КООПЕРАТИВНЫЙ БИЗНЕС В 2014 ГОДУ

Помогая открывать независимые книжные магазины в регионах, Борис Куприянов сыграл большую роль в формировании книжной инфраструктуры, являющейся действенной альтернативой глобальным сетям, таким как «Эксмо» и АСТ, рассматривающим книготорговлю и книгоиздание исключительно как бизнес. Особое отношение к делу также подтверждает структура работы «Фаланстера» — магазин является кооперативом, где не существует должности директора, тем не менее Куприянов часто фигурирует в СМИ как руководитель проекта. «В нашей деятельности мы придерживаемся демократического принципа,— говорит будущий гость Казани.— Все работники «Фаланстера», а это очень разные люди, обладают полным правом принимать решения». В «Фаланстере» продаются книги по истории, философии, киноискусству, антропологии и социологии, некоторые посетители за неформальный ассортимент называют магазин «антиглобалистским» и «политизированным».

На территории магазина еженедельно проводятся презентации новых книг, встречи с авторами, актуальные культурологические и общественно-политические семинары. Постоянными гостями «Фаланстера» являются писатели Эдуард Лимонов и Захар Прилепин, публицист Борис Кагарлицкий, поэт и драматург Наум Коржавин и многие другие.

ПРАВИЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОБЛАСТИ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ

По словам директора «Смены» Роберта Хасанова, в первую очередь совместные мероприятия ориентированы на персоналии так или иначе связанные с литературой: писатели, публицисты, независимые книготорговцы и издатели. Так в список возможных лекторов попали уже упомянутые Прилепин и Лимонов, издатели Александр Иванов и Михаил Котомин, философ Алексей Цветков-младший, а также публицист Григорий Ревзин. Почти со всеми из упомянутых на данный момент ведутся переговоры об их визите в Казань.

По словам Рината Билалова, шеф-редактора «БИЗНЕС Online», цикл лекций, запланированный совместно со «Сменой», — это событие для Татарстана не только не рядовое, но и во многом уникальное.

— Не все будущие лекторы проекта известны широкой общественности так, как Захар Прилепин или Эдуард Лимонов, но каждый из них проделывает огромную работу по изменению культурного облика России. Это очень скрупулезная работа, поэтому зачастую ее не видно без пристального внимания к отрасли урбанистики или, к примеру, книгоиздательства. Есть еще один важный фактор в контексте всего проекта — отзывчивость наших будущих лекторов в ответ на просьбу о приезде в Казань. Откинув в сторону домыслы о характере выступающих — возможной простоте или теоретическом снобизме, нужно сосредоточиться на обратной стороне их приезда, которая укладывается в емкую мысль: «Казань готова к их лекциям». Соответственно, можно говорить о появлении критической массы татарстанцев, желающих менять культурную атмосферу и Казани, и республики в целом. Естественно, в этом вопросе лучше опираться на людей, мнению которых можно доверять. Газета «БИЗНЕС Online», про которую, надеюсь, можно сказать, что она, уже заслужившая доверие татарстанцев в качестве СМИ, имеет в некотором смысле моральное право выступать в качестве определенного навигатора и в этой теме. Тем более мы опираемся на широкий спектр экспертов в Казани и Москве.

ПРАКТИКА ВМЕСТО ПОТРЕБЛЕНИЯ

О том, может ли существовать кооператив в 2014 году, о конкуренции среди независимых книжных магазинов, размерах провинциальных книжных рынков мы побеседовали с Борисом Куприяновым.

— «Фаланстер» организовывался как кооператив. Сейчас все чаще вы фигурируете в должности директора. Можно ли сейчас говорить о кооперативных отношениях внутри вашего книжного магазина?

— Сейчас мы работаем не совсем по принципу кооператива, хотя первое время работали именно так. Проблема не в том, что люди не готовы работать, а в том, что есть определенные юридические формы. Но у нас все, кто работают больше года, вправе принимать решения самостоятельно, но если это какой-то важный вопрос, то мы решаем его коллегиально. Работать так, с одной стороны, трудно, но, с другой, хорошо, потому что ответственность возлагается на всех.

— Можете привести пример самостоятельного решения сотрудника?

— Такие примеры постоянны. У нас каждый умеет делать все. У нас нет такого разделения, что один принимает книги, второй их описывает, третий расставляет, а четвертый продает. Таким образом, если кто-то уверен в книге, если она ему нравится, он выставляет ее так, как считает нужным. Если кто-то из участников настаивает абсолютно на том или ином аспекте, то я считаю, что должно быть так, как он хочет.

— Являются ли другие независимые книжные магазины Москвы, например, «Ходасевич», «Циолковский» или «Каспар Хаузер», конкурентами «Фаланстеру»?

— В Москве живет 12 миллионов человек. Если у нас было бы столько же книжных магазинов как в Париже, то их должно быть в 40 раз больше. Никакой конкуренции нет, скорее, наоборот. Мы очень дружим с тем же «Циолковским» и «Каспар Хаузером». Но некоторые маленькие магазины, например, «Ходасевич», когда только открылись в одном из интервью сказали, что им не нравится «Фаланстер», что он плохой, и что вот он открыл свой, потому что у него будет лучше. Совершенно понятно, что мы кому-то можем не нравиться, но это не значит, что мы являемся конкурентами.

— Вы открывали книжный магазин на «Винзаводе» и в «Гараже». Повлияло ли место на выборку книг?

— Конечно. Это совершенно разные магазины. Одинаковыми книжными магазинами являются только сетевые, например, «Новый книжный». Все независимые книжные разные, у них разное лицо, разный дух, разные книги, которым они уделяют особое внимание. Что касается «Гаража» — это была попытка сделать первый российский музейный магазин. Попытка, надо сказать, неудачная. Там было больше альбомов, поэтому это был совершенно другой магазин.

— Влияют ли как-то подобные пространства, скажем, на книжный бизнес? На общий уровень чтения посетителей?

— Относительно тех, кто ходит туда, мне говорить сложно. На эту тему я могу рассказать одну историю. Когда «Фаланстер» только открылся, 10 лет назад, к нам пришли коммивояжеры. Один из них никогда в жизни не знал, что такие книжные магазины, как наш, существуют. Он потом приходил и с утра до вечера сидел в магазине и читал. Или, например, к нам как-то пришла милиция с проверкой и один из руководителей потом стал нашим постоянным посетителем. Я бы немного переформулировал ваш вопрос. Потому что отсутствие книжных магазинов влияет на сокращение чтения в целом. В России выросли целые поколения людей, которые с 1990-х годов в книжных магазинах получали только попсу. Они даже и не знают, что книги это что-то еще, кроме как попса. Но сейчас ситуация меняется.

НАДО СДЕЛАТЬ ТАК, ЧТОБЫ ЧТЕНИЕ КАК ПРАКТИКА В РОССИИ НЕ ПОГИБЛО

Если говорить о провинции. Есть крупные провинциальные города России, которые в плане книг и книжного рынка либо идут на одном уровне с Москвой, либо, может быть, даже опережают?

— Если говорить в процентах, то один магазин в Перми равен 15 магазинам в Москве. А в Москве столько нет. Поэтому говорить достаточно сложно. Другое дело, что книги дорожают и книги становятся достаточно дорогим удовольствием. В связи с этим форма поддержки чтения должна быть в двух направлениях. Первое — это, собственно говоря, сделать возможность для создания книжных магазинов вообще. Второе — сделать так, чтобы книги были доступны. С одной стороны, это развитие библиотек, и, с другой стороны, это введение специальных государственных программ, чтобы чтение как практика в России не погибло.

— Если говорить относительно грядущих лекций в Казани. Не могли бы вы вкратце рассказать о том, каким проблемам они будут посвящены?

— Сегодня в России многие рассматривают книгу исключительно как товар, а я так не считаю. В лекции мы будем говорить не о чтении, а о практиках чтения, грубо говоря, о способах потреблении информации. Например, когда люди говорят о книге и электронной книге — они говорят о гаджетах, способах чтения, а не о практиках. В России была издана книга Альберто Мангуэля «История чтения». Вещь, к сожалению, в Россиии осталась совершенно незамеченной. В своей книге Мангуэль говорит не о способах потребления чтения, а о практиках чтения, то есть, как люди читают. Вторая лекция связана с городским пространством: где книга находится в городском пространстве, какое место она в нем занимает?

Кого вы рассчитываете увидеть на своих выступлениях? Студентов, представителей библиотек...

— На самом деле я бы хотел видеть просто интересующихся людей, которым важно в каком городе и в какой стране они живут. Для которых культура не является пустым звуком.