IMG_0286.jpg
Радик Ильясов сообщил, что общая сумма взыскания, находящаяся в работе у приставов, впервые перевалила за сотню миллиардов рублей

ДОЛГИ ПЕРЕВАЛИЛИ ЗА СОТНЮ

Сегодня в НКЦ «Казань» на коллегии управления Федеральной службы судебных приставов по РТ глава ведомства Радик Ильясов сообщил, что общая сумма взыскания, находящаяся в работе у приставов, впервые перевалила за сотню миллиардов рублей, если точнее, она составила 101,7 млрд. рублей. В работе было 1,4 млн. исполнительных дел. Речь идет как о долгах как физических, так и юридических лиц.

Рост оказался довольно резким и не укладывался в тенденцию последних лет. Подобный всплеск наблюдался в кризисный 2010 год, когда сумма долгов в работе у них с 20 млрд. рублей подскочила до 90 млрд. рублей. Однако затем задолженность неизменно сокращалась и по итогам 2012 года опустилась до 79 млрд. рублей.

На миллиард рублей по сравнению с 2012 годом выросла задолженность физлиц по банковским кредитам — до 21 млрд. рублей (56,6 тыс. исполнительных производств против 52,6 тыс. в 2012 году). Взыскать удалось 7,4 млрд. рублей, что примерно соответствует прошлым показателям, но ситуацию особо не меняет. В отношении должников, злостно уклоняющихся от погашения кредиторской задолженности, возбуждено 13 уголовных дел, тогда как в 2012 году лишь 3.

1,3 млрд. рублей составили долги населения по ЖКХ. Приставами заведено 44,5 тыс. дел, 4,1 тыс. касаются алиментов, 19,3 тыс. — зарплат, 56,6 тыс. — это кредиторские задолженности.

Взыскать удалось около 552 млн. рублей. Еще 300 млн. рублей пришлись на долги по зарплате, правда, 219 млн. рублей из них удалось погасить.

Однако, все эти цифры дают представление о структуре лишь четвертой части из общего 100-миллиардного долга. Остальное приставы не расшифровывают, но судя по всему, речь идет о долгах юрлиц друг перед другом.

Количество находившихся на исполнении
исполнительных производств

2.jpg

У самих приставов нашлось своеобразное объяснение выросшим долгам. Ильясов, отвечая на вопросы журналистов, пояснил, что частично увеличение общего долга произошло за счет «пустышек», когда приставы заводили дело, хотя должник по факту уже выплатил долг. Объем реальных долгов, с его слов, составляет около 50 млрд. рублей, что вдвое расходится с первоначально названной суммой.

Так или иначе, но приставы стали работать жестче. В прошлом году они в два раза чаще ограничивали выезд за рубеж должников из РТ, наложив 20,5 тыс. постановлений. В 2012 году таковых было лишь 8,7 тысячи. Арестованного имущества было продано на 722 млн. рублей, что в 3 (!) раза больше, чем в 2012 году.

Количество должников, временно ограниченных в праве
на выезд за пределы Российской Федерации

111.jpg

Как отметили сегодня на коллегии, больше реализуют имущества только в Москве. На треть выросло количество разыскных дел: с 7,8 тыс. до 11,7 тысячи. Общая сумма разысканного имущества и денежных средств должников также увеличилась (на 75%) и составила 962 млн. рублей (2012 год — 231 млн. рублей). За 2013 год разыскано 151 автотранспортное средство должников (за 2012 год — 139). Словом, приставы по всем направлениям увеличили обороты.

Но и взыскивают приставы немало: 8,4 млрд. рублей за год. По взысканию общей суммы, а также взысканию в бюджетную систему УФССП России по РТ ведомство даже занимает 6-е место по России из 83 территориальных органов.

ПОТРЕБКРЕДИТЫ СОСТАВЛЯЮТ ЛЬВИНУЮ ДОЛЮ У КОЛЛЕКТОРОВ

Эксперты, опрошенные газетой «БИЗНЕС Online», отмечают, что рост долгов идет по всем направлениям.

Денис Семенов — директор ООО «Волжско-Камское долговое агентство»:

— У нас объем долгов в работе вырос на 15 - 20 процентов. Больше всего растет задолженность по потребительским кредитам, но в целом всех долгов стало больше. Объем просрочки как снежный ком нарастает с каждым годом. Было временное уменьшение в посткризисное время, когда ситуация в экономике несколько стабилизировалась, когда банки перестали кредитовать людей. Но сейчас они вышли на посткризисный уровень — и опять пошел рост задолженности. Можно сказать, что объем задолженности вырос примерно в той же пропорции, что и объем банковского кредитования.

Елена Терехова — заместитель генерального директора по продажам и маркетингу «Секвойя Кредит Консолидейшн»:

— Для начала стоит отметить, что Татарстан является одним из лидеров по объему просроченной задолженности в Приволжском федеральном округе. На начало 2013 года долги населения перед банками достигли 10,7 миллиарда рублей, что на 50 процентов больше аналогичного показателя по итогам 2012 года. Ожидается, что просроченная задолженность продолжит свой рост и в 2014 году, однако ее темпы будут не столь агрессивными.

На сегодня структура портфеля по банковской задолженности, находящейся в работе у профессиональных взыскателей, представлена таким образом: 78 процентов приходится на потребительские ссуды (в том числе кредитные карты и кредиты наличными), 14 процентов — на автокредиты, 3 процента — на ипотеку. Стоит отметить, что в прошлом году на потребительские кредиты приходилось 75 процентов, на автокредиты — 8 - 10 процентов.

Секвойя 1.png

Преобладание потребительских кредитов в общей структуре задолженности можно объяснить несколькими причинами. Прежде всего это наиболее доступный и массовый вид кредита на сегодня в России. Кроме того, подход заемщика, например, при ипотечном кредитовании в корне отличается от других видов, наличие жилья обычно является высоким приоритетом, и, несмотря на трудности, заемщик старается производить выплаты в срок и в полном объеме. В результате доля ипотеки в общем объеме проблемной задолженности остается незначительной.

Говоря о долгах в общем, стоит отметить, что традиционно в работе коллекторов преобладает банковская просроченная задолженность, в 2013 году на нее приходится около 85 процентов, на МФО — 5 процентов, на ЖКХ — 5 процентов, на телеком — 3 процента. Что касается телекома, то там по сравнению с банковским сектором значительно меньше средняя сумма долга, а МФО и ЖКХ пока остаются достаточно молодыми рынками. Однако с каждым годом их доля будет увеличиваться, уже сейчас мы видим активизацию сотрудничества компаний этих сегментов с игроками профессионального коллекторского бизнеса.

Секвойя 2.png

Одна из причин роста просроченной задолженности заключается в текущем уровне долговой нагрузки как на душу населения, так и на реальных заемщиков, это вызывает некоторые опасения. Сегодня средний банковский заемщик 45 процентов своего ежемесячного дохода тратит на оплату ежемесячного взноса по потребительскому кредиту, при этом критическим считается показатель в 50 процентов, а доля этого платежа в размере 35 - 36 процентов в ежемесячном доходе существенно повышает риск выхода заемщика на просрочку. Пропустив последовательно хотя бы два платежа, заемщик существенно сокращает свои возможности по оплате просроченного долга без дополнительных заимствований, а дополнительные займы еще больше снижают возможность заемщика обслуживать свои кредиты. Сегодня по обслуживаемому нами долговому портфелю мы видим, что в среднем один должник имеет более одного проблемного кредита, средний показатель составляет 1,3, максимальный — 17 просроченных кредитов разным банкам. Для сравнения: в 2011 году заемщик тратил на ежемесячный платеж по кредиту 40,8 процента своего среднемесячного дохода. Если темпы прироста кредитной нагрузки сохранятся, то уже в 2015 году мы можем оказаться в ситуации массовых дефолтов по розничным необеспеченным кредитам.

Олег Колесников — директор «Камского долгового агентства»:

— Все-таки у нас смещается уровень достатка: цены повышаются, и часть среднего класса, который был более или менее платежеспособным, переходит на уровень бедной прослойки. Финансовое положение граждан ухудшается. И мы с этим тоже сталкиваемся, ранее не попадавшие в число неплательщиков люди, не злостные неплательщики, становятся должниками: кто-то потерял работу, предприятия сокращаются, ужимаются. В основном просрочки — это банковские кредиты. Но сейчас все большее поле занимают микрофинансовые организации в силу своей доступности.

У нас примерно также выросло количество просрочек, примерно на 20 - 30 процентов. Это еще объясняется и тем, что к нам больше обращаться стали, к нам переходят организации, которые ранее работали с федералами. У нас в разы увеличилось число заказчиков и объемы должников.

Первое место, как всегда, занимают потребительские банковские кредиты. Два других — ипотека и автокредитование, но там не так страшно все.

В общем, это говорит об ухудшении экономической ситуации в целом. Люди скатываются в долги все больше и больше, пытаются как-то это решить. Если кому-то нечем заплатить за ипотеку, например, у них незастрахованный кредит, они пытаются перекредитоваться в банках, хотели взять — не смогли. Обращаются к микрофинансовым организациям, а там условия намного жестче, но выдают проще. Вплоть до банкротства.

Алексей Волков — директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй (НБКИ):

— На наш взгляд, увеличение долгов связано с бурным развитием розничного кредитования, которое мы наблюдали в 2012 году. При этом наибольший рост пришелся на сегменты наиболее рискового, необеспеченного, кредитования — это кредиты на покупку потребтоваров и кредитные карты. Последствия этого развития отразились на банках уже в 2013 году. Именно тогда индекс кредитного здоровья, характеризующий платежную дисциплину россиян, снизился до значений, близких к минимальным. Однако это временное явление. Уже сейчас на рынке розничного кредитования заметны положительные тенденции. На 1 января этого года просрочка стабилизировалась во всех сегментах розничного кредитования по сравнению с прошлогодними показателями.