«НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ ГОСТИНИЧНЫЙ СЕКТОР РТ — ОДИН ИЗ САМЫХ РАЗВИТЫХ В РОССИИ»

Основной темой коллегии стала прошлогодняя Универсиада, более чем тесно увязавшая два направления работы министерства — спорт и молодежную политику. На фоне бодрых докладов и общей удовлетворенности от проделанной работы в этих двух сферах, а также состава президиума (в котором превалировали первые лица и персоны, тесно связанные со спортомред.) туризм на коллегии как будто бы ушел на задний план.

Тем более ярким, даже контрастирующим, оказалось выступление первого и единственного докладчика данной коллегии по теме туризма, вице-президента ассоциации рестораторов и отельеров РТ Евгении Лодвиговой. Вместо того чтобы в общем тренде доложить о невероятных успехах, достигнутых отраслью благодаря Универсиаде, Лодвигова нарисовала далеко не радужную картину по загруженности казанских гостиниц. По ее словам, темпы ввода новых гостиничных объектов в Казани к Универсиаде опередили рынок. В итоге бизнес столкнулся с серьезной проблемой — резким снижением загрузки номерного фонда — и теперь рассчитывает на помощь и содействие республиканской власти.

«На сегодняшний день гостиничный сектор в РТ — один из самых развитых в России», — дипломатично начала Лодвигова, проиллюстрировав заявление слайдом, где Татарстан по числу гостиниц и аналогичных средств размещения — 217 — оказался сопоставим не только с соседним Башкортостаном (216), но и с Москвой (216). Как вполне ожидаемо выяснилось, половина номерного фонда республики приходится на Казань. При этом только в прошлом году в РТ в преддверии Универсиады открылось более 50 гостиниц и хостелов. Так в чем проблема: Москва — первая столица, мы — третья, должны соответствовать!

Однако если бутерброд большой, а масла — сколько рынок подаст (в данном случае — немного ред.), то второе будет размазываться на всех весьма тонким слоем. Похоже, что в таком положении оказался гостиничный рынок Казани, наглядно проиллюстрировав народную мудрость: «За что боролись, на то и напоролись».

«К сожалению, в 2012 - 2013 годах средняя загрузка в гостиницах Казани составила 54 и 52 процента соответственно, и, судя по началу 2014 года, перспективы не радужные», — сообщила докладчик. По ее словам, инвесторы действительно поверили в перспективы развития гостиничного бизнеса в нашем регионе, но, несмотря на рост турпотока, средняя загрузка в гостиницах Казани за последние четыре года снизилась с 90% до 70%.

«В НОВОГОДНИЕ ПРАЗДНИКИ ЗАГРУЗКА СОСТАВЛЯЛА ОКОЛО 40 ПРОЦЕНТОВ, И ЭТО ПОКАЗАТЕЛЬ ОТЕЛЕЙ, ДАВНО РАБОТАЮЩИХ НА РЫНКЕ»

Более того, по данным ассоциации рестораторов и отельеров РТ, в первый месяц 2014 года средняя загрузка составляла около 40%! «Прошу обратить внимание, что 40 процентов — это показатель отелей, которые уже работают на рынке города и имеют постоянных клиентов. Новые же отели, которые открылись в преддверии Универсиады, имели еще худшую загрузку, перспективы у них абсолютно не радужные», — констатировала Лодвигова. По ее словам, востребованность средств размещения в Казани в течение года очень неравномерная — в какой-то период гости есть, а в другое время гостиницы стоят пустые.

Примечательно, что данные ассоциации рестораторов и отельеров РТ, озвученные на коллегии в присутствии президента РТ Рустама Минниханова, замминистра спорта РФ Натальи Паршиковой и других официальных лиц, несколько разнятся с недавними заявлениями в исполкоме Казани о невиданном росте загрузки отелей в нынешние новогодние праздники. Тогда на деловом понедельнике прозвучало, что, по данным комитета по туризму, в новогодние каникулы загруженность казанских гостиниц оказалась на уровне 75 - 80%... Однако слайд, представленный перед аудиторией, отражал иную картину — повезло, видимо, не всем. Так, загруженность номеров отелей «Парк Инн», «Хайял», «Рамада», «Давыдов» и ряда других в новогодние каникулы не дотягивала и до 30%...

«ДОСТАТОЧНО ИМЕТЬ ЗАГРУЗКУ В 40 ПРОЦЕНТОВ, ЧТОБЫ ВЫХОДИТЬ В НОЛЬ И НЕБОЛЬШОЙ ПЛЮС»

Впрочем, как заявила корреспонденту «БИЗНЕС Online» генеральный менеджер Ramada Kazan City Center Татьяна Ильченко, общаясь с журналистами после недавнего торжественного вручения отелю свидетельства о присвоении гостинице категории «4 звезды», загруженность для гостиницы — не основной критерий работы отеля. «Эффективность работы отеля оценивается по трем показателям: загрузка, средняя цена номера и доход от продажи номера. У отельеров два последних показателя ключевые. А потом уже — загрузка», — заявила Ильченко. По ее словам, важна цена продажи: «Если я захочу, я смогу хоть завтра загрузить отель. Вопрос в том, по какой цене. По 500 рублей? А какая при этом амортизация будет?!» Эксперт также отметила, что отелю достаточно иметь загрузку в 40%, чтобы выходить «в ноль или небольшой плюс».

Замминистра по делам молодежи Сергей Иванов заявил, что все крупные объекты, которые планировались в эти годы в Казани, уже сдались, а о новых крупных проектах ему неизвестно.

Тем не менее Ильченко отметила, что результатом массового строительства отелей в Казани перед Универсиадой стала размытая доходность и резкой выросшие, по сравнению с другими городами-миллионниками РФ, сроки окупаемости казанских гостиниц — до 12 лет. «Надеемся, что период стагнации в 2014 году пройдет и будет рост, причем значительный. Но рост возможен только при условии непоявления новых отелей», — подчеркнула тогда генеральный менеджер Ramada Kazan City Center.

«МЫ ПРОДВИГАЕМ НЕ ТОЛЬКО СВОИ ОТЕЛИ, НО И ГОРОД В ЦЕЛОМ»

Резюмируя выступление, Лодвигова заявила, что ситуация может вызвать угрозу не только для казанского бизнес-сообщества, но и для индустрии гостеприимства региона в целом. По ее словам, последствия могут быть самым плачевными, начиная от общего ухудшения качества услуг вплоть до перепрофилирования гостиниц под офисные центры и даже их закрытие. В качестве меры по решению проблемы вице-президент ассоциации рестораторов и отельеров РТ предложила создать конгресс-бюро, которое, по ее словам, существует по многих странах мира и которое будет заранее доводить до отелей наиболее активные дни в городе, чтобы гостиницы также могли планировать свою загрузку и больше времени уделять мероприятиям по привлечению туристов.

«Мы продвигаем не только свои отели, но и город в целом, поэтому необходимо, чтобы эта работа была четко скоординирована. Несмотря на большие затраты крупных гостиничных объектов на продвижение Казани в России и за рубежом, сегодня нам необходима государственная поддержка по презентации своих предложений». Как пояснила Лодвигова, речь идет прежде всего о внутреннем туризме и о рекламе, которая должна была бы быть для его развития.

«БЕЗ НИХ НИ ТУРИЗМ, НИ СПОРТ НЕ ПОЛУЧИТСЯ»

Судя по резюмирующему выступлению Минниханова, глава республики услышал месседж отельеров.

«Гостиничное хозяйство — очень важная составная часть, потому что люди хотят комфорта. То, что мы сегодня построили, должно работать. Если у нас не будет комплексной, сбалансированной программы загрузки, мероприятий, конечно, бизнес тоже не сможет развиваться. Но без них ни туризм, ни спорт не получится», — подчеркнул Минниханов.

По словам президента РТ, в ближайшее время будет принято решение о создании агентства по развитию туризма: «Оно должно объединить, сплотить огромное число структур, ведомств, привлекать мировые туристические, спортивные возможности. Потому что сам Татарстан как туристический центр будет и дальше представлять интерес для огромного количества людей из России и из-за рубежа». (По данным источников «БИЗНЕС Online», фактически речь идет о том, что из минмолодежи РТ будет будет забрано это направление со всем штатом, которые станут отдельным ведомством.)

Глава республики добавил, что подпрограмма развития туризма в РТ на 2014 - 2020 годы, анонсированная в начале заседания министром по делам молодежи, спорта туризма РТ Рафисом Бургановым, также будет принята в кабмине РТ в самое ближайшее время.

Отметим, что Бурганов, также коснувшийся в докладе темы низкой заполняемости гостиниц в Казани, в части подпрограммы развития туризма и гостеприимства сообщил, что за 7 лет объем ее финансирования за счет средств бюджета РТ составит 1,2 млрд. рублей, а с учетом включения затрат на создание туристко-рекреационных кластеров — 11,5 млрд. рублей.

«НИ ОДИН ЧАСТНЫЙ ИНВЕСТОР ЗА ВАС В ЭТО ДЕЛО НЕ ПОЛЕЗЕТ!»

К слову говоря, хороший объем финансирования вполне отвечает подходу зарубежных экспертов из австрийской компании Kohl&Partner, которых минмолодежи РТ привлекло к разработке мастер-плана развития туризма в РТ. Сегодня австрийцы активно пиарят свое предложение, суть которого сводится к чисто деловому вопросу из европейской практики: будет серьезное финансирование — будет и серьезный результат. Эх, не знают австрийцы нашу поговорку: «За деньги каждый дурак сможет, а ты без денег смоги!»

Так, представитель Kohll&Partner Кристофер Хинтереггер, выступая в конце ноября прошлого года с докладом на коллегии минмолодежи по развитию туризма в РТ, заявил, ссылаясь на практику стран Восточной Европы, что Татарстан должен выделять минимум 150 млн. рублей в год на маркетинг туризма вместо имеющихся 15 млн. рублей. «К примеру, Словакия — нет выхода к морю, да и туризм не в приоритете, однако у них по факту 11 миллионов ночевок в год и бюджет на маркетинг туризма в 150 - 350 миллионов рублей», — рассказал Хинтереггер. По его словам, в мастер-плане для РТ они прописали 12 пилотных проектов, некоторые из них требуют не менее 900 млн. рублей ежегодных инвестиций. «Ни один частный инвестор за вас в это дело не полезет!» — заявил тогда австриец, на чистом русском обращаясь к чиновникам министерства.

Более того, ночевки — не пустой звук: как сообщил на ноябрьском мероприятии Хинтереггер, при достижении показателя в 10 млн. «пересыпов» ежегодный прямой и косвенный доход от туризма в РТ составит 90 млрд. рублей.

Примечательно, что вскоре представитель Kohll&Partner несколько снизил планку будущей (к 2025 году ред.) доходности от туризма в РТ — с 90 до 69 млрд. рублей. Такую цифру он назвал на недавней пресс-конференции в пятницу в «Татмедиа». Там же австрийцы признались журналистам, что за свою работу попросили 2,8 млн. рублей, представив несколько стратегий, которые могут быть реализованы в Татарстане. Впрочем, особенной оригинальностью разработчики не удивили.

«Проблема в том, что Татарстан не знают, — сообщил журналистам Хинтереггер. — За пределами Казани небольшое число туристически привлекательных мест. Не хватает четкого туристского бренда, большие расстояния между интересными местами. Другая проблема — недостаточное финансирование для маркетинга и продвижения Татарстана на внутреннем и зарубежном рынке».

АВСТРИЙЦЫ: РЕЧНЫЕ КРУИЗЫ И САБАНТУЙ ПРИНЕСУТ ВАМ МИЛЛИОНЫ...

Так что же предлагают маститые австрийские специалисты? Согласно мастер-плану Kohll&Partner, Татарстан должен сделать ставку на городской, культурный и деловой туризм. «Ожидается рост делового туризма на фоне снижения санаторно-курортного туризма», — сообщил Хинтереггер.

По его словам, в ближайшие 5 - 10 лет основным рынком для Татарстана будет Россия. Но шаги должны предприниматься и в сторону стран СНГ, Китая, а в Европе основной акцент нужно сделать на Германии и Великобритании, где число туристов наиболее велико.

«Если говорить о дальней перспективе, то к 2025 году возможно практически вдвое увеличить число ночевок примерно до 10 миллионов (сейчас 4,4 миллиона, причем половина приходится на санатории). Количество койко-мест может достичь 29 тысяч (в 2013 году — 13,2 тысячи койко-мест)», — уточнил Хинтереггер.

Среди проектов, предлагаемых к реализации Kohl&Partner как средство достижения колоссальной суммы в 69 млрд. рублей доходов от туризма, — катание туристов по Волге, строительство наблюдательной вышки на ее берегу для любования окрестностями Татарстана, раскрутка за рубежом Сабантуя, который привлечет дополнительных туристов в июне, созданный на базе КАМАЗа музей по примеру аналогичного музея BMW в Мюнхене. Посоветовал Хинтереггер начать сотрудничество и с лоукост-авиакомпанией.

«Примером служит польский город Краков, когда благодаря привлечению таких перевозчиков, как Ryanair, пассажиропоток вырос за четыре года с 600 тысяч до 3 миллионов человек. И число туристов, которые посещают Краков, выросло с 700 тысяч до 3,5 миллиона рублей», — рассказал представитель Kohll&Partner.

Напомним, что в РТ объем туристских услуг, который включает в себя три компонента — гостиничные, экскурсионные и санаторно-курортные услуги, в 2013 году составил 8,3 млрд. рублей, в 2012 году — 6,8 млрд. рублей.

«БОЛЬШЕ РЕКЛАМЫ!»

Между тем эксперты-участники казанского рынка гостеприимства и туризма, с которыми после коллегии пообщалась корреспондент «БИЗНЕС Online», отмечают ключевую проблему, первоисточник бед с загрузкой — это отсутствие должной рекламы Казани как привлекательного турпродукта.

Рамиль Мифтахов — президент ассоциации туроператоров РТ, генеральный директор турагентства «Персона Грата»:

— Данные о недостаточной загруженности гостиниц в Казань — это объективная картина. Так и есть.

Причин тому несколько. С одной стороны, темпы строительства гостиниц в связи с Универсиадой явно опережают рынок. Но это мировая практика — когда где-то проходит международное соревнование, к нему создается соответствующая инфраструктура, в том числе средств размещения. И мы оказались в той же ситуации. Нам были необходимы к Универсиаде эти места, без этого никуда. Но сейчас наша задача, и президент совершенно грамотно уловил момент, — создать агентство, отдельную структуру по туризму, которая позволит в кратчайшие сроки убрать эту кривизну, что получили. Это как агентство инвестиционного развития, задачи которого — находить инвесторов и притаскивать новые инвестиционные проекты в Республику Татарстан.

Задача агентства по туризму в данном случае — это привлечение инвестиций в сферу туризма, проведение международных мероприятий, конференций. Представляете, когда-нибудь у нас пройдет конференция Apple? И это тоже задача создаваемого агентства — разработать уникальное предложение, чтобы сюда, именно сюда приехали. Через такие мероприятия мы будем в сознание иностранцев доносить, что Казань — привлекательный город. Почему именно в Казани должна пройти конференция Apple, а не в Нью-Йорке, Вашингтоне или еще где-то? Основная проблема — это низкая информированность о Казани, и сейчас наша задача — тратить средства на продвижение Казани в других регионах и странах. Мы продвинулись в спортивном и деловом туризме, но есть направления, в которых Казань еще вообще не представлена.

Центр развития туризма? Нет, он не будет дублировать, это общественная организация, у них немного другие задачи, более узкой направленности: разработка региональных продуктов для внутреннего рынка. А здесь нужно смотреть глобально, по совокупности.

Евгения Лодвигова — вице-президент ассоциации рестораторов и отельеров РТ, генеральный менеджер «Шаляпин палас Отель» и «Гранд отель Казань»:

— На сегодняшний день, по данным booking.com, в Казани числятся 108 средств размещения. При этом, например, в Москве — 200 средств размещения. Но что такое Казань и что такое Москва по большому счету? И есть такой момент, что не каждый знает, как хорошо в Казани, что здесь есть и развлечения, и хорошие гостиницы с высоким уровнем сервиса, и инфраструктура прекрасная... Потому что на сегодняшний день, на мой взгляд, очень мало дается рекламы именно на внутренний, российский, рынок.

О Казани в России не знают. Если говорить об ассоциативном ряде, который применяется в рекламе, любого россиянина из Перми, Кургана, Воронежа можно спросить: «В какой российский город вы поедете потратить деньги?» Он скажет: «Москва, Питер», — и не факт, что назовет Казань. Более чем уверена, что не назовет. Даже москвичи не знают! Общаешься и слышишь: «А где это — Казань? А что это — Казань?» Я уже не говорю о международном рынке. Поэтому больше рекламы!

Зуфар Гаязов — председатель правления ассоциации рестораторов и отельеров РТ, генеральный директор ООО «Татинтерресторанс»:

— Отели сегодня в Казани действительно в достаточном количестве, причем при каждом отеле — ресторан. Евгения Анатольевна (Лодвиговаред.) затронула очень актуальную тему — мы бы хотели, чтобы динамика, пусть незначительная, но была. А для этого со стороны руководства республики есть все возможности, чтобы нас поддержать. Что идет по федеральным каналам, какая реклама? Предлагают курорты Краснодарского края. Это говорит о том, что курорты получают поддержку руководства края! Можно таким же образом рекламировать Казань как столицу туризма, спорта, культурную столицу, но для этого необходимы средства бюджета республики.

В кулуарах я переговорил с Рамилем Зуфаровичем (Мифтаховымред.) — президентом ассоциации туроператоров РТ, по поводу агентства (развития туризма — ред.). Сфера обслуживания обязана входить в это агентство, и мы будем рады участвовать в его работе. На сегодняшний день наша ассоциация, к сожалению, имеет отношение к министерству промышленности и торговли, но в силу своей занятости другими задачами министерство не имеет возможности с нами тесно сотрудничать. Мы это понимаем, на них не обижаемся — мы сами развиваемся. В то же время мы всегда имели возможность и время быть услышанными в министерстве по делам молодежи, спорту и туризму, всегда имели у них поддержку. Минмолодежи нам действительно ближе и теплее, мы понимаем друг друга, что позволяет выиграть всем нам.