ИЗБЫТОК ИНФОРМАЦИИ ПРИ НЕХВАТКЕ ВАЖНЫХ НОВОСТЕЙ

Год назад в редакции «БИЗНЕС Online» мне предложили написать о чем угодно и как угодно, но чтобы со знанием дела. При этом желательно уложиться в две-три страницы. Каюсь — мне это еще ни разу не удалось сделать. Каждый раз хотелось открывать, доказывать, быть готовым защитить свою линию хоть на суде, хоть где. Может, сегодня наконец получится? Хотя вряд ли.

В тексте настоящего таланта не должно быть печати высшего гуманитарного образования, а тем более запаха двух дипломов. И не только синего цвета. Гениальный журналист Василий Песков, с которым в свое время работал в «Комсомолке», не имел ни одного. Но Ленинскую премию и всемирное признание своей авторучкой и блокнотом он заработал. В прошлом году его провожала вся страна, везде, от кремлевских палат до сибирской тайги, его знали и любили.

Но это особый случай. По жизни «открытия» журналистов скоротечны и живут недолго.

Если кто помнит, я написал обо всех нас, называя потребителей новостей «утопленниками информационного моря». Но теперь понял, что никто в информационном водоеме не утонул. Просто информацией все уже объелись. Настолько, что представляющие интерес новости и мысли, шикарные идеи и словесная мишура, потрясающие картинки — все это невозможно переварить даже за тысячу лет. Выход найден: заткнуть уши, а свет очей тратить только на самое выгодное и приятное. Диплом не обязывает набивать голову всякими заумными вещами. Есть справочники, интернет, советчики и помощники, в конце концов.

Специально расспрашивал — очень много разумных людей гордятся тем, что не смотрят новостные телепередачи, не говоря уже об аналитических. Не читают газет и журналов. И хороших книг. Какой еще утопленник информационного моря? Есть еще остальные жертвы информационного взрыва, «читули», интернет-жуки, студенты и школьники. Они тоже не утонули в информационной луже. Скорее, они заблудились в новостной тайге. Запутались в социальных сетях, где все вроде как равны. И иллюзия шансов за каждым кликом. Есть угроза ощутить себя неудачником среди тысяч малоуспешных.

Люди с деньгами в сети сидят редко. Разве что любопытные. И аналогичные, не менее любопытные конторы. И плюс аферисты.

Есть еще добросовестные обыватели, искатели приключений, товаров и услуг. Шустрые господа, которые озолотились на шоу-бизнесе и рекламе в трех сферах — на телевидении, в печатных изданиях и глобальной сети.

фотография-(7).jpg
Лидеры Татарского общественного центра

...КАК СЛОВО НАШЕ ОТЗОВЕТСЯ?

Шквал информации, массив газет, телерадиоканалов, интернет-ресурсов нарастает. Политика и бизнес завязаны на них. В бюджетах и бизнес-проектах на это закладывается немало средств. Только результат, эффективность ничем не измеряется. Как говорится, написал диссертацию по луговодству, а так хоть трава не расти.

Смотрел недавно видеоотчет коллегии нашего медийного агентства. Все там нормально и солидно организовано. Но при этом на полном серьезе успешность СМИ подтверждали цифрами доходов от печатания изданий и выручки от рекламы. Хотя большинство изданий живут на значительные дотации. А тиражи и рейтинги у них далеки от монопольных. Именно им тянуть лямку позитивной, социально значимой и национальной тематики. И результат идеологического воздействия измеряется совсем не рублями или долларами.

А чем же? Социологическими исследованиями, постоянным мониторингом психологического состояния масс, межнациональных и конфессиональных отношений, этнической и региональной самоидентификации. Часто вы читаете конкретных данные об этом? Крайне редко. И часто не про нас. Разве что, когда громыхнет какое-то казусное ЧП.

Вот когда становится ясно, что состояние и эффект информационной работы, идеологического влияния — темный и неодолимый лес. Есть такая-то партия или контора, а зачем она нужна и какой толк от нее — неизвестно.

Вот пример. Постоянно приходится слышать, что бумажные издания теряют читателей, потому что их скоро не станет. Что их заменит ТV и интернет. Даже по радио за редчайшим исключением грохочут только шлягеры. И при этом в почтовые ящики загружают бесплатные газеты 300-тысячными тиражами. Везде в «приличных» местах лежат гламурные журналы, тоже бесплатные. А в киосках разноцветные глянцевые издания закрывают лицо продавщицы. Кто их покупает — никогда не видел. Но республиканских, тем более национальных, там не увидишь. Интернет, говорят. А ведь дело не в этом.

Всегда не хватает правдивой информации и толковых прогнозов, способных оградить от убытка и безумных действий, разъяснить запутанные вещи. Большинство живет вслепую, по принципу «авось», включая олигархов и госслужащих. Может, сюда тянуть метро, а может, наоборот, туда? Когда строили железную дорогу в аэропорт, подумалось, что не скоро еще наберется пассажирский поток, лет 100 понадобится. Аэроэкспресс будет востребован, если построить в Лаишевском районе небольшой городок. Наверное, построят, почему нет? Меня очень вдохновляют редкие сообщения про уже действующее производство и сборку компьютеров где-то в Усадах. Это уже позитив, но об этом тоже молчим. Аппараты Apple и других фирм собирают где-то в Китае, а мы чем хуже? Булдырабыз же!

В последнее время приуныли и «демократы», и «суверенитетчики», и сторонники этнического возрождения. А зря. Хотелось бы больше куража в общественных и политических делах, в информационном поле республики... Без него, куража, нет вдохновения и объединяющего людей настроя, сильной энергетики. А чего, спрашивается, прокисать?

фотография-(6).jpg
Лидеры Татарского общественного центра

ПРОКОЛЫ МОГУТ СЛУЧИТЬСЯ У КАЖДОГО...

Сегодня у меня тоже кисловатое настроение, хоть и юбилей цикла в «БИЗНЕС Online». Потому что косяков и проколов много. После Нового года везде спад, уже не первый год такое наблюдается. Только официальные собрания и совещания бурлят успешно. Стоят торговцы, стоят перевозчики. Все проели и пропили в праздники. Кое-что закрывается или сворачивается насовсем.

Что делать? Смотрим Сирию и Украину. Хотя жить предстоит у себя и по-своему.

В целом у нас неплохо. Но появились ЧП, всякие поджоги и подрывы. Не было же этого раньше. Помните, как весь мир ахнул, когда «Кул Шариф» и Благовещенский собор засияли рядышком. Даже Хилллари Клинтон приехала, чтобы посмотреть, как мы живем дружно и не грыземся. И рассказать президенту Бушу.

Что изменилось? Ничего вроде не изменилось. Может, сглазили? Так бывает, когда в скромных ранее домах начинает сверкать достаток и богатство. Лично я уверен, что кому-то специально понадобилось замарать Татарстан, чтобы он не выделялся. А может, отобрать что-то хотят...Это личное предположение, точной информации-то нет.

А вот другой пример «отбирания». В данном случае от самих себя. Я много лет знаю замечательного ученого по нефтехимии и нефтепереработке, президента академии наук РТ (ох, нескромное название, лучше бы сказать руководителя АНТ) Ахмета Мазгарова. Родом из Балтасинского района, «настоящий татарин». Так вот, долгие годы возглавляемый им НИИ углеводородных соединений зарабатывает с помощью своих научно-прикладных наук. Неудобно спросить у него, выполняющего вместе со своими коллегами огромный объем научных работ в Казахстане, Иране и других странах, почему в результате реформы академии наук РТ институт истории должен потерять юридическое лицо? То есть потерять право на свой ученый Совета по защите диссертаций, освобождать своих аспирантов от службы в армии, без посредников продолжать сотрудничать с научными центрами России и зарубежных стран, которые знают этот институт и его руководителя Рафаэля Хакимова? И выполнять договорные работы по написанию и изданию уникальных научных работ по истории татарского народа, которые вызывают огромный интерес во всем мире?

Можно было бы всех стричь под одну гребенку и согласиться с тем, что делами института будут рулить чиновники академии наук (Ахмету Мазгарову это не нужно, это не его специальность), если бы знать, что какая-нибудь другая структура и ее научный вождь выполняли хоть половину того, что делает институт истории и его руководитель — академик Рафаэль Хакимов? Может быть, характер у Рафаэля Сибгатовича не сахар, может быть, не всегда козыряет перед чиновниками от науки, не всегда пишет бесспорные вещи? Неисключено. Но то, что делает институт в нынешнем статусе, не делает больше для республики никто, и вряд ли сделает когда-либо! Почему бы не оценить научный результат и реальные контакты, не использовать их на благо народа? Ради чего отнимать у самих себя достижения республики, ослабляя отнюдь не сильно изощренный идеологический инструментарий Татарстана? Не думаю, что это каприз выдающегося нефтехимика Ахмета Мазгарова. Значит, имеются другие «знатоки». Вот они и «куражатся» с достоянием Татарстана эпохи Возрождения...

НЕЧЕСТНО И ДАЖЕ ПОДЛО НЕ ДАВАТЬ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ОБЩЕСТВА

Надо все знать и понимать заранее. Опытнейший Евгений Примаков даже в Торгово-промышленной палате РФ разобрался, хотя до этого был специалистом по Ближнему Востоку, министром иностранных дел, а перед появлением на горизонте Путина был главой российского правительства. Мог президентом страны стать, если бы не зарядили Сергея Доренко с липовым компроматом и не перехватили партию, из которой склеили ЕдРо. Опытный, мудрый человек, друг Шаймиева. От путинского гнезда — Службы внешней разведки — далеко не находился, всегда рядом. С удовольствием добавляю: супертяжеловес Евгений Примаков более 20 работал в Гостелерадио СССР, а потом в газете «Правда». Наш брат, журналист настоящий!

Так вот, на днях Евгений Максимович на деловом форуме «Меркурий» публично заявил и подробно раскрыл: в кризисное время даже на Западе за экономикой государство больше присматривает. А у нас наоборот. Все делят, перераспределяют: и сырье, и авиация, и речной флот, и заводы — в частную лавочку тащат. Пресса сказала, что Примаков раздолбал экономический курс. И что дальше? Никто даже не кашлянул. Не спорил, не опроверг.

Как же так? Специалистов, каналов много. Форумов тоже. А на острый вопрос отвечать некому. Молчание — знак несогласия?

В одной из статей в «БИЗНЕС Online» я привел данные о средней зарплате. Подкрепил мнением нашего ученого Вадима Хоменко. Но дискуссия не получилась. А ведь не собирался подрывать основы, на майдан не звал. Просто подумать вместе предлагал. Почему так? Да потому же. Гражданское общество, компетентность, соображение, социальная ответственность...

Про грандиозный контраст между богатейшими и беднейшими слоями знает любой школьник, если он буквы различает. А что делается, чтобы подтянуться за Швецией и Германией? И кто этого просит или требует? Да никто. А потом обижаются.

Или другой пример, сравнительно микроскопический. Года два уже идет волна шума с татфаком КФУ и вообще с гуманитарными профилями этого вуза. Так или не так? Почему нет источника информации кроме доцента Искандера Ясавеева и отдельных преподавателей? Почему остальные молчат?

Что интересно, молчит журфак, преобразованный в институт массовых коммуникаций во главе с новым директором. То ли его делят, раскидывая отдельные части в институт филологии и планируемую высшую школу телевидения, упразднив журналистику как таковой учебный профиль. Пока вроде не решили, но уже на слуху чье-то «открытие» о том, что факультет или отделение журналистики — абсолютно никчемное и ненужное для будущих журналистов занятие. Маразм...

Почитали бы хоть образовательный стандарт минвуза России по специальности «Журналистика». Или программу по предмету «Основы журналистики» («Введение в теорию журналистики»), который я преподавал 5 лет в качестве почасовика КФУ. Приличный медийщик должен знать все, что предусмотрено этой программой. Знаний технического, химико-технологического вузов и физфака недостаточно, хотя их контингент очень интересен для нашей профессии. Если каждый год набирать на татарское отделение журфака наименее способных и крепких троечников, ведь не профессия и квалификационные требования журналистики в этом виноваты.

На все эти мелкие и крупные вопросы нужно сначала ответить. Дать информацию, огласить мнения. Тогда дело пойдет непременно. А так не очень честно получается.

Может быть известный общественный интернет-деятель Юрий Алаев просветит?

ОТДЕЛЬНЫЕ ЛИЦА

Экзотических случаев и персон у нас немало. Есть и просто нормальные, но не очень понятные. На этой неделе я был на попечительском Совете организованного в прошлом году Фонда содействия татарскому интернету. Его организатор — известный специалист Раиль Гатауллин, щедрый на идеи и проекты, с богатым послужным списком непростых ситуаций. Но дело не в нем, а в татарском сегменте интернета. Давно уже эту поляну обрабатывают лишь отдельные энтузиасты. Вплоть до настоящего времени. Раиль организовал и зарегистрировал фонд, поскольку ничего альтернативного нет. Считается, что бумажные газеты умрут, интернет же, в данном случае татарский, вообще без присмотра. Поэтому и вошли, вероятно, в попечительский совет уважаемые и опытные люди — Разиль Валеев, Альфия Миннуллина, Фирая Шайхиева, Ильфир Якупов (директор театра им. Камала).

На этой неделе в этот список сочувствующих вошел заместитель премьер-министра РТ, министр образования и науки Энгель Фаттахов и руководитель ОАО «Таттелеком» Лутфулла Шафигуллин (на заседании присутствовал директор по маркетингу этого предприятия Алексей Смирнов). Сам факт получения согласия этих «тяжеловесов» на поддержку проекта «Татнет» серьезно укрепляет позицию этой общественной структуры. Но почему чаще всего за новое дело берутся «отдельные лица» и так продолжается десятилетиями?

Аналогичная ситуация с аналитическими центрами. И с реформой информационной системы. Сколько парадоксального в этой сфере происходит!

НАДО ДОГОВАРИВАТЬСЯ

На днях видел уже далеко не молодых лидеров Татарского общественного центра, которые, не попав в прежнее, уже проданное здание, грелись в кафе «Тэмле тамак». Пока они не договорились с городской администрацией о новом месте сбора татарских неформалов. Но они должны собираться легально, действовать в рамках закона об общественных объединениях!

Будь это любовь к национальной культуре или забота о языке, или малый и средний бизнес, или приобщение к политике или к религии, подготовка к выборам, а может, везде надо договариваться на основе существующих законов и здравого смысла. Чтобы не доводить дело до накала нынешних киевских улиц. Лучше договариваться каждый день. Диалог людей с разными взглядами и информационные инъекции целебны, я в это искренне верю.