ИЗ КАЗАНИ В САН-ФРАНЦИСКО

Инициативу за инициативой выдавал вчера на расширенной коллегии министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин. О новых проектах, в которых зачинателем должен стать Татарстан, министр докладывал в присутствии важных гостей: министра транспорта РФ Максима Соколова, председателя комитета Госдумы РФ по транспорту Евгения Москвичева, заместителя полномочного представителя президента РФ в ПФО Галины Изотовой, а также президента РТ Рустама Минниханова.

Свой доклад Сафин начал с предложения создать систему обучения персонала для общественного транспорта. Для этого на базе Казанского техникума наземного и подземного электрического транспорта он предложил создать сертификационный центр для водителей, ремонтных рабочих и механиков. Там транспортный персонал будут тестировать на знание русского языка, обучать основам культуры истории народов России, в центре также планируется проводить курсы повышения квалификации. Судя по инициативе, минтранс окончательно «похоронил» надежды на то, что за руль общественного транспорта сядут местные кадры.

От транспорта наземного Сафин перешел к авиационному. В частности, рассказал о грандиозных международных планах аэропорта Казань: «В целях расширения географии полетов, особенно в преддверии чемпионата мира по водным видам спорта в 2015 году и других крупных мероприятий, аэропортом Казани ведутся переговоры с ведущими иностранными авиакомпаниями по открытию новых международных направлений. В ближайшее время планируется открытие рейса в Прагу и Барселону». Но это не все, прорабатывается возможность рейсов в Хельсинки, Лондон, Ганновер, Дюссельдорф, Франкфурт, Варшаву, Вену, Рим, Милан, Ригу, Женеву, Париж,Тель-Авив, а также по маршруту Дубай — Казань — Сан-Франциско. Поэтому министр обратился с просьбой к Соколову: «Просим оказать содействие по включению Казани как пункта назначения в таблицу маршрутов иностранных авиаперевозчиков, предусмотренных межправительственными соглашениями о воздушном сообщении».

Что касается пилотного проекта региональных авиаперевозок в ПФО, то Сафин сообщил, что в 2013 году из аэропортов республики было выполнено 1605 таких рейсов, обслужены 26 тыс. пассажиров. Так что сам собой напрашивается вывод: пусть и не семимильными шагами, но региональные перевозки развиваются и становятся популярными у пассажиров.

Отметим, что выступавшие на коллегии ни словом не обмолвились о катастрофе «Боинга», лишь было без подробностей и комментариев сказано, что авиакомпания «Татарстан», бывшая консолидатором перевозок в ПФО, передала «эстафетную палочку» «Ак Барс Аэро».

Рустам Минниханов, Максим Соколов, Ленар Сафин
Рустам Минниханов, Максим Соколов, Ленар Сафин

РЕАНИМАЦИЯ РЕЧНЫХ ПЕРЕВОЗОК

О мегапроекте ВСМ-2 министр упомянул лишь вскользь, сообщив, что в 2014 году планируется разработать окончательный вариант трассы (а это самый болезненный вопрос для многих жителей республики авт.), выбрать генерального проектировщика и сделать проект. Что касается новшеств для пассажиров уже имеющихся сообщений, то минтранс совместно с дирекцией железнодорожных вокзалов РЖД планирует построить три транспортно-пересадочных узла для всех видов транспорта: «Восточный» — в районе центрального ипподрома, «Казань-2» — в районе станции метро Северный вокзал и станции Казань-2, а также «Компрессорная» — на Сибирском тракте.

Тему развил начальник Горьковской железной дороги — филиала ОАО «РЖД» Анатолий Лесун. Он заявил, что главные надежды на развитие взаимоотношений с республикой выступающий связывает со строительством ВСМ. При этом Лесун был очень эмоционален: «Несмотря на то, что в последнее время появилась информация о корректировке сроков строительства, я уверен, что этому проекту быть!»

Далее глава минтранса озвучил очередную татарстанскую инициативу — реанимацию межрегиональных речных перевозок. Его поддержал Москвичев: «Скоро пройдет госсовет по транспорту у президента России. Давайте рассмотрим вопрос развития водного транспорта, пассажирских водных перевозок, — обратился он к Соколову. — Если мы 10 миллиардов найдем в акцизах горюче-смазочные материалов, то не надо будет денег в бюджете искать, и тогда мы увидим совсем другой водный транспорт в нашей России». Но федеральный министр считает, что можно обойтись и «малой кровью»: «Для развития внутренних водных путей на всю страну нам не хватает всего лишь 4 миллиардов рублей в год, это чтобы стопроцентными нормативами обслуживать наши речные перевозки».

ВСМ ПРЕОБРАЗУЕТ НАШУ ЖИЗНЬ

А вот для ВСМ нужны совсем другие деньги. «Вопрос в поиске достаточных финансовых ресурсов, — обозначил главную проблему реализации проекта Соколов, — потому что мы прекрасно понимаем: 2013 год был не лучшим. 2014-й дает определенные надежды, но все равно финансовая обстановка остается достаточно непростой». Министр сообщил, что разработка проекта продвигается ударными темпами: «На сегодня мы двигаемся в строгом соответствии с утвержденным председателем правительства планом-графиком, проведены все необходимые предпроектные работы, изыскания, подготовлен инвестиционный меморандум, и сегодня этот проект полностью готов для одобрения и дальнейшей его реализации на уровне правительства России и президента», — заявил Соколов.

Министр положительно отметил опыт Татарстана по участию в пилотном проекте региональных авиаперевозок: «Удалось сделать, казалось бы, невозможное: ведь мы разучились перемещаться между двумя соседними субъектами, летали через Москву, но сетка, которая была реализована в ПФО, позволила связать столицы округа. Если в 2012 году были перевезены порядка 40 тысяч пассажиров, то за 9 месяцев 2013 года — 90 тысяч! Планка на текущий год — увеличить в полтора раза». Соколов также отметил, что субсидирование региональных перевозок сохранится еще как минимум на три года. Правительство намерено направить на эти цели 4 млрд. рублей.

Минниханов, подводя итоги коллеги, обозначил два главных проекта, с которыми Татарстан связывает особые надежды. «Из таких проектов нашей мечты — коридор Китай – Европа, мы должны его выполнить, и здесь нужна ваша жесткая позиция, — обратился Минниханов к Соколову. — Этот проект уже на полпути, казахи и Китай свои территориальные задачи решили. Дело остается за нами. Татарстан готов в полной мере... Второй проект — это ВСМ. Он преобразует нашу жизнь, нужно менять ментальность, чтобы наши люди перемещались... Мы, может, еще и не просчитали, какой эффект будет от реализации проекта . Я убежден, что другого пути у нас не будет», — на оптимистичной ноте завершил свою речь Минниханов.