Картинг-клуб_1.jpg
Евгений Шафранов: «На сегодня у меня есть порядка 25 проработанных проектов картодромов для строительства по всей республике. Если их сейчас реализовать, то Татарстан станет Меккой картинга»

«ДЕТИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЗАНЯТЫ ДЕЛОМ, КОТОРОЕ ЗАВТРА ПРИНЕСЕТ ПОЛЬЗУ ГОСУДАРСТВУ»

— Малой академии картинга в 2013 году исполнилось 40 лет. Дата значительная. Евгений Львович, расскажите, пожалуйста, как создавался клуб? Что это было за время?

— 40 лет — это не просто года, а месяцы, дни, часы, минуты. Каждый год в секции занимаются как минимум 100 человек. У учеников есть родители, друзья, на соревнования приходят зрители — огромное количество людей связано с нашим карт-клубом. Официально клуб картингистов во Дворце пионеров имени Абдуллы Алиша появился в 1973 году. Хотя кружок по интересам существовал и раньше. Но именно с начала 70-х в городе развивается картинг, и ребята активно участвуют в спортивных мероприятиях. Уже в 1975 году клуб выставляет первый карт на соревнования.

В то время политические органы понимали, что дети должны быть заняты делом, которое завтра принесет пользу государству. Система готовила самодостаточного человека. На государственном уровне считали, что советский мужчина должен все уметь делать сам. Политехнические клубы и были призваны научить ребенка работать в коллективе и освоить полезные для жизни навыки.

В карт-клубе я долгое время был в качестве прихожанина. Это было моим увлечением. В конце 70-х я работал на 16-м заводе (КМПО) и занимался серьезно водно-моторным спортом. Кроме участия в соревнованиях мы еще конструировали моторы для спортивных лодок. Однажды нам даже сделал спецзаказ Александр Покрышкин маршал авиации, трижды Герой СССР. Впоследствии с нашим лодочным двигателем советская сборная выиграла чемпионат Европы.

С 80-х годов зазвучали речи о необходимости глобальных перемен. И под аплодисменты публики рассыпалась отечественная промышленность. На тот момент я был метрологом на КМПО, отвечал за качество продукции. Следил за более чем 400 тысячами единиц измерительных приборов. Но руководство страны посчитало, что контроль качества на производствах не нужен. И должности метрологов стали упразднять.

После ухода с завода меня пригласили работать в карт-клуб. Как работать с детьми, я не представлял. Первый год посвятил поиску подхода к ученикам. В итоге понял, что каждое занятие для ребенка должно становится целым событием…

Карт-клуб нуждался в серьезном переоснащении. В учебном классе стояли допотопные станки, списанные с заводов. Железяки весом под 5 тонн мы просто выкинули. В свое время я стал чемпионом СССР по водно-моторному спорту. А за победу в соревнованиях такого уровня полагалась премия 10 тысяч рублей. В то время на эти деньги можно было купить новую «Волгу». А я эти деньги — все — вложил в клуб. Деньги — не главное. Самые важные участники всей истории — дети. Карт-клуб помогали создавать мои ученики. Здесь все сделано нашими руками. И сегодня у детей есть свой картодром, два учебных класса, мастерская, гараж и все необходимые инструменты.

«НАДО БЫЛО ВЫЖИВАТЬ, И МЫ С СЫНОМ ПЕРЕГОНЯЛИ АВТОМОБИЛИ ИЗ ЕВРОПЫ»

— Как клуб пережил непростые 90-е?

— Надо было выживать, и мы с сыном перегоняли автомобили из Европы. Из Португалии, Испании и Бельгии я в Казань 88 машин пригнал. Уезжали из города, запасшись батончиками «Сникерс» и водой «Кристина». Так и ехали до самой границы. Не было тогда никаких кафе у дорог. Приезжали и все заработанные деньги вкладывали в клуб. Люди удивлялись: как это? Очень просто. Что мы тогда вообще могли купить — прилавки стояли пустыми. Но заводы в это время продавали оборудование. Мы приобретали станки и доводили их до ума.

Честно говорю, бандитизм нас не коснулся. Но многим молодым ребятам казалась притягательной бандитская жизнь. И своим ученикам я всегда старался подсказать, что в жизни не это главное.

Картинг-клуб_2.jpg
Династия картингистов — отец и сын. Евгений и Роман Шафрановы

В это непростое время мы стали проводить соревнования по картингу. С 1996 года на площадке НКЦ ежегодно 22 апреля строилась трасса. Появились спонсоры, соревнования поднялись на более качественный уровень. Был серьезный призовой фонд, достойные подарки для участников соревнований. Но ближе к нулевым дела у многих коммерсантов пошли туго — их всех попросту «слили». И настал момент, когда я бегал за день до соревнований и искал деньги.

И вот одна из фирм — была такая страховая компания «Зилант» — нас поддержала. В руководстве был мой хороший знакомый Вадим Шаятович. Мы когда-то вместе работали на заводе «Серп и Молот». У нас с Вадимом родилась идея страховать детей на один день (без страховки к участию в гонках спортсмены не допускаются — авт.). В первый раз Шаятович чуть в обморок не упал, когда в офис пришли 111 человек. Но мы продолжили опыт. Так, «Зилант» страховал наших гонщиков за копейки до 2003 года.

С середины 2000-х стало сложно организовывать соревнования. Милиция встала на ноги. Они решили проводить гонки самостоятельно. Еще бы, все дело уже было поставлено. Мы ведь с 1996 года — в самое тяжелое время — проводили чемпионаты Татарстана и России.

ТАТАРСТАН МОЖЕТ СТАТЬ МЕККОЙ КАРТИНГА

— И с этого момента вы взялись за проектирование и строительство картодромов?

— Да. Мы выступили с инициативой строительства картодрома на Высокой Горе. Рустам Минниханов, на тот момент глава администрации района, пригласил меня для обсуждения проекта. К тому времени строители уже засуетились и предлагали свои услуги. Брались строить кто за 5, кто за 7 миллионов рублей. А я тогда не выдержал и сказал: «Дайте трактор — мы все построим».

После этого Рустам Нургалиевич попросил меня составить подробную смету. Картодром построили на территории автодрома «Высокая Гора». Трасса — 860 метров — должна была выполнять еще и дополнительную функцию — быть паддоком (площадкой для трейлеров и спортивной техники). Но картодром эксплуатировался не по назначению. На площадке стали устанавливать торговые палатки. Скоро разрушилось асфальтовое покрытие, и трасса стала непригодной для картов.

Но от идеи строительства картодромов мы не отказались. Мы обратились к Раису Минниханову — главе Сабинского района. Было ясно, что трассе нужен крепкий хозяин, который за свою землю стоит горой. А Раис Нургалиевич — хороший хозяйственник: ни одного куска земли просто так не бросит. Сначала он отнесся к идее строительства категорично. Но еще он понимал, что над районом нависла угроза. Из Казани проникали наркотики. Чтобы уберечь детей, их необходимо было увлечь чем-то серьезным. Раис Минниханов подошел к делу максимально серьезно. Картодром «Аргамак» мы сдали в 2000 году. А на сэкономленные деньги в 20 километрах от Богатых Сабов построили еще одну трассу «Маяк» в поселке Лесхоз.

— Ведь в Казани примерно в это время появляется картодром «Форсаж»…

— Да, мы тоже участвовали в этом деле на первых порах, но в итоге ушли из проекта. Понимаете, в «Форсаже» очень маленькая трасса. Мы же предлагали сделать выезд на асфальтированную площадку. При хорошей погоде люди бы катались по большому кругу. Но проектировщик Александр Сахаров расположил выездные ворота впритык к гаражам и поставил крест на всей задумке.

На сегодня у меня есть порядка 25 проработанных проектов картодромов для строительства по всей республике. Если их сейчас реализовать, то Татарстан станет Меккой картинга.

ОЛИМПИАДА В КАЗАНИ, СПОРТИВНЫЕ РЕФОРМЫ И МУЗЕЙ ЛОДОЧНЫХ МОТОРОВ

— Что сегодня может повысить интерес к автоспорту в Татарстане? Периодически в городе проходят различные шоу по мотофристайлу, выставки ретромобилей, к слову, интерес к технике есть. Но говорит ли это о заинтересованности в технических видах спорта?

— В 1972 году в федерации авто и мотоспорта я впервые предложил провести олимпиаду по техническим видам спорта в Казани. Меня просто выгнали с совещания. Время для идеи было неподходящее. Но сейчас есть все условия.

В 2013 году мы для министерства по делам молодежи, спорту и туризму подготовили пакет предложений. В проекте речь шла не только об автоспорте. В итоге из всех предложений чиновники выделили только один кусок, связанный с изменениями футбольных правил. Как раз в Казань приезжал Виталий Мутко — министр спорта России. Мы предложили изменить систему подсчета голов в футболе. Идея такая. Каждый гол имеет свою ценность. Мяч, забитый в ворота головой, должен оцениваться иначе, чем забитый с ноги, и так далее. До Мутко эта инициатива не дошла, но я все равно буду пробивать идею.

Помимо этого мы придумали еще одну вещь. Есть предложение узаконить правило, согласно которому олимпийским чемпионом можно стать только один раз в жизни. Взял «золото» — свободен. Дай дорогу в сборную другому спортсмену…

Вернемся к техническим мероприятиям. Наши ребята еще занимаются реставрацией и восстановлением старой техники. Сегодня мы собрали большую коллекцию советских лодочных моторов. Восстановили из рухляди, и сейчас все они в рабочем состоянии. Мы уже давно предлагаем городу сделать технический музей. Для этого необходимо только помещение.