КАРИКАТУРНЫЕ ТАКСИСТЫ

Российский курорт вряд ли задумывался и строился изначально как будущая олимпийская столица, а жители Сочи раньше даже подумать не могли о том, что руководство страны решит удивить мир зимними Играми в субтропиках. И это накладывает свой отпечаток некоей провинциальности на город. Если по поводу объектов можно сказать, что они скорее готовы, чем нет, то по поводу сервиса гость города может оценить местное южное гостеприимство иначе. Могу привести пару говорящих примеров из своей сочинской жизни. Заказывал такси в аэропорт, в оговоренное заранее время машина так и не прибыла, причем плохо владеющий русским языком таксист не мог найти здание и в итоге просто уехал. Другие несколько компаний такси также не проявили оперативности и не смогли предоставить машин в ближайшее время. Пришлось бежать с чемоданом к трассе и ловить такси на месте. Все это происходило за несколько дней до Нового года. У моих знакомых возникли такие же проблемы с обслуживанием такси. Достается от местных таксистов даже знаменитым журналистам. Инцидент с главным редактором канала Russia Today в такси Адлера случился на каникулах, после чего Маргарита Симоньян критически оценила городской сервис в своем микроблоге Тwitter. «Немыслимое хамье, — негодует Симоньян. — За то, что мы попросили выключить шансон, нас пытались высадить посреди трассы». На проблемы с таксистами жалуются и сами горожане. Газета «Сочинская курортная неделя» от 24 января вышла с подзаголовком «Сервис по-сочински. Сочинские таксисты не всегда уважают своих клиентов. Это печальный факт». А ведь им скоро обслуживать иностранцев... Кстати, помогать в этом таксистам будет специальный call-центр по переводу на иностранные языки.

КОНВЕРТЫ И КОРОБКИ — ДЕФИЦИТ АДЛЕРА

Отправлял посылку домой. Отстоял очередь в местное отделение почты в жилом районе неподалеку от приморского кластера, и оператор меня озадачила своим заявлением: «А вы что стоите с вещами? Посылки мы никогда не отправляли, у нас нет для них конвертов и коробок. Иногда они появляются на центральной почте Адлера, да и то раскупаются за 5 минут. Попробуйте там». Успеть на «счастливые минуты» мне удалось, в срочном порядке доехав до главной адлерской почты минут за 20, коробки были в наличии, и близкие не остались без подарка на праздник. Тем не менее такой сервис вряд ли обрадует гостей из других городов России, а тем более иностранцев. Хотя в главном медиацентре приморского кластера и в горах на днях открыли специальные отделения почты, которые даже предоставляют услуги «ретро-письма» и марки с собственным изображением. Однако это специализированный сервис. Как насчет простых болельщиков и гостей города, проживающих в обычных районах?

А уж такие издержки местного менталитета из «лихих 90-х», как угрозы проткнуть шины автомобиля в случае парковки во дворе даже на пару минут, могут и вовсе подпортить впечатление о хваленом южном гостеприимстве. «А что если сказать немцам, что мы не любим Гитлера? Представляешь, что будет!» — ненароком подслушал я разговор двух кассирш в крупнейшем супермаркете Адлера, где сейчас закупаются много иностранных гостей. От таких размышлений даже я в шоке был, не то что немцы. Кстати, во всем Адлере распространена лишь одна крупная сеть магазинов продуктов.

Также в ступор заморских гостей могут ввести и странности, если не сказать конфузы, местного перевода — названия улиц и географических объектов нередко на английский переведены некорректно. Чего стоят только такие перлы, как ставшие вдруг Blue Dali и Shotgun улицы Голубые Дали и Ружейная соответственно. К слову, в центре Адлера протекает река Херота, образуемая слиянием двух рек — Большая Херота и Малая Херота. Хочется верить, что иностранные гости будут вспоминать Сочи добрым словом, а не бранью в адрес таксистов, отключенного в арендованной квартире света, утомительного досмотра с выбросом из рюкзака «опасных» предметов или долгой дороги на Красную Поляну с лыжами в переполненном автобусе. Кстати, стоит все это недешево. И специально «под Олимпиаду» (чего не скрывают и сами продавцы) на многие продукты, вещи и услуги поднялись цены в 1,5 - 2 раза, а то и больше. Например, проезд на автобусе от Адлера до Красной Поляны подскочил сразу с 80 рублей до 170. Казани удалось избежать такого целенаправленного повышения цен «под Универсиаду».

Шале в Красной поляне
Шале в Красной Поляне

КАЗАНЬ ГОТОВА ЛУЧШЕ СОЧИ

Конечно, и казанцы раньше не мечтали увидеть на своей улице праздник под названием Всемирные студенческие игры. Но столица Татарстана развивалась поступательно, реализуя амбициозные проекты и принимая серьезные международные соревнования, по праву получив статус спортивной столицы и крупного мегаполиса. Благодаря такому продуманному логическому продвижению Казань подошла к Универсиаде более подготовленной с точки зрения инфраструктуры и менталитета. На Сочи же груз ответственности за Олимпиаду со всеми вытекающими последствиями свалился нежданно. Тут нередко банально не выдерживает нагрузки ЖКХ, из-за чего десятки тысяч жителей остаются без света и воды, что выводит их на митинги.

Горная деревня
Горная деревня

В общем, в плане сервиса и гостеприимства работать в Сочи есть над чем. Изменится ли что-то кардинальным образом к самим Играм, покажет время, которого осталось совсем немного. Дмитрий Медведев уже в который раз недавно призывал сделать из Сочи в ближайшее время круглогодичный мировой курорт, который заберет у Турции российских туристов и привлечет иностранных. Однако пока кажется, что на эту задачу уйдет немало времени. Да и прямых международных рейсов из аэропорта Адлера пока только четыре, в ближайшие соседние страны. К тому же Сочи и сейчас — весьма дорогой город с кусающимися ценами, даже в сравнении с Москвой и зарубежьем. И вряд ли здесь что-то будет дешеветь. «Что будет со всем ЭТИМ после Олимпиады?» — таким вопросом перспектив олимпийского наследия задавались при мне две местные жительницы на лавочке набережной Адлера. Сидя рядом и смотря на море, я размышлял о том же.

Читайте также:

Дневник Олимпиады: Рай для лыжников и чистилище для водителей. 1-я часть

IMG1105.jpg