Вид на ночной Бангкок с балкона нашей квартиры.jpg
Вид на ночной Бангкок с балкона нашей квартиры

КОНКУРС СТОЛИЦ

Как это ни странно звучит, но вопрос стоимости жизни и быта — скорее, философский, он базируется на вопросе общего отношения к жизни. Каждый сам для себя решает где жить, чем питаться, во что одеваться — то есть сколько тратить на жизнь. На практике подавляющее большинство российских туристов уверено, что в Таиланде все дешево, но тратит при этом гораздо больше денег, чем на Родине — «ну мы же на отдыхе». Я никогда не был «пакетным» туристом, всегда путешествовал самостоятельно и не могу знать всей правды такого образа жизни, сужу об этом только со стороны.

А в данном случае я тут просто зимую, продолжаю работать, живу ровно так, как и раньше, просто в другой климатической ситуации. Мне будет легко сравнивать Бангкок и Казань, потому что оба города для меня неродные, в обоих жил на съемных квартирах и работал удаленно. В первую очередь я буду опираться на свой собственный опыт и свой образ жизни.

Еще надо учитывать, что Бангкок — это столица, и, в отличие от Казани, население Бангкока — почти 6 миллионов человек, а всей агломерации — около 15 миллионов. Логичнее было бы сравнивать его с Москвой, но первопрестольная тут вне конкуренции. Она в таком большом отрыве по уровню цен от Замкадья, включая зарубежное, что конкурировать с ней в Азии могут разве что Сингапур и Токио. Казань — это все-таки провинция, пусть и стремящаяся к статусу «третьей столицы», поэтому мы сразу дадим ей некоторую фору в уровне цен: очевидно, что в столицах цены выше провинциальных. Ну, и надо понимать, что в провинции и на курортах Таиланда — совсем иная ситуация, как, впрочем, и в России, поэтому мы будем сравнивать не страны, а именно два этих города.

Вид на вечерний Бангкок. Все высотки - кондоминиумы, в н
Вид на вечерний Бангкок. Все высотки — кондоминиумы, в них можно купить или снять квартиру

ГЛАВНОЕ ОТЛИЧИЕ

В Таиланде гораздо шире представлен выбор практически всего: условно, вещь или услугу можно купить за любые деньги. То есть наряду с дешевыми предложениями есть и дорогие, и очень дорогие. Но при этом предложений с низкой ценой — очень много, и они не связаны с сезонными скидками или низким качеством. Просто тут умеют извлекать прибыль из любой самой крошечной сделки и довольствуются этим. Например, бутылка обычной питьевой воды емкостью 0,6 литра тут стоит 10 рублей (местная валюта — бат — примерно равен одному рублю, так что далее я все буду обозначать в рублях). Это значит, что она будет стоить примерно 10 рублей везде: в магазине, в кафе, на улице, на стадионе, на вокзале, в аэропорту. В ресторане она может стоить 20 рублей, но нигде и никогда вы не увидите ее за 130, как в Домодедово. Даже в отсутствие конкуренции, в любую жару и там, где ходят только богатенькие туристы, эта бутылка будет стоить 10 рублей.

ТУРИСТИЧЕСКАЯ НАЦЕНКА

Да, она есть. В некоторые храмы и другие культовые и культурные учреждения вход для иностранцев платный. Во всех остальных случаях платить дороже местных за что-либо — это исключительно ваше решение. Разумеется, обслуга и в первую очередь таксисты будут стремиться максимально навариться на вас, но вы всегда и везде можете получить что угодно по той же цене, что и местные. То есть цена никак не зависит от вашего цвета кожи.

Паромчик через реку - 3 рубля.jpg
Паромчик через реку — 3 рубля

ТРАНСПОРТ

Местная авиация представлена как обычными перевозчиками, так и лоукостерами. Причем это огромные международные авиакомпании с новыми самолетами и большим количеством рейсов. Например, билет на расстояние, равное расстоянию от Казани до Москвы, можно купить за 990 рублей, а иногда по акции и еще дешевле. Правда, за все надо доплачивать: и за багаж, и за питание, и за возможность выбрать место. Но, даже поставив все галочки, вы потратите на этот перелет не более 2 тысяч рублей. А если вы летите налегке и не хотите в течение часа перелета есть разогретый фастфуд — преимущества налицо.

Обычные авиакомпании предлагают билеты по этому направлению по 3 тысячи и выше, что вполне сравнимо с нашими ценами. Но, благодаря лоукостерам, перемещаться по Таиланду и соседним странам можно очень дешево.

Железная дорога в Таиланде тоже есть. Билет на то же расстояние Казань — Москва будет стоить 600 - 700 рублей за второй класс (плацкарт) и 1,2 - 1,5 тысячи за первый (почти СВ). Есть и сидячие места — 240 рублей. Бывают и совсем бюджетные варианты: сидячие места в вагоне без стекол — 80 рублей. Ездили пару раз на плацкартном — вполне удобно, место для сна очень широкое (почти в два раза шире, чем в наших отечественных поездах), есть плотные занавески, постели стелет и убирает проводник, всегда работают кондиционеры (есть вагоны и просто с вентиляторами), есть возможность заказать завтрак-ужин из вагона-ресторана.

Автобусное сообщение, в отличие от железной дороги, связывает все города страны, автобусы очень разные, включая VIP-варианты с почти горизонтальными широкими креслами, кондиционером, телевизором и туалетом. Соответственно, проезд на автобусе даже VIP-класса стоит еще дешевле железнодорожного.

В Бангкоке самый популярный транспорт — такси. Почти поголовно — это Toyota Camry, обязательно с кондиционером и счетчиком. Машинки покрашены в яркие цвета — желтый, малиновый, оранжевый, зеленый, синий — в зависимости от компании, но разницы между ними никакой нет. Таксисты счетчик не любят, особенно если пассажир — иностранец и дело происходит напротив отеля. Они норовят сразу назвать сумму в два-три раза больше реальной. Но стоит отойти 50 метров в сторону — и тут же выбор становится больше, и обязательно найдутся те, кто повезет по счетчику. При посадке счетчик сразу показывает 35 рублей — на эту сумму можно проехать 1 километр. За следующие надо будет заплатить от 5 рублей за километр. Расстояние, например, как от проспекта Победы до улицы Ибрагимова можно проехать за 80 - 90 рублей.

Коты чувствуют себя здесь вольготно.jpg
Коты чувствуют себя здесь вольготно

При поездке на более близкие расстояния (до 5 км) можно пользоваться тук-туком — мотороллером с диванчиком на двоих. Тук-туки более маневренные и могут проехать по узким улочкам, срезая ненужные углы. Еще проще — перемещаться на мототакси в качестве пассажира на заднем сидении мопеда. Для большинства казанцев такой способ передвижения покажется слишком экстремальным, но привычка приходит быстро. Надо сказать, что мототранспорт в пересчете на километры и человеко-место выходит не сильно дешевле обычного такси.

Конечно же, существуют автобусы (кондиционированные и нет), а также пассажирские пикапчики, трамваи, стоимость проезда обычно составляет 5 - 10 рублей.

Тук-тук - пассажирский мотороллер.jpg
Тук-тук — пассажирский мотороллер

Очень быстрый транспорт — скоростные лодки и трамвайчики по главной реке Бангкока Чаопрайе и многочисленным каналам. Стоимость проезда 7 - 15 рублей. Лодка-паром с одного берега реки на другой — 3 рубля, причем паромы ходят не по наполнению, а по расписанию, перевезут даже одного пассажира.

Ну и, конечно, метро. В Бангкоке три ветки — одна подземная (18 станций), две — надземные (33 станции). Все здесь новое, навороченное, технологичное и красивое, вагоны от Siemens, на платформах заградительные системы, кругом телевизоры, эскалаторы, подробная и понятная разметка. Стоимость проезда зависит от расстояния — от 25 до 70 рублей, но это разовые билеты. Если покупать проездной, одна поездка будет стоить 20 рублей независимо от расстояния, для студентов — 15 рублей. Есть еще одна ветка Sky Train, соединяющая центр города с аэропортом. Фактически, это еще одна ветка метро, так как она проходит через полгорода, имеет несколько станций; проезд из центра до аэропорта — около 80 рублей.

Речтой трамвайтик. Ходит быстро, проезд 15 рублей..jpg
Речной трамвайчик. Ходит быстро, проезд 15 рублей

Условный центр Бангкока, круг диаметром 10 - 15 километров, охвачен всеми возможными видами транспорта. Мы попробовали почти все, за исключением автобусов. И первое ощущение — транспорт в Бангкоке гораздо дешевле, чем в Казани и тем более в Москве. Метро однозначно приятнее и удобнее, но вот перемещение на лодках и мотороллерах на первый взгляд гораздо более экстремальное. Впрочем, вспомнив свое первое попадание в московское метро в час пик, я понял, что вот оно гораздо страшнее.

Конечно же, в Бангкоке, как и в любом мегаполисе, остро стоит проблема автомобильных пробок. Но здесь есть платные скоростные трассы, поднятые над городом (60 - 80 рублей за проезд), позволяющие достаточно точно планировать время поездок. Например, путь из одного аэропорта в другой через весь город (почти 50 километров) занимает 35 - 40 минут на бесплатном автобусе — shuttle bus.

И еще — не о ценах, а об ощущениях: передвигаться по Бангкоку гораздо приятнее, чем по российским мегаполисам: все тактичны, никто не кричит, таксисты улыбаются и поют песни, служащие метро помогают разобраться с маршрутом и пропускают людей с чемоданами через специальные турникеты, везде слышны постоянные приветствия и благодарности. Тайцы в принципе радостная нация, но если таец еще и на службе — он улыбается постоянно.

На дорогах не видно гаишников, немногочисленная полиция — подтянутая и стройная, в идеально подогнанной форме. По российской привычке, немного пугает, когда к тебе обращается человек в форме, но здесь это значит, что полицейский увидел фаранга (иностранца) и решил помочь ему сориентироваться.

Квартира.jpg

ЖИЛЬЕ

В Бангкоке огромный выбор самого разнообразного жилья. Можно жить на окраине в минимально, но достойно обставленной квартире-студии за 4 - 5 тысяч рублей в месяц. Или в пентхаусе в центре за 200 тысяч — с пальмами и персональным бассейном.

Начнем с краткосрочного проживания. Популярная в Азии система бронирования Agoda предлагает на данный момент на выбор 1,3 тысячи вариантов размещения в отелях, гестхаузах и ресортах Бангкока. Путешественники-бекпекеры предпочитают веселые и шумные гестхаузы (общежития) в центре, где койко-место обойдется в 200 - 300 рублей (на популярных улицах — до 800 рублей). Я лично в таких не останавливался, потому что за эти же деньги (на двоих) можно найти обычную гостиницу с санузлом, широкой кроватью и завтраком. Из моего опыта: новый отель с бассейном, гимнастическим залом, бесплатным Wi-Fi — номер на двоих, телевизор, холодильник, сейф, завтраки включены, центр, 5 минут от метро — 1 тысяча рублей за ночь. То же самое, но подальше от центра (три станции метро) — 800 рублей. Большой номер в самой высокой гостинице Бангкока на 54-м этаже с панорамным окном на всю стену — 4,5 тысячи рублей.

В Казани в гостиницах я не останавливался, но, найдя в Booking.com далеко не шикарный отель «Татарстан», позиционирующийся как «бюджетный и молодежный», я увидел минимальную планку в 2,8 тысячи рублей за двухместное размещение.

Мы прожили в Бангкоке месяц, причем нам нужны были нормальные рабочие места и две отдельные комнаты, поэтому обычные отели нам не подходили, и мы занялись поиском квартиры (здесь их называют кондо). Тут предложение не менее обширно и разнообразно, но подавляющее большинство кондо сдаются на год и более. Есть очень приличные варианты от 15 тысяч рублей в месяц в новых высотных зданиях в центре города. В кондоминиумах обычно есть большой бассейн, круглосуточная охрана и т.д.

Наша квартира на 49 этаже.jpg
Наша квартира на 49-м этаже

Мы остановились в знаменитом отеле Lebua, в котором снимался фильм «Мальчишник в Бангкоке»: часть этого здания отведена под отель, часть — под кондо. Наш кондо — 70 кв. метров, студия из двух почти отдельных половинок, с кухней, плитой, огромным санузлом, полностью меблированный, с двумя телевизорами, холодильником, стиральной машиной, рабочими местами, диваном и даже тренажером и, самое главное, с изумительным видом с балкона на 49-м этаже. Это центр, метро и речной пирс рядом. Ну, вот только бассейна нет. Такое жилье можно снимать за 25 тысяч рублей в месяц при годовом контракте.

Когда мы в 2012 году приехали в Казань из Набережных Челнов, мы посмотрели несколько квартир за 25 тысяч рублей в месяц. Особенно запомнилась стандартная трешка в новостройке где-то в районе Эсперанто. Дом был новый, «социальный», квартира с простейшей отделкой, от которой так и веяло Советским Союзом, практически пустая, с кроватью и шкафом. Рядом шла стройка, везде грязь и раздолбанные дороги. Мы посмотрели несколько квартир, и ни в одной не возникло желания остаться. Понравилась одна — чуть дороже, очень хорошо обставленная, но в далеком «Солнечном». В итоге мы нашли то, что нас устраивало, но предлагаемый выбор удручал. Кстати, в Таиланде комиссию агенту платит не арендатор, а владелец жилья, что более логично.

Вид с балкона.jpg
Вид с балкона

Непосредственно покупкой жилья я не интересовался, но, проходя мимо агентства недвижимости, отснял иллюстрированные объявления в витрине. Находился я при этом на улице Силом, это деловой центр Бангкока.

Примеры:

— двухкомнатный кондо — 2 200 000 рублей;

— трехэтажный таунхаус (3 комнаты) — 4 300 000 рублей;

— офис на 20 этаже, 197 кв. м — 9 000 000 рублей;

— кондо, студия, 32, кв. м. — 1 450 000 рублей;

— кондо, 3 спальни, 3 ванных комнаты, 202 кв. м. — 10 000 000 рублей.

Наш балкон.jpg
Наш балкон

Повторюсь, это цены для центра Бангкока, при этом все квартиры полностью обставлены мебелью и техникой.

В следующей своей статье я подробно остановлюсь на стоимости питания в Бангкоке, а также расскажу о том, как отличается тайская цена на бытовую технику и одежду от татарстанской.

Антон Ватман,
фото автора

Читайте также:

Тайский майдан: народные волнения во славу короля