Вчера в пресс-центре издательского дома «Гудок» состоялся круглый стол, посвященный строительству высокоскоростных магистралей в России

ПРОЕКТ ГОТОВЫ ПРЕДСТАВИТЬ В МАРТЕ

Вчера в пресс-центре издательского дома «Гудок» в ходе круглого стола, посвященного строительству высокоскоростных магистралей в России, первый вице-президент — член правления ОАО «РЖД», генеральный директор ОАО «Скоростные магистрали» Александр Мишарин рассказал об обновленной финансовой модели строительства пилотного участка ВСМ Москва — Казань. Если раньше планировалось, что все работы будет осуществлять РЖД, то теперь предлагается посмотреть на реализацию проекта по-новому. Тем более что в середине января премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявлял, что никто не собирается отказываться от ВСМ-2, но речь шла о том, что к проекту вернутся при «более энергичной экономической ситуации». Между тем Мишарин заверил, что проект готовы представить в правительство в марте. Об этом же говорил на днях министр транспорта Максим Соколов: «Сегодня этот проект полностью готов для одобрения и дальнейшей его реализации на уровне правительства, президента», — сказал он.

Итак, теперь предлагается разбить ВСМ Москва — Казань на четыре участка: Москва — Владимир — Нижний Новгород — Чебоксары — Казань. Проект будет реализовываться с помощью концессии. Первый участок до Владимира будет полностью построен на средства РЖД. «По нескольким причинам, — объяснил корреспонденту «БИЗНЕС Online» Мишарин. — Первая: это самый сложный участок, вторая: корпоративная модель позволяет реализовывать в более короткие сроки. Мы хоть завтра готовы начинать проектирование и строительство. Нам нужно запустить комплекс испытаний для того, чтобы дальше реализовывать. Третье: это важный пример для концессионеров, когда они видят, что государство приняло решение, что государственная компания строит уже, что есть проекты, проектные документы, потому что без них ничего не сделаешь, то и понятнее, и, я думаю, больше будет претендентов для участия в конкурсе, а значит, и более эффективный конкурс. Еще один важный момент: концессионеру требуется полное изъятие земли, а вот сроки изъятия, сложности изъятия, они на первом участке сложнее, поэтому в корпоративной модели это будет менее рискованная операция».

КОНЦЕССИЯ ПРОЗРАЧНА

Почему же решили строить по концессии? Как объяснил гендиректор «Скоростных магистралей», концессия более понятна и прозрачна как для государства, так и для частного сектора. Тем более такой механизм уже опробовали при строительстве платных дорог. Однако, заметил Мишарин, в данном случае необходима детализация, так как кроме государства и концессионера возникает еще и очень важный участник рынка — перевозчик, интересы которого также должны быть учтены. И если первое время подразумевается, что перевозчиком будет лишь РЖД, то в будущем рассматривается возможность создания альтернативы.

Мишарин заверил, что первоначальная стоимость ВСМ-2 в 1 трлн. 68 млрд. рублей не изменится. Причем предполагается, что вложения РЖД составят 384,1 млрд. рублей, остальные 684,4 млрд. — от концессионеров. Первый участок Москва — Владимир, обойдется РЖД в 191,9 млрд. рублей. Остальные (Владимир — Нижний Новгород (226,9 млрд.), Нижний Новгород — Чебоксары (232 млрд.) и Чебоксары — Казань (136,9 млрд.) будут построены, как уже говорилось, на средства концессионеров — они будут определены по итогам конкурсов, которые пройдут в конце 2014 года. Известно, что к проекту присматривается французский консорциум, ведутся переговоры с китайскими компаниями. «Практика показывает, что зарубежные инвесторы не идут без российских партнеров», — пояснил Мишарин. Через дочерние предприятия выступить концессионером может и РЖД. Однако Мишарин скептически оценил такую перспективу.

Предлагается разбить ВСМ Москва — Казань на четыре участка: Москва — Владимир — Нижний Новгород — Чебоксары — Казань

КАЗАНСКИЙ УЧАСТОК — САМЫЙ ПРОРАБОТАННЫЙ

Глава «Скоростных магистралей» рассказал, что по пилотному проекту «Москва — Казань» уже получено положительное заключение Главгосэкспертизы. «На сегодня это самый проработанный участок», — добавил он. Мишарин рассказал, что ведутся согласования с минтрансом, минэкономики и минфином: «Минтранс подготовил документы для включения трассы ВСМ в схему территориального планирования. Создана межведомственная группа во главе с министром по разработке и согласованию организационно-правовой и финансовой модели проекта».

Кроме того, фонд стратегических разработок совместно с ведущими институтами провел работу по расчету мультипликативных эффектов по реализации проекта ВСМ. Расчеты показывают весомый вклад проекта в увеличение ВВП в стране и ВРП в регионах. «Так, только за первые 11 лет — с 2019 по 2030 годы — дополнительный прирост ВВП составит более 7 триллионов рублей, — заявил Мишарин, — а дополнительные доходы бюджета — около 2 триллионов рублей, причем наибольшие доходы ВРП получают Владимирская область, Нижегородская область, где он прирастает на 75 процентов. Это происходит благодаря развитию как сопутствующих отраслей, агломерационных эффектов, создающих дополнительное развитие экономик регионов».

Детально просчитали и пассажиропоток, который вырастет до 10,5 млн. в 2020 году и до 24 млн. к 2050 году, что говорит о том, что такие проекты должны быть окупаемы не только в России, но и в других странах.

Мишарин признал, что первоначально, еще на стадии обоснования инвестиций, были выступления недовольных строительством ВСМ. Однако, по его мнению, это связано с тем, что вовремя не провели разъяснительную работу

«БЫЛИ ВЫСТУПЛЕНИЯ НЕДОВОЛЬНЫХ»

Ко всему прочему важно и общественное мнение. Мишарин сослался на совместное исследование с ВЦИОМ. Оказалось, что 85% опрошенных поддерживают идею строительства ВСМ, а почти 80% готовы использовать в качестве основного вида транспорта. «Большинство населения считает необходимым и оправданным, несмотря на дороговизну и большую стоимость проекта, затраты на строительство высокоскоростных железных дорог, — заявил он. — Это говорит о том, что в обществе накопилось ожидание таких крупных проектов и, наверное, пора переходить к их реализации».

Мишарин признал, что первоначально, еще на стадии обоснования инвестиций, были выступления недовольных строительством ВСМ. Однако, по его мнению, это связано с тем, что вовремя не провели разъяснительную работу. «Есть более оптимальные варианты прохождения трассы, которые снимают недовольство тех, кто попадает под снос. Трасса везде проходит с минимальным сносом, но при входе в города это все равно невозможно исключить, но по Татарстану такой механизм нашли, все решено», — заверил Мишарин корреспондента «БИЗНЕС Online».

«Незнание порождает слухи, а слухи порождают страхи, и вот идет клубок. Это надо пресекать», — заметил он.

УПРОЩЕННАЯ ПРОЦЕДУРА ИЗЪЯТИЯ ЗЕМЕЛЬ

Что касается производства, то, как обещал Мишарин, оно будет в основном российское, но с использованием зарубежных технологий: «То, чего мы не производим, комплектующие, будем закупать. Очень важно, чтобы мы создали условия для производства всех компонентов строительства высокоскоростных железных дорог». Он заверил, что локализация по компонентам будет на уровне 75 - 85%. Пакет законов, в которых будут прописаны особые налог на имущество, порядок выкупа земель, а также зафиксировано в Градостроительном кодексе понятие «высокоскоростное движение», готовится к внесению в Госдуму. В «Скоростных магистралях» надеются, что он будет принят весной.

С Мишариным согласился и первый зампред комитета Госдумы по вопросам собственности Валерий Селезнев. Он считает, что реализовать проект вряд ли удастся без изменения налогового бремени. Так, надо проработать налоговые льготы, например, установление нулевой ставки НДС по использованию инфраструктуры и освобождение инфраструктуры от налога на имущество организаций. Кроме того, депутат считает, что важно сосредоточиться и на таможенной политике, так как зачастую оказывается, что «пошлина на комплектующие выше, чем на конечный продукт». Поэтому многое будет зависеть и от самих регионов, которые смогут предоставлять субсидии отечественным производителям.

В то же время депутат опасается, что земельные спекулянты убьют строительство ВСМ. Поэтому Селезнев предложил ввести упрощенную процедуру изъятия земель: «Если по стандартной процедуре изымание земель занимает три года, то никакой высокоскоростной проект строительства магистрали реализован в таких условиях не может быть. Что касается спекуляции с земельными участками, то, как только становится известно расположение магистрали, игроки земельного рынка скупают земли и перепродают их инициатору проекта по завышенным ценам. Это может просто убить проект», — взволнован депутат. Селезнев считает, что в данной ситуации надо покупать земельные участки по средневзвешенной за последние 10 лет цене.