ПУЗАНКОВ НАСТАИВАЕТ, ЧТО СПАС ТРЕХ ЖЕНЩИН

Вчерашний судебный процесс по «Булгарии» начался с ходатайства адвоката Инги Новиковой о вызове свидетелей из Самары. Речь шла об инспекторах линейного отдела Ространснадзора, которые собирались проверить зашедшую в акваторию самарского порта «Булгарию», но затем почему-то передумали это делать. Ранее ряд свидетелей указывали на то, что инспектора повернули якобы после звонка начальника Казанского линейного отдела Волжского управления Ространснадзора Ирека Тимергазеева. Судя по всему, адвокатесса была намерена добиться выгодных для ее подзащитного показаний. Однако судья Сергей Якунин ее разочаровал.

— Вот мы отсылаем повестки по указанным адресам. А приедут они или не приедут, я за это уже отвечать не могу... Со многими из них связывались по телефону и они говорят, что у них просто нет денег на такую поездку, — грустно сообщил он.

После этого суд перешел к допросу бывшего первого помощника механика Константина Пузанкова. Большую часть вопросов задавал адвокат старшего эксперта Камского участка ФГУ «Российский речной регистр» Якова Ивашова Роберт Халиуллин.

— Как командный состав вы обязаны судно покидать только по команде вахтенного начальника! Вы почему оставили судно без команды вахтенного начальника Островского? — спросил у стоящего за трибуной Пузанкова Халиуллин.

— Последний покидает судно капитан. Ну, давайте, мы все утонем! — эмоционально ответил Пузанков. И тут же пафосно заметил, что он спас трех женщин. Их фамилии он, впрочем, назвать не смог.

На этом судебном заседании выявилось явно неравнодушное отношение группы потерпевших к Пузанкову. Если раньше они утверждали, что его место рядом с подсудимыми, то теперь усиленно опекали бывшего первого помощника механика. Это заметил и адвокат Халиуллин, который обратил внимание суда на то, что потерпевшая Гульнара Назарова подсказывает Пузанкову ответы.

— Я сказала, чтобы он спокойно вел себя, — оправдалась Назарова.

100-КИЛОГРАММОВЫЙ НАСОС ПРОСТО «ИСПАРИЛСЯ»?

Судья тем временем заметил, что «свидетель ведет себя «агрессивно-испуганно» и еще раз напомнил, что ему ничего не угрожает.

Между тем, судя по показаниям Пузанкова, на судне творились если не удивительные, то явно загадочные вещи. Свидетель показал, что на судно был доставлен насос весом около 100 кг, для переноски которого потребовалось не менее четырех человек, но не смог ответить, почему этого механизма на утонувшей «Булгарии» обнаружено не было.

— Может, в подсланик упал? — неуверенно предположил Пузанков, имея в виду помещения под полом в машинном отделении.

Еще одна тайна касалась собрания комсостава судна перед поездкой в Болгар. Команда из-за поломки одного из двигателей в этот рейс выходить не хотела. По словам Пузанкова, тогда Инякина сказала, что ей легче утопить судно и получить страховку, чем работать с этой командой. Эти слова, по мнению выступавшего, должен был подтвердить Хаметов, однако этого не произошло.

— Я такой фразы не слышал. При мне такого собрания с Инякиной не было, — заявил старпом.

Пузанков же добавил, что капитан Александр Островский рассказал ему о том, что Инякина настояла на этом рейсе, из-за чего капитан был в «подавленном состоянии».

КТО СЛОМАЛ ДВИГАТЕЛЬ?

Поймав помощника механика на том, что тот не знал, какой моторесурс был у главного двигателя и не сделал ничего, чтобы отказаться от загрязненного водой топлива, Халиуллин припомнил ему интервью для одного из телеканалов, где тот главными виновниками трагедии называл Ивашова и Инякину. Первый, по его мнению, виновен в том, что «не поставил крест на Булгарии», а вторая — в том, что все работали без трудовых договоров, и не давала топлива в достаточном количестве.

— Если Инякина давала бы топливо, такого крена бы не было и теплоход дошел бы до Казани, — сказал он.

Эта информация вызвала ряд вопросов у самого судьи Якунина.

— Вы мне внятно ответьте на вопрос — кто сломал двигатель? — поинтересовался он.

— Двигатель сломался на моей вахте. Ответственным был я, — признал Пузанков.

— Не Ивашов его ломал, не Инякина его ломала? — уточнил судья.

— Нет, нет, — был ответ.

Отвечая на вопросы судьи, бывший помощник механика признал, что двигатель сломался из-за того, что в картере было мало масла.

— Вы себя не чувствуете виновным, морально ответственным за то, что случилось? — спросил Якунин.

— Ну, морально может где-то и чувствую. На мой взгляд, нужно просто было сорвать рейс, — признался Пузанков.

СВИДЕТЕЛЬ НЕ УЗНАЕТ СВОЮ ПОДПИСЬ

Однако на этом мучения Пузанкова не закончились. Отталкиваясь от уже упомянутого интервью, адвокат Халиуллин настойчиво интересовался у него, виновны ли Ивашов и Инякина в том, что в машинном отделении были открыты иллюминаторы, не работал левый двигатель, было допущено попадание воды в топливо, и даже в том, что Пузанков после вахты употреблял алкоголь. На все эти, а также на многие другие вопросы ответчик вполне ожидаемо отвечал отрицательно.

— Все плохое, что происходило в машинном отделении, почему-то происходило в вашу вахту, — задумчиво отметил судья.

Одним из интересных моментов этого судебного заседания стал отказ Пузанкова от своей подписи на акте ввода судна в эксплуатацию. Сначала он отказался признать ее своей, но потом признал, что мог ее поставить задним числом.

Отвечая на вопросы потерпевшего Геннадия Игнарина об аргументах, которыми капитан убедил выйти команду в рейс, механик заметил, что тот сказал, «давай сходим до Болгар и все». Как это ни удивительно, но этого незатейливого аргумента оказалось достаточно, чтобы отправиться на судне с одним неработающим двигателем в рейс.

Халиуллин же тем временем поинтересовался отношением допрашиваемого к алкоголю.

— Ну, я не утверждаю, что не употреблял. Вы же тоже дома после работы употребляете, наверное, спиртное? Каждый нормальный человек, после работы...

— Представьте себе, нет, — легко парировал адвокат.

— Пузанков, лишнего не говорите, — вполголоса попеняла ему Назарова.

После этого дружеского совета тот легко согласился:

— Ну, может быть.

На этом судебное заседание и закончилось. Следующее судебное заседание по делу о гибели «Булгарии» состоится в Московском районном суде Казани в понедельник, 27 января.