ВСЕМИРНЫЙ ФЛЕШМОБ

В Международный день хиджаба мусульмане разных стран проводят оригинальный флешмоб, предложенный два года назад жительницей Нью-Йорка Назмой Хан. Всем желающим предлагают провести один день в хиджабе, прикрывая свое тело от взоров посторонних мужчин. Многим такая затея нравится. В Казани союз мусульманок РТ 1 февраля организует уникальное шоу, наподобие телевизионного «Модного приговора», в котором представительницам прекрасного пола будут подбираться хиджабные варианты разных стилей одежды (делового, свадебного, спортивного, домашнего и вечернего).

Арабское слово «хиджаб» многих путает, ведь у него на самом деле есть два значения. Так, в энциклопедическом словаре «Ислам» отечественной академии наук еще времен СССР сказано, что хиджаб — это «чадра, паранджа, покрывало, накидка, надеваемая женщиной-мусульманкой при выходе на улицу и скрывающая лицо и фигуру». Данное издание 1991 года является последним академическим словарем, фиксирующим существующие достижения исламоведческой науки. Поэтому, говоря формально, с научной точки зрения, хиджаб — это одежда мусульманской женщины, скрывающая не только ее фигуру, но и лицо. Видимо, поэтому с подсказки своих спичрайтеров и советников президент нашей страны Владимир Путин как-то сказал: «В нашей культуре — а когда я говорю о нашей культуре, я имею в виду традиционный ислам — никаких хиджабов то нет». И это действительно так. Для российских мусульман ношение хиджаба, в смысле паранджи, закрывающей лицо, крайне не характерно. Это не наша традиция.

Однако за последние годы значение хиджаба трансформировалось. Теперь под ним мусульмане понимают, как правило, целомудренную, скромную одежду, скрывающую все тело женщины, в том числ и волосы, но оставляющую открытым ее лицо. Покрытие же лица, что имеет распространение у некоторых зарубежных мусульманских народов, в наши дни именуется словом «никаб». Стоит полагать, что следующий словарь отечественной академии наук, посвященный исламу, уже отразит данную трансформацию. Во втором значении термин «хиджаб» употребляется и в рамках настоящего поста.

«НОСИ ТОЛЬКО ТО, ЧТО ПО ДУШЕ!»

Глобальный смысл проводимой акции — научиться слышать друг друга, посмотреть на мир глазами своих оппонентов и через этот опыт проживания, возможно, переосмыслить свое отношение к хиджабу. Ведь, как известно, хиджаб — это единственный вид одежды, который вызывает жаркие споры в нашем обществе. Ни мини-юбки, ни пляжные бикини, ни панковские косухи — ничто так не волнует определенную часть россиян, как мусульманские покровы целомудрия, которые под разными предлогами определенные общественные деятели мечтают снять с верующих женщин. Лично у меня в данной связи всегда вызывало удивление две вещи.

С одной стороны, это надменное стремление одних определять стиль жизни для других. Почему кто-то считает, что он имеет право указывать другому человеку, как тот должен одеваться и строить свою жизнь? Если кому-то не нравится бандана, бейсболка или платок, то пусть не надевает это. Пусть носит то, что близко его душе. Но нет! Всегда находятся те, кто убежден, что все остальные должны одеваться так, как он считает для них приемлемым. С такими взглядами мы никогда не построим общество свободных людей.

С другой стороны, не меньше удивляет и нежелание некоторых мусульманок понять, почему в обществе именно они вызывают негативное отношение к себе. Многие люди хорошо относятся к исламу, к мусульманской культуре, но как только разговор заходит о хиджабах, их отношение резко меняется на противоположное. «Платочниц» (возник уже и такой термин) в нашем обществе жалуют далеко не все. Почему так происходит? Молодые мусульманки, как правило, над такими вещами не задумываются. А если и задумываются, то винят в этом кого угодно, но только не себя.

Давайте попробуем честно, «без купюр» разобраться в ошибках обеих сторон.

«СВЕТСКОСТЬ НЕ НА ГОЛОВЕ, А ВНУТРИ НЕЕ»

Противники религии находят в хиджабах несоответствие нормам светского общества. Но в чем на самом деле суть светского государства? По большому счету в двух вещах. В равноправии всех граждан (вне зависимости от их религиозных убеждений) и в принятии решений на рациональной основе, а не на основе цитат из Библии, Корана или других религиозных источников. И если мы в светском обществе провозглашаем право каждого самому решать, какую одежду ему носить, то ссылки на светскость в данном контексте в корне неприемлемы, ибо противоречат самой сути светского подхода. Светский — значит конфессионально нейтральный. Стремление же запретить людям носить хиджаб — это как раз антисветский подход, ибо предполагает религиозную ангажированность. Светским подходом в данном вопросе следует считать многовариативность одежды, допускаемую в обществе, признание за каждым без исключения права одеваться так, как он сам считает для себя нужным.

Светскость абсолютно не имеет отношения к тому, что человек носит или не носит на своей голове. Почему? Да потому, что головной убор — это вопрос личного характера. А светскость затрагивает публичное пространство. Вот если платок с головы перетекает внутрь нее, т.е. если чиновник начинает принимать общественно значимые решения, руководствуясь не рациональными соображениями и общими интересами, а своими личными религиозными убеждениями, тогда мы и можем говорить о нарушении светского принципа. То, каким образом принимаются решения, вот к чему должно быть приковано внимание всех нас, всех тех, кто стоит на страже светского государства. А что при этом одето на чиновнике — хиджаб, рваные джинсы, или галстук в горошек — не должно по большому счету нас волновать. Если же человек вообще не участвует в принятии государственных решений, то до его одежды нам тем более не должно быть дела. И все же многие считают, что общественное пространство должно быть полностью зачищено от хиджабов, ибо они являют собой атрибуты религии.

НЕСТЕРИЛЬНАЯ СВЕТСКОСТЬ

Понимание светскости как пространства стерильного от любых религиозных проявлений — крайне ограниченное видение социальной действительности. Историческое прошлое наших народов растворило религию в современной светской культуре настолько, что сделало ее неотъемлемой частью нашей жизни. Религия неразрывно связана с ней. По крайней мере на сегодняшний день. Почему противники хиджабов выступают только против женского платка? Ведь по их логике надо тогда бороться и с бородой, как в свое время это делал Петр I.

В исламе, например, борода признается традицией Пророка, а в православии брадобритие, насколько я знаю, некоторыми богословами приравнивается к содомскому греху. Другими словами многие люди, в том числе и чиновники, носят бороду исключительно по религиозным соображениям. Борода для верующих — это, так сказать, мужской вариант хиджаба. Почему в таком случае не пытаться ограничить наших граждан и в этом? Разницы, по сути, здесь нет никакой. Однако борода в госучреждениях почему-то никого не возмущает, хотя ее носят и попы, и муллы.

Столь избирательный подход в неприятии исключительно мусульманских платков на первый взгляд кажется странным. Однако подлинная причина этого кроется не в том, что платки несовместимы со светскими принципами, а в том, что данное отторжение вызывают порой женщины, их надевающие. Причина на самом деле здесь психологическая, а не юридическая. Мусульманкам стоит над этим призадуматься.

«ЭТО ОДНО, А ЭТО ДРУГОЕ»

Не секрет, что очень часто девушки в платках вызывают негатив лишь потому, что хорошо знают о своих правах, но не признают при этом за собой никаких ответных обязательств. Ведут себя так, будто все им все должны, а они сами — никому ничего. Нередки случаи и их пренебрежительного и даже агрессивного отношения к тем, кто не носит платки. Я сам не раз из их уст слышал рассуждения о том, что для женщины существуют лишь две альтернативы: либо хиджаб, либо беспутство. Они почему-то высокомерно считают себя особенными и лишь потому, что сподобились надеть платок, а всех остальных женщин, не носящих хиджаб, — автоматически порочным и развратными. Все это очень далеко от реального положения вещей.

Приведу один пример. Незадолго до войны мне посчастливилось побывать в Сирии. В целом это очень религиозная страна, про столицу которой — Дамаск — говорят, что в ней «между мечетью и мечетью стоит еще одна мечеть». Там их действительно очень много. При этом мы жили в районе, который даже на столь благоприятном фоне выделялся и назывался «Столпом веры» (рукн ад-дин), в атмосфере абсолютного религиозного благочестия и духовности. И вот однажды мы с друзьями решили съездить в соседний Ливан, куда добираться — всего несколько часов на машине. На обратном пути к нам в такси сел попутчик, чья жизнь резко контрастировала с той религиозной атмосферой, в который мы пребывали все последние дни. К нашему изумлению, он оказался тем еще ловеласом и всю дорогу нам рассказывал про свои обильные любовные похождения. Кульминацией его рассказов стал случай, который оказался шоком не только для нас, но и для него самого.

Как-то наш новый знакомый решил в Дамаске прибегнуть к услугам жриц любви. Будучи человеком опытным в подобных делах, он со знанием дела отправился на известную по этой части улицу, где похотливые мужчины могли без труда найти для себя все желаемое. И когда к нему вышла так сказать старшая в группе представительниц древнейшей профессии, даже этот видавший виды развратник был потрясен до глубины души. Она вышла к нему предлагать услуги своих подопечных в длинном широком платье и платке. «Ладно я, пропащий человек, — сокрушался наш случайный попутчик, — но как можно совмещать несовместимое!» «Это одно, а это совершенно другое», — невозмутимо ответила ему сутенерша, поочередно указывая на свое облачение и на девушек легкого поведения. Раздосадованный сластолюбец ушел прочь ни с чем, так и не сумев преодолеть своего отвращения.

МАСКА БЕЗНРАВСТВЕННОСТИ

Среди российских и татарстанских девушек, носящих хиджаб, увы, также случаются случаи недостойного поведения. В религиозной среде подобные примеры хорошо известны. Другими словами, хиджаб сам по себе — это не гарантия благочестия. Дело не в платке, а в самом человеке. Нашим самовлюбленным сестрам по вере, абсолютизирующим хиджаб, в данной связи можно задать вопрос, который многое ставит на свои места: «Что лучше: путана в хиджабе или целомудренная женщина без платка?»

Мусульманские богословы уже давно нашли ответ на этот вопрос. Не случайно они различают хиджаб на внешний и внутренний. Внешний хиджаб сам по себе — только фантик, значимость которого определяется лишь «начинкой» — хиджабом внутренним, т.е. совокупностью тех нравственных качеств, которыми должна обладать по-настоящему набожная женщина. Но именно этого зачастую и нет у некоторых девушек, надевших платок. Иногда вообще складывается впечатление, что хиджабом подобные девицы пытаются на самом деле спрятать серьезные изъяны в своем нравственном облике. Хиджаб в их исполнении словно маска, которая скрывает под собой не утонченные интеллигентные натуры, а грубых и неотесанных баб.

Увы, но подобные барышни не понимают таких элементарных вещей. Они порой ведут себя так, будто все остальные люди не стоят и одной нитки из их разноцветных шелковых платков. На какую ответную реакцию людей они в таком случае рассчитывают?

Именно от таких воительниц в платках страдают настоящие верующие мусульманки — те, кто всей душой принял Бога, кто не превращает свою религиозность в вызов обществу, кто стремится стать лучше, но не за счет принижения других. Таких мусульманок очень много. Их абсолютное большинство. Однако они становятся заложницами незначительной, но активно кричащей о себе группы своих единоверцев. А ведь, как известно, даже мизерная ложка дегтя порой может испортить доброе восприятие и целой бочки прекрасного меда.

ПРИМЕРЫ ИСЛАМФОБИИ

Как следствие всего выше сказанного — неверного понимания светскости и заносчивого поведения «платочниц» — в Татарстане мы периодически получаем сигналы, что хиджаб из просто одежды превращается в какое-то яблоко раздора. Так, некоторые практикующие мусульманки нашей республики жалуются, что отдельные работодатели не принимают их на работу только по одной причине — ношение платка. К сожалению, проверить, соответствует это действительности или платок лишь используется неудачливыми соискателями рабочих мест как повод оправдать свою профессиональную несостоятельность, не представляется возможным. Я полагаю, что отдельные случаи дискриминации практикующих мусульманок в их трудовых правах имеют место быть. Правда, доказать это документально невозможно, ибо платок никогда не указывается в качестве основания для отказа в трудоустройстве, что означало бы грубейшее нарушение российского законодательства. При этом многие девушки в платках успешно работают в разных учреждениях и организациях нашей республики. Все зависит от личной позиции руководителя и от самой девушки, а не только от норм закона.

Случаются исламофобские проявления и в некоторых учебных заведениях республики. Так, на днях академия социального образования в Казани приняла положения о внешнем виде своих студентов, согласно которым отныне им запрещается появляться в стенах вуза в шапках, кепках, бейсболках и платках. Конечно же, документ направлен в первую очередь против последнего. Именно поэтому руководство вуза вызывало на этой неделе к себе в кабинет не любителей бейсболок и кепок из числа своих студентов, а исключительно мусульманок, обучающихся в академии, и пригрозило им, что, в случае если они не снимут платки, их с 1 февраля перестанут пускать на занятия. Об этом студентки написали мне как члену Общественной палаты РТ в своем заявлении.

В телефонном разговоре руководство учебного заведения пояснило, что документ был разработан в ответ на требование прокурора РТ принять меры о недопущении в учебных заведениях пропаганды религиозной розни и чьего-либо превосходства. При этом они честно признались, что воспринимают ношение платка как инструмент разжигания межрелигиозной вражды, ибо он, по их мнению, проповедует неполноценность остальных людей. Странное, на мой взгляд, восприятие действительности и вполне справедливых требований прокурора. Каким образом личная одежда может быть проповедью чьей-то исключительности или неполноценности? Если кто-то носит галстук, то что, он теперь проповедник превосходства западной цивилизации над остальными культурами? А борода у верующего, стало быть, есть проповедь превосходства православия или ислама над остальными конфессиями?

Впрочем, нельзя исключать и того, что принятые вузом положения стали реакцией не столько на сам платок, сколько на вызывающее поведение студенток, его надевающих. А может, все дело здесь вообще в другом — в том исламофобском фоне, которые активно формируют некоторые СМИ, сея в людях неосознанный страх перед любым проявлением мусульманской религиозности. Увы, но реальность такова, что сегодня от мусульманок в платках ждут какой-то террористической угрозы.

«НАРОД ПЛОХОГО НЕ ПОСОВЕТУЕТ»

Всемирный день хиджаба — хороший повод навести мосты между разными кругами нашего общества. На мой взгляд, каждый из нас должен как аксиому осознать и принять очевидную истину о том, что все люди равны. Все мы слеплены из одного теста.

Отказаться от эксклюзивизма, религиозного или атеистического, — серьезное испытание для многих. Но если мы не найдем в себе сил для этого внутреннего прорыва, то несомненно усугубим раскол в нашей стране и вместо совместного созидательного труда будем тиражировать социальную напряженность и саморазрушение общества. В этом контексте абсолютно каждому из нас без исключения полезно вспомнить народную мудрость, призывающую не искать бревна в чужом глазу, но начать с соринки в своем собственном. Народ у нас мудрый. Плохого не посоветует.

Рустам Батыр,
п
ервый заместитель муфтия РТ, член Общественной палаты РТ