ПРЕДЛОЖЕНЫ ТРИ КРИТЕРИЯ ОЦЕНКИ

На сайте министерства экономики РТ в минувшую субботу запущен опрос населения по оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления и организаций муниципальных районов и городских округов. Соответствующий указ подписал президент Татарстана Рустам Минниханов 29 января 2014 года, сообщается на сайте минэкономики РТ. Опрос продлится по 1 марта. Положенные в основу опроса критерии и правила оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления утверждены постановлением правительства РФ №1317 от 17 декабря 2012 года.

Оценка эффективности будет базироваться на трех критериях. Во-первых, будут выяснять удовлетворенность населения организацией транспортного обслуживания. Во-вторых, жителям предложат оценить качество автомобильных дорог. А в-третьих, отдельные вопросы будут связаны с оценкой жилищно-коммунальных услуг: теплоснабжение, водоснабжение, электроснабжение и газоснабжение. Кроме того, участнику исследования придется указать некоторую личную информацию (пол, возраст, образование, национальность, социальное и материальное положение, уровень дохода).

Также в постановлении правительства указано, что оценка населением проводится посредством опросов с использованием информационных технологий. Это значит, что форма опроса будет опубликована на сайте минэкономики республики, а гиперссылки на опрос будут размещены на порталах «Официальный Татарстан», правительства РТ и на сайтах городских округов и муниципальных районов региона. Получается, что в опросе смогут принять участие только те жители, которые имеют не только доступ к интернету, но еще и активно им пользуются. Впрочем, в постановлении оговаривается, что возможны дополнительные социологические опросы населения.

Опрос проводится по указу президента РТ Рустама Минниханова (фото: president.tatarstan.ru)

ЭКСПЕРТНАЯ ГРУППА ДАСТ РЕКОМЕНДАЦИИ

Результаты исследования, которые станут известны до 1 апреля, будет рассматривать экспертная группа, возглавляемая премьер-министром Ильдаром Халиковым. Затем уже, до 1 мая, с ними может ознакомиться любой желающий на сайте республиканского минэкономики.

Экспертная группа в том случае, если население даст низкую оценку деятельности органов местного самоуправления и организаций муниципального образования, может вынести решения рекомендательного характера. Например, руководителю органов местного самоуправления — разработать программу по повышению результативности и решению выявленных проблем, органам госвласти — принять меры по повышению качества управления, премьер-министру (причем, согласно указу Минниханова, он сам входит в экспертную группу прим. авт.) — расторгнуть договор с руководителем организации-аутсайдера или же отправить в отставку главу муниципального образования. Но, опять же, повторимся, это всего лишь рекомендации.

Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», прежде всего усомнились в репрезентативности подобного опроса, а глава Менделеевского района Игорь Привалов уверен, что подобное исследование будет полезно для местных властей.

Рустам Курчаков — известный экономист, автор ряда философских книг:

— В нынешней, практически военной, ситуации инициативу власти по налаживанию обратной связи с населением можно только приветствовать, и поэтому не хотелось бы ее критиковать. Хотя очевидно, что организационно она несовершенна. Слишком долго власть не общалась с народом как положено и навыки утратила. Их надо восстанавливать, поэтому я расцениваю это как первый шаг в нужном направлении. Заодно это проверка так называемого «гражданского общества» на готовность к диалогу. То есть будет ли широкая публика просто жаловаться (мескеннэнеп утырырга — по татарски, как у нас принято), прикидываться иванушками-дурачками и т.п. или же проявит способность на внятный ответ и ответственный диалог. Майдан никому не нужен, караул уже устал. Впрочем, итоги покажут... Потому что есть еще и внешние «факельщики», они зажигают наш регион с четырех сторон.

Можно заранее предугадать, что в опросе на первом месте будут стоять проблемы ЖКХ. Власть правильно делает, что пытается упредить нарастающий массовый протест по поводу ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве. Будет реакция со стороны населения и на системную коррупцию, хотя большинство уже поняло, что борьба с коррупцией в России — это когда партия жуликов борется против партии воров, ничего полезного из этой борьбы получиться не может. Ясно, что вор должен сидеть в тюрьме, но для этого должен быть и нормальный суд, и тюрьма нормальная, и прокурор, и следователи... Судебная система должна быть полноценной ветвью власти, но в России все ветви уже обломали. Дай Бог восстановить хотя бы волевую вертикаль власти, но вертикаль не одностороннюю, не в виде полупроводника, который проводит сигнал в одну только сторону. А вертикаль полноценную, с обратной связью. Я надеюсь, что разумная часть общества правильно поймет инициативу татарстанских властей и примет в ней посильное участие. Это только первый шаг. А дальше посмотрим по результатам. Надо быстро делать второй и третий шаги, чтобы догнать бронепоезд истории, на который Россия явно опаздывает. Татарстан имеет шансы помочь, если сам не будет спотыкаться.

Рустам Курчаков
Рустам Курчаков

Павел Салин — директор центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ:

— Сразу возникает вопрос о репрезентативности: кто будет в нем участвовать? Далеко не все население пользуется интернетом и не в курсе данной инициативы. Во-вторых, кто модерирует? Уже не раз так бывало, когда опрос проводился, допустим, региональными властями, когда опрос проводился по Олимпиаде, то результаты, скажем так, накручивались. Поэтому я не думаю, что данный опрос касательно охвата населения и поставленных вопросов будет репрезентативен. Тут не обойтись без услуг социологических контор, которые делают по специальной методике выборку, потом проводят соцопрос и анализируют результаты. Как один из вариантов — да, но уповать на такой опрос в интернете как на панацею не стоит.

Денис Стенюшкин руководитель отдела перспективных разработок RusItGroup, генеральный директор проекта «Восточный базар»:

— Как специалист в области IT-технологий могу сказать, что подобного рода проекты не гарантируют внешнего вмешательства в конечные результаты опроса. Если кому-то надо сделать «накрутку», то он это сделает. В принципе, такие накрутки можно отследить: по динамике роста голосов, по тем или иным позициям могут наблюдаться определенные слепки, и их можно выявить. Однако процесс отслеживания достаточно сложный, он требует определенной квалификации тех людей, которые его проводят, ну и определенной внимательности.

Репрезентативность таких опросов зависит от цели опроса. Для целевой аудитории молодежь или активные пользователи интернета выборка очень репрезентативная. Если же речь идет о вопросах, которые затрагивают более широкие слои населения, то, конечно, нет. Потому что люди старшего возраста, люди чуть старше среднего возраста интернетом пользуются не так часто и вероятность того, что они зайдут на опрос, не очень высока.

Алексей Мухин — директор центра политической информации:

— Во-первых, необходимо информировать население о подобной инициативе, потому что, как правило, люди довольно инертны и мало знают о такого рода опросах. Помимо этого, обязательно не только отчитаться о результатах, но и о предпринятых мерах. Иначе картина будет незавершенной. Если бы я знал, что мое решение будет класться в основу управленческого решения региональных властей, я бы поучаствовал. Данную инициативу нужно преподносить не только как обратную связь, то есть очередной социологический опрос для самоуспокоения властей, а представить ее как делегирование населению Татарстана в рамках Конституции РФ реализацию тезиса о том, что народ — источник власти. Иначе к этой инициативе просто не отнесутся серьезно.

Я бы сюда еще добавил пункт об эффективности и профессиональном уровне региональных властей. Я думаю, что этот вопрос привлек бы гораздо больше участников процесса, а они заодно бы ответили и на другие вопросы. Поучаствовать в таком опросе, я думаю, население не откажется.

На мой взгляд, вопросы в анкете слишком приземленные, я бы как гражданин не среагировал на это. А вопрос политический — это зацепило бы.

Игорь Привалов — глава Менделеевского муниципального района:

— По поводу увольнения, наверное, решать не нам. А опрос интересный, нужный. В республике действительно многое делается, но некоторые вопросы в один день и в один час невозможно решить в силу финансовых средств. У нас традиционные проблемы по всей РФ: проблемы ЖКХ (хотя мы в рейтинге, удивительно, оказались не в красной зоне), доведение до нормативов больниц, дороги. Впрочем, три-четыре года назад было сложнее встречаться с людьми. То, что сегодня делается в республике, это беспрецедентно: строятся клубы в сельских поселениях, асфальтируются дороги, средства выделяются на освещение, на доведение до нормативного состояния дорог с твердым покрытием в сельских населенных пунктах, фельдшерско-акушерские пункты. Выделяются средства на капительный ремонт школ. Сейчас объявлена программа «Дворы»: детские площадки — то, что всегда волновало людей, бесхозные, брошенные машины, нужно привести в порядок дворы и расширить парковочные места. Идет ремонт и строительство детских садов.

Когда отчитываешься перед людьми за 2013 год и ставишь планы на 2014 год, то спрашиваешь: «Есть вопросы?» И тишина в зале. Что происходило в прошлые годы и сейчас — небо и земля. Понятно, что в опросе будут недовольные. Как правило, это обиженные властью. За что? А за то, что они требовали какие-то свои незаконные действия, мы не пошли на этот шантаж. С первого дня на меня пишут: вот тут коррупция, колхоз развалили, вот тут не сделали. Недовольные всегда будут.

Сегодня сложно говорить, какие еще вопросы можно включить. Надо стартовать с чего-то. Мы посмотрим результат. Иногда удивляет, что люди, которые видят изменения, старания служб, чиновников, как нас обзывают, как правило, они очень скромны и не будут ничего писать. А будут писать те, кому нет лучшей радости, чем сдохшая корова у соседа. Они живут по такому принципу. Я не обижаюсь на них. Иногда такое пишут на имя президента, в прокуратуру... Приезжают проверять, кладут жалобу на стол, а я говорю: «Я очень много узнаю о себе из этих жалоб».

Игорь Привалов
Игорь Привалов

Алексей Коннов — социолог, руководитель центра аналитических исследований и разработок (ЦАИР):

— К социологии этот опрос никакого отношения не имеет. Во-первых, вы точно не знаете, кто на самом деле отвечает на вопросы предложенной анкеты. Во-вторых, сколько бы там человек не опросилось — одна, две, пять тысяч — это репрезентативно не отразит всего состава населения Татарстана: интернетом далеко не все пользуются. Такие опросы имеют право на существование, их можно проводить в рамках развития открытого общества, например в рамках проекта «Открытый Татарстан», для выявления каких-то узких мест. Но тогда это должны быть не закрытые вопросы типа «удовлетворен — не удовлетворен», а открытые вопросы, которые позволяют опрашиваемому рассказать о проблеме. К тому же психологически нет никакого резона положительно отвечать на вопрос «удовлетворен — не удовлетворен». Люди, у которых все хорошо, с большой долей вероятности не будут принимать участие в опросе. Таким образом, ответы могут искусственно уходить в негативную зону. С другой стороны, можно представить ситуацию, когда глава поселения, увидев, что его ругают в опросе, заставляет своих подчиненных и их родственников под разными вымышленными именами отвечать на анкету в положительном для себя ключе. Так что еще раз подчеркну, что к реальному репрезентативному социологическому исследованию этот опрос никакого отношения не имеет.

Лилия Низамова — доцент кафедры социологии Казанского (Приволжского) федерального университета, кандидат социологических наук:

— В данном случае инициатором пилотного проекта выступила федеральная власть, которая все более активно использует результаты социологических опросов в качестве индикатора оценки эффективности деятельности региональных и местных властей. В соответствии со статьей 12 Конституции РФ местное самоуправление в нашей стране является самостоятельным в пределах своих полномочий и не входит в систему органов государственной власти. Однако еще в середине 2000-х годов в результате проведенной административной реформы местные органы власти фактически стали низовым уровнем выстроенной вертикали власти. Так как граждане де-факто не могут контролировать муниципалитеты, эта работа выполняется сверху.

В данном случае репрезентативность результатов опроса вызывает сомнение, так как не все слои населения в равной степени имеют доступ к электронным услугам (особенно на селе) и активны в пользовании интернетом. Не все знакомы с официальными сайтами или заинтересованы в их посещении. Как показывают интернет-опросы, в них чаще участвуют молодежь, высокообразованные горожане с активной жизненной позицией. Поэтому социологи не очень доверяют интернет-опросам.

Чтобы опрос был репрезетативным, по каждому округу (их в РТ более четырех десятков) надо иметь и суммировать около 1 тысячи заполненных анкет, при этом социально-демографические характеристики участников опроса должны отражать социально-демографические и ряд иных параметров населения конкретного муниципалитета: пол, возраст, образование, территория проживания (город или село, район города для городских поселений), тип жилья (частный сектор, коттеджный поселок, разные типы многоквартирного жилья — хрущевки или застройка более поздних лет), наличие автомобиля.

Будут ли результаты отвечать этим требованиям? Скорее всего, мы никогда этого не узнаем. Можно провести параллель с голосованием в телепрограммах: можно звонить, слать SMS, высказывая свое мнение, потом оглашается суммарный результат. Как он был получен, как посчитан? Вопрос без ответа.