ставил цель — он ее всегда добивался. В аспирантуре он должен был отучиться три года. Но уложился в два, защитив диссертацию раньше чем мог. Я его даже уговаривал не торопиться, еще поработать над диссертацией. Но он ждать не стал и получил степень.

По словам Фархутдинова, они вдвоем с Шамгуновым зарегистрировали два патента на изобретения. Второй была разработка адгезионных добавок в битум. Оба патента имеют отношение к способам укладки дорожного покрытия. Применение лежащих в их основе технологий позволяет класть битум, не разогревая, на холодную дорогу, и сцепление его со щебенкой или гравием будет максимально крепким.

— Но изготовить эмульгатор и адгезионные добавки мы смогли только в лабораторных условиях, до больших партий не дошли. Чтобы поддерживать патенты, надо было платить госпошлину. А откуда свободные деньги у студента-аспиранта? Да и если бы их юридическая защита была продолжена, все равно, чтобы внедрять их в производство, нужно нанимать менеджера, искать производственную площадку. В общем, заниматься этим нужно было серьезно, бросив науку и все остальное. После аспирантуры он сразу ушел от нас. На мой взгляд, слишком рано — он не полностью реализовал себя в науке. Но из науки ушел не потому, что не хотел оставаться, а просто есть же еще и личная жизнь человека, нужны средства, которыми наука далеко не всегда может обеспечить, — поделился Фархутдинов.

Александр Бабынин
Александр Бабынин (фото: tatcenter.ru)

«ОН НАЧИНАЛ АППАРАТЧИКОМ НА «ОРГСИНТЕЗЕ»

Направлением нефтепереработки в ТАИФе Шамгунов занялся в 2005 году в должности ведущего специалиста, и уже через три года стал начальником отдела нефтехимии и нефтепереработки ОАО «ТАИФ». В 2010 году под его непосредственным руководством отдел был преобразован в одноименное управление. Горячо одобряя выбор совета директоров, коллеги из управления рассказывают, что в этот период Шамгунов и зарекомендовал себя как сильный организатор, способный настроить рабочие процессы, более того, с собственно производством он также знаком не понаслышке.

— Рушан Рашитович — не только хороший химик, — рассказал «БИЗНЕС Online» ведущий специалист по нефтепереработке управления нефтехимии и нефтепереработки ОАО «ТАИФ» Шамиль Закиров. — Он начинал работать аппаратчиком на «Оргсинтезе», на одном из этиленовых производств. Потом уже продвигался по научной линии. Он стоял у истоков нашего управления. Когда отдел нефтехимии и нефтепереработки был преобразован в управление, он, как начальник, занимался этим переформатированием. Вся организация работы, вся методология именно им разрабатывалась и устанавливалась, и управление сегодня работает эффективно. На мой взгляд, Шамгунов — это подготовленный специалист, который отлично разбирается во всех основных производствах группы компаний ТАИФ, не только в нефтехимии. Какое-то время он занимался и энергетикой по линии ТГК-16, потому что наше управление поначалу курировало и энергетику. Расширение, модернизация, реконструкция текущей деятельности перечисленных предприятий — разве этого мало?

ЗАДАЧА — УВЕЛИЧИТЬ ПРИБЫЛЬ ВДВОЕ

С самим назначенцем его новая приемная журналистов пока не соединяет, пресс-служба ТАИФа также не предоставила комментариев по поводу смены гендиректора. Однако очевидно, что тактической задачей Шамгунова на новом посту остается строительство и запуск комплекса глубокой переработки тяжелых остатков, с которого был снят в конце 2011 года Бабынин, не воспринявший переход на технологию гидрокрекинга тяжелых остатков.

На этот комплекс, который ТАИФ планирует запустить к 2016 году, возлагаются большие надежды, которые предстоит реализовать новому гендиректору. По итогам 2012 года ТАИФ-НК показал низкий рост выручки — всего 3,5% до 128,6 млрд. рублей, причем сама по себе положительная динамика объяснялась в основном инфляцией цен на бензин. Застой же в экономических показателях аналитики связывали с активной экспортной политикой при слишком высоких пошлинах, после чего компания взяла курс на внутренние рынки. Между тем новый комплекс должен обеспечить не только углубление переработки нефти с нынешних 75% до 95% и отказ от производства темных нефтепродуктов, но и переход на выпуск бензина стандарта Евро-5. Отметим, что по результатам первого полугодия 2013 года доля ТАИФ-НК на рынке автомобильных бензинов в Татарстане составляла более 89% и более 96% на рынке дизтоплива, из-за чего у предприятия даже были проблемы с антимонопольной службой. В сухом остатке со вводом новых производственных площадок ТАИФ-НК планирует увеличить свою прибыль в 1,7 - 2 раза.

К руководству столь важным подразделением ТАИФа Шамгунова готовили немного заранее, судя по всему. Напомним, что в августе он был введен в состав совета директоров «Казаньоргсинтеза». О том, что и Калимуллин ожидал прихода молодого сменщика, свидетельствует его первое и единственное крупное интервью от лица гендиректора ТАИФ-НК, данное незадолго до отставки. В ноябре прошлого года Калимуллин рассказал отраслевому журналу о планах компании, связанных с введением комплекса глубокой переработки, которых и предстоит придерживаться Шамгунову с момента его переезда в Нижнекамск.