КАК ГЕНПРОКУРОР ЗАДУМАЛСЯ ОБ «ЭФФЕКТИВНОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ»

Прокуратура Татарстана вчера сообщила о том, что в их надзорном ведомстве будет создано управление по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-разыскной деятельностью. Как объяснил газете «БИЗНЕС Online» пресс-секретарь надзорного ведомства Руслан Галиев, эта структурная единица была введена по образу и подобию структуры генпрокуратуры, где подобное управление уже имеется. Собственно и в Татарстане новое управление появилось согласно распоряжению генерального прокурора России — Юрий Чайка подписал соответствующий указ в минувшую среду. Важная деталь — подписанный генпрокурором документ касается только прокуратуры Татарстана.

— Ожидается, что за счет повышения эффективности управления удастся повысить качество прокурорского надзора, — объяснил Галиев и добавил, что оптимизация существующего штатного расписания не подразумевает сокращений. — В плане полномочий нет никакой реформы, вся реструктуризация идет в пределах штатной численности. Это просто оптимизация управленческой структуры. У каждого отдела просто будет своя специализация, а все полномочия предусмотрены Уголовно-процессуальным кодексом, здесь ничего не меняется.

Чем будет заниматься новое управление? Структура будет состоять из трех отделов. Первый будет заниматься надзором за процессуальной деятельностью следственного комитета РФ по РТ. Второй отдел будет следить за следствием в органах внутренних дел и в Госнаркоконтроле. И третий отдел займется надзором дознания в МВД России по РТ, УФСКН России по РТ, УФССП России по РТ, ГУ МЧС России по РТ и оперативно-разыскной деятельностью.

Все эти функции прокуратура выполняла и ранее, но Галиев объяснил: теперь надзор должен стать еще более «эффективным».

— Есть такие понятия, как «эффективность управления» или «эффективность менеджмента», — продолжает Галиев. — За счет повышения уровня этого управления мы планируем выйти на более качественный уровень прокурорского надзора. Когда есть одно ответственное лицо, объединяющее и модерирующее усилия сразу нескольких отделов, это повышает эффективность. Раньше такого лица у нас не было.

По словам Галиева, новое управление возглавит человек из структуры республиканской прокуратуры, кандидат на эту должность уже известен, но его имя пока не разглашается.

Кроме того, в надзорном ведомстве создан отдел по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму, а также введены должности старшего помощника прокурора республики по международно-правовому сотрудничеству и помощника прокурора республики по особым поручениям.

— Раньше был старший помощник прокурора, отвечающий за противодействие экстремизму, а сейчас мы создали отдельное структурное подразделение, и он будет начальником этого отдела. Нельзя говорить о том, что раньше этого не было. Они и раньше надзирали за экстремизмом, терроризмом и межнациональными отношениями. Просто здесь тоже создается некая управленческая структура, которая будет вести работу качественно иным образом. Ни в коем случае эти изменения нельзя связывать с последними событиями в республике. Это плановое реформирование структуры, — пояснил Галиев.

Илдус Нафиков и Кафиль Амиров
Илдус Нафиков и Кафиль Амиров

ГЛАЗ ДА ГЛАЗ ЗА КОЛЛЕГАМИ

«Плановое реформирование» действительно происходит на фоне «последних событий» в республике — напомним, на итоговых коллегиях республиканского МВД и прокуратуры, прошедших на этой неделе, основной информационной повесткой стала именно борьба с экстремизмом. Прокурор сетовал на то, что только после его вмешательства было возбуждено уголовное дело в отношении молодых людей, которые участвовали в потасовке на улице Баумана в канун Нового года.

Напомним, что Нафикова в деятельности коллег по силовому блоку интересовал и ряд других резонансных событий. Нельзя не вспомнить историю про то, как подчиненные Илдуса Саидовича подняли отказной материал МВД по заявлению компании «Леруа Мерлен», которая просила привлечь Ильдара Курманова — сына бывшего министра юстиции, к уголовной ответственности. Дело имело большой резонанс, Мидхат Курманов подал в отставку, его сыну предъявили обвинение. Затем Нафиков вмешался в скандальное «дело полицейских»: первым лицам отдела по борьбе с наркотиками МВД вменяют целую серию тяжких преступлений — прокуратура потребовала арестовать фигурантов, а затем просила проверить видеозапись с компроматом на Госнаркоконтроль. Не оставил прокурор без внимания и следственный комитет, возмутившись тем, что следователи закрыли громкое «дело судмедэкспертов». Правда, в итоге этот процесс так и не сдвинулся с мертвой точки.

Наблюдатели отмечают, что Нафиков проявляет большую активность в контроле за деятельностью коллег — его предшественник Кафиль Амиров уж точно не выдавал столько громких информационных поводов за такой короткий промежуток времени в этом направлении. По всей видимости, создание отдельного управления может увеличить поток разоблачений в силовых ведомствах.

«ФУНКЦИЮ СЛЕДСТВИЯ ЛУЧШЕ ПОЛНОСТЬЮ ПЕРЕДАТЬ НА ОТКУП СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА»

Что изменится в надзоре за следствием с появлением отдельного управления, не призвана ли новая структурная единица республиканской прокуратуры искоренить круговую поруку в силовом блоке, насколько беспристрастным и независимым может быть надзорный орган в контроле силовиков? Об этом газета «БИЗНЕС Online» спросила экспертов.

Ильдус Янышев — депутат Казгордумы, директор по связям с госорганами и международными организациями компании «Дельта»:

— Раньше такое управление в прокуратуре было. Это отдел по надзору за следствием и дознанием органов внутренних дел, они в том числе надзирали за ФСБ. То, что надзор за деятельностью правоохранительных органов должен быть разделен и осуществляться тремя отделами, о которых говорится в сообщении прокуратуры, вполне логично. Следственная и оперативно-разыскная работа следственного комитета, органов внутренних дел, Госнаркоконтроля и МЧС сильно различается. С одной стороны, эти ведомства действуют в рамках одного и того же Уголовно-процессуального кодекса и на основании закона об оперативно-разыскной деятельности, с другой стороны, специфика работы и подзаконная нормативная база у них отличаются, так же как и круг разрабатываемых и расследуемых преступлений.

Видимо, они просто изменили структуру — из отдела перешли в управление. Я не вижу здесь новой сферы деятельности для прокуратуры, они просто переформатировали уже ранее проделанную работу, так сказать, разложили ее на другие полочки.

Не думаю, что приказ генпрокурора кардинально изменит систему взаимоотношений прокуроров и местных властей, но придаст большую наступательность и большую объективность в работе по надзору за следствием и оперативно-разыскной деятельностью.

Возможно, эта перегруппировка сил и средств изменит «потолок» званий и позволит привлечь в это управление более квалифицированные кадры. Какие-то подвижки определенно будут, но кардинальных, революционных изменений в вопросах законности при проведении следствия, дознания и оперативно-разыскной деятельности я не ожидаю.

Вообще, я противник того, чтобы следствие существовало в каких-либо структурах, кроме следственного комитета. Я за то, чтобы функцию следствия изъяли у Госнаркоконтроля, ФСБ и МВД. Тогда был бы единый следственный комитет. Оперативно-разыскная деятельность у разных структур может различаться, а следствием должен заниматься только следственный комитет.

Александр Аввакумов — экс-начальник угрозыска МВД по РТ:

— Возможно, прокуратура хочет усилить контроль за следственным комитетом. Вы помните, раньше, до создания следственного комитета, всеми тяжкими и особо тяжкими делами (убийствами и т.д.) занималась прокуратура, через которую проходило любое обвинение в отношении любого человека. Надзор за дознанием, отказные дела, все возбужденные уголовные дела прокуратура контролировала, имела право запросить, посмотреть, насколько все это законно и обоснованно возбуждено. Прокурор имел право надзирать за всей этой деятельностью. Когда был создан следственный комитет, все эти функции перешли к нему. Может быть, прокуратура хочет вернуть себе утерянные позиции.

Возможно, кому-то необходимо получить звание повыше. В Москве создавалось много подобных структур, когда кому-то была нужна генеральская должность. Так часто делается — создаются, потом «разлетаются» эти управления.