КАК МАРАТУ ГОТОВИЧУ ПОДНЕСЛИ СТАКАН САМОГОНА

Широкую поляну вкусов продемонстрировали вчера кооператоры Татарстана в рамках экспозиции к коллегии союза организаций потребительской кооперации РТ «Татпотребсоюз». В спортзале Казанского кооперативного института раскинулась выставка роскошно украшенных лакомств. Банальные тыквы манили затейливой игрой резьбы, порционно нарезанные осетры и карпы, украшенные зеленью и пристроившимися прямо на них красными раками, так и просились на тарелку под корочку румяных калачей. Мамадышское райпо приковало взоры публики свадебными гусями, запеченными в виде пары молодоженов — а напротив красовалась такая же парочка курицы и петуха. «У нас бывает много свадеб, вот и стараемся», — объясняли затейницы из Мамадыша, получившие первую премию.

Впрочем, публика вокруг собралась искушенная — потребкооператоры, как отметил приехавший на итоговую коллегию отрасли министр сельского хозяйства и продовольствия Марат Ахметов, хранят традиции татарской кухни. И поэтому нередко сабинские мастера кулинарии поражают гостей правительства республики широтой вкусов и красотой исполнения блюд.

Не спеша пройдясь по выставке, Марат Готович оценил каждый стенд, пообщался с каждым руководителем райпо. Под конец ему, можно сказать, чуть не поднесли стаканчик самогона — продукт красовался в деревянном ящике, стоявшем на груженой мягкими подушками, гусями и прочей продукцией телеге. А рядом с бутылкой россыпью манили любителей куски добротно нарезанного сала, хлеба и четвертинки лука. В общем, все в лучших традициях. Пораженный вице-премьер, откупорив заткнутую бумажкой бутылку, даже понюхал продукт, накапав несколько капель на руку. Самогон оказался настоящим. Как известно, самогоноварение на продажу не поощряется, но уж для себя на селе народ постараться умеет точно. Видимо, скрывать этот секрет полишинеля кооператоры не стали — и махнули горсть крепкого «изюма» с легким сивушным духом в палитру выставочных ароматов.

Впрочем, главная алкогольная беда не самогон, в конце концов, гонят же не все. Недаром сельчане купили в магазинах райпо 255 тыс. дал алкоголя, 225 тыс. из которого разлил «Татспирпром». Проблему создают заезжие «гастролеры», которые нередко завозят на село неизвестного происхождения бутылки, объяснил корреспонденту «БИЗНЕС Online» присутствовавший на выставке глава Госалкогольинспекции РТ Игорь Марченко. Напомним, что в прошлом году число отравлений контрафактным алкоголем выросло на 40%.

Тем временем министр направился в зал заседаний, где собирались представители районных структур «Татпотребсоюза». Всего союз объединяет 86 райпо — структура не вертикально интегрированная, но для села играющая большую роль. Именно эту роль и обсуждали на коллегии.

РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ «ТАТПОТРЕБСОЮЗА» ЗА ГОД УПАЛА НА ЧЕТВЕРТЬ — ДО 0,66%

Как рассказал в ходе выступления глава «Татпотребсоюза» Махмут Фаттахов, объемы товарооборота «Татпотребсоюза» по итогам прошлого года составили более 14,2 млрд. рублей. В среднем они выросли на 11%. Объем заготовочной деятельности превысил 4,7 млрд. рублей (рост — 10%), товарооборот в производстве достиг 1,7 млрд. рублей (рост — 39%), в общественном питании — около 500 млн. рублей, в торговле — более 7,7 млрд. рублей (рост — 6%).

Вместе с тем по различным районным организациям динамика разная: есть «падающие» отделения, есть более прибыльные. Фаттахов продемонстрировал слайд с показателями доходов и издержек на 100 рублей товарооборота. Максимума эффективности добились Черемшанское, Агрызское, Алексеевское, Актанышское райпо. Они сработали с плюсом — от 2,4 до 3,5%. Что же до аутсайдеров: Кукморского, Бугульминского, Камско-Устьинского, тут картина от 0,17 до 0,48 копеек. И ладно хоть это со знаком плюс! В среднем же по «Татпотребсоюзу» издержки съели доходы еще сильнее, чем год назад — тогда хоть оставалось 80 копеек, а теперь и вовсе 66. И не с рубля, а, повторимся, со 100 рублей оборота.

Ахметов такой динамикой роста остался недоволен, хотя выражался министр, как обычно, мягко. Он отметил, что доходы населения выросли гораздо заметнее. А значит, фактически общества теряют свою нишу. «Базовые возможности очень большие, — заявил Ахметов. — Если просчитывать, какая ежемесячная доходность и источники поступления денег — это сотни миллионов ежемесячно! Пенсии, пособия, зарплаты бюджетников, предприятий...» И возможность привлечь эти сотни миллионов зависит от предприимчивости руководства обществ на местах, считает Ахметов.

Одной из проблем он считает низкую инвестиционную активность райпо. Есть вложения в несколько миллионов рублей, но это слабо, отметил министр. «Мы не имеем ни одного серьезного, крупного инвестпроекта и особенно в перерабатывающей деятельности, — заявил он. — Многие замкнулись на собственном кругу мышления, и при этом проедают тот запас прочности, который остался от предыдущего поколения». Это уже недопустимо, но резервы найти можно, считает Ахметов.

Среди источников — районный госзаказ. «Что такое 180 миллионов рублей при обороте в 14 миллиардов? — грозно спросил министр глав районных исполкомов, тоже собравшихся в зале. — Это же, по сути, капля в море, а не помощь!»

IMG_1231.jpg

«ТАТПОТРЕБСОЮЗ» НАМЕРЕН ЗАКУПИТЬ 100 АВТОЛАВОК — НА ЭТО НАДО 90 МЛН. РУБЛЕЙ

А помощь, конечно, не помешала бы. Бизнес райпо — явно не нефть добывать: рентабельность 0,66%, десятки километров сельских дорог от села к селу, небогатые сельские покупатели и соответствующий ассортимент сельских магазинов.

И ладно бы они, эти магазины, были: в Татарстане 779 населенных пунктов с населением менее 100 человек остаются без магазинов. Понятно, что при столь скромной рентабельности бизнес туда не суется и райпо возят туда товары по графику. На эти цели есть планы по закупке сотни автолавок — одну из них показали Ахметову.

Подсчитав затраты (по 900 тыс. на автомобиль, 90 млн. рублей), министр покачал головой. И сразу же предупредил кооператоров, что это немалые деньги и вынуть их из кармана бюджет не может. Однако все же пообещал, что первая партия машин будет закупаться в феврале, причем получить их, скорее всего, совсем бесплатно не получится. Из осторожных выражений министра и ссылок на президента РТ Рустама Минниханова было ясно, что минсельхоз подумывает о софинансировании проекта: хочешь автолавку — вкладывайся и сам.

Вообще же на финансирование сельской доставки бюджет РТ выделил 3,8 млн. рублей — в позапрошлом году сумма была примерно втрое больше.

«ВЕДЬ МЫ, ГЛАВЫ, ВСЕГДА ДУМАЛИ, ЕСЛИ КАКОЕ МЕРОПРИЯТИЕ: РАЙПО, ДАВАЙ, КУШАТЬ ГОТОВЬ!»

Итог собранию довольно неожиданно подвел экс-глава Черемшанского района, а ныне председатель совета муниципальных образований РТ Минсагит Шакиров. Он внес предложение продавать райпо бизнесу. Тому, кто желает сделать заготовку продукции, ее переработку и реализацию прибыльной.

— Потребительская кооперация тихо, мирно, незаметно может умереть, как умирают деревни. Мы же ее не развили дальше, не смогли развить! А чтобы это сделать, нужна мотивация в первую очередь, — объяснил он свой посыл. — Вот мы говорим: пайщики. Я тоже пайщик. Долгие годы уже! Мне первому билет выписали — как Владимиру Ильичу Ленину выписали партбилет номер один, так и мне билет пайщика потребсоюза. Ну, глава всегда первым считается, так принято у нас. Но я не знаю, что там происходит, я не знаю, сколько там получу, вернее, точно знаю, что ничего не получу. Мы получили его в то время, когда через них дефицит распространялся. Так что мы уж там все свое взяли, еще до 90-х годов. Вот какое, по сути, мышление! Рыночной потребкооперация казалась на заре 90-х, когда еще были работающие колхозы и то все это держалось на предприимчивости руководства райпо. И сейчас местами держится. Но тысячи собственников-пайщиков просто не могут быть эффективными хозяевами. Пусть их будет несколько человек, но пусть они будут заинтересованы в этом бизнесе, — призвал Шакиров.

Посластить пилюлю кооператоров он решил признанием грешности всех районных глав.

«Ведь мы, главы, всегда думали, если какое мероприятие: райпо, давай, кушать готовь! Подарки надо. А потом оплатим! — признался Шакиров. — И вот до удобного момента так и тянем — это я вам как бывший глава района говорю...»

Заявление потонуло в одобрительном шуме зала.

МОНСТРОВ СОЗДАВАТЬ БЕСПОЛЕЗНО И НЕ НУЖНО?

Насколько реально продать бизнесу доли в райпо и что делать с с абсолютно нерентабельными сельскими перевозками ради горстки еще живущих в умирающих деревнях людей? Такой вопрос корреспонденты «БИЗНЕС Online» адресовали участникам сельского бизнеса.

Камияр Байтемиров — председатель ассоциации фермерских хозяйств:

— Меня абсолютно не привлекает продажа доли потребсоюза. Прежде всего потребитель должен быть заинтересован в развитии кооперации. В данном случае они и так работают как коммерческая организация. Кроме того, организация не выдерживает конкуренции с предпринимательской инфраструктурой, которая сейчас образовалась в селах. Увеличивая накладные расходы, при этом не преобразуюсь в другие организационно-правовые формы, которые бы характеризовали кооперации, удачного исхода ждать не стоит.

Раздавая доли предпринимательским структурам, мы потеряем то ценное, которое было наработано в течение не одного десятка лет. Кроме того, потребительская кооперации начинала развиваться и развивается от паев граждан. Это так же очень сложный момент, в котором существует масса рисков.

Мурат Сиразин — фермер, Верхне-Услонский район:

— Кооперация и производство должны идти снизу. А когда это делается сверху, оно не получится. Как с агрохолдингами или с теми же колхозами, которые Хрущев начал укрупнять. А потом создавать совхозы. Почему он начал это делать? Он говорил, что не нужны нам крестьяне с крестьянским мышлением, нужны рабочие на селе. Чтобы отработали 8 часов и идут домой, в клуб, книги читают и прочее, прочее.

Система райпотребсоюзов в советское время обеспечивала народ хлебом, солью, может, еще килька была. А в целом они занимались обеспечением партноменклатуры дефицитными товарами: им сбрасывали всякие телевизоры и прочее.

В деревне денег нет. Кто и что может купить? Отдать бесплатно не выход. Фермеры? У нас их тоже нет — всего в Татарстане на 2 тысячи деревень 800 фермеров, один фермер на три деревни! Крестьян, как таковых, нет, если есть взрослое население, они работают где угодно, но не на селе. Создание агроходингов привело к тому, что у нас комбайнеры ездят из Казани. И как вы видите передачу каких-то долей, если все давно приватизировано? И если все уже нахапано и просто простаивает, потому что его колбасу никто не купит, его сыры никто не купит, потому что рынок поглощает совершенно другие, импортные продукты.

Я вижу другой путь. Имеющимся сегодня крестьянам нужно помочь с организацией собственной переработки, пусть он делает сыр, масло. И пусть они объединяются между собой. Допустим, я делаю сыр, а пахать, убирать зову того, у кого есть трактор и комбайн. У кого-то есть «каблук», пусть он за меня ездит по дворам, продает населению продукты. Должна быть такая кооперация. А монстров создавать бесполезно и не нужно.

Может быть, надо отдать фермерам оставшиеся в деревнях и селах неработающие предприятия, условно говоря, за рубль. Вот тогда я буду чесать затылок и думать, что с ними можно сделать.

Ильнур Хайбуллин — председатель правления райпо Алексеевского района:

— Нашему району, как и нам, повезло. У нас полностью сохранилась система: есть и заготовки, и производство, и торговля, и общественное питание, соответственно, и транспорт. В нашей сети 48 магазинов, 7 точек общественного питания. Если есть где продать, значит есть куда развиваться. Вообще, 2013 год закрыли с определенным ростом во всех отраслях. И производство показало положительный результат, и заготовки, и торговля. Суммарный оборот составил 169 миллионов рублей. Конечно, это не самый плохой показатель, но хотелось бы иметь больше.

Что касается объемов, то ни для кого не секрет, что все мы зависим от деятельности торговли. Основная генерация прибыли происходит за счет нее. Но и без производства торговля не может чувствовать себя спокойно.

Мы оплачиваем налоги — в прошлом году сумма по фонду оплаты труда составила 8 миллионов рублей. Но главное — все наши 225 семей, члены которых задействованы в нашем проекте, стабильно ежемесячно получают зарплату.

Нияз Латыпов — фермер, овцевод:

— Оценивать привлекательность этого предложения без оценки роли самого потребсоюза нельзя. Необходимо понимать реальную оценку его функциональной направленности и эффективности реализации целей. То, в каком виде они сейчас существуют, на мой взгляд, не достаточно эффективно. Соответственно, и приобретение этих долей малопривлекательно. На данный момент я бы не стал участвовать в покупке этой доли.

Вообще, не вижу необходимости в объединении. Намного важнее сокращать цепочку между производителем и потребителем продукта, сейчас эта цепочка очень длинная. Во-первых, большое количество посредников, а во-вторых, она растянута как территориально, так и по времени. Таким образом, конечный потребитель получает товар с неимоверными накрутками, поэтому и эффективность самого процесса очень низкая. Нужно всеми силами стараться сократить этот процесс.