Выставка «Оптические переживания» открылась на днях в центре современной культуры «Смена». Названию соответствуют абстрактно-экспрессионистские работы казанских художников Рамина Нафикова, Рустема Салихова, Рашида Асадуллина и Ильгизара Хасанова. Как рассказали газете «БИЗНЕС Online» организаторы выставки, «Оптические переживания» — подготовка казанского зрителя к более сложным для восприятия проектам.
АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО — ЭТО КАК ДЖАЗ
Мероприятие началось с рассказа искусствоведа Дины Ахметовой, которая подчеркнула связь абстрактного искусства с Казанью: «Абстрактное искусство имеет непосредственное отношение к Казани — здесь учился Александр Родченко. Он почему-то неизвестен у нас, хотя его работы смотрят во всем мире. Абстрактное искусство многозначное, и у каждого художника оно свое. На этой выставке представлены четыре художника, и их работы очень разные: от чистой геометрии Рашида Асадуллина до эмоциональных вещей Рамина Нафикова». Художники поддержали эту мысль, сравнив абстрактное искусство с джазом, и призвали казанцев приходить на мероприятие, чтобы галерея «Смена» развивалась и дальше. «Я удивлен объемом, который нам предоставили для работ, — сказал Асадуллин. — Ребята своими силами сделали целый храм современного искусства».
Если говорить конкретно о художниках, в первую очередь стоит отметить самого последовательного в представленном жанре — Рамина Нафикова. «Европа жалуется на кризис, — рассказал он. — Я начал ездить и продавать свои картины в европейские галереи, сотрудничать с ними как раз сразу после кризиса 2008 года. Когда с одной выставки продавалось по две-три картины — они считали это успехом, потому что с остальных они не продавали вообще ничего. И там цены очень ужатые. Сейчас в России картины продаются лучше, чем в Европе».
Рамин Нафиков |
Еще один из авторов выставки Рустем Салихов рассказал «БИЗНЕС Online» о том, что его картины купили... чиновники из Монголии: «Вообще, сейчас все скупают китайцы. Им больше нравится реализм, какие-то гиперреалистические вещи, практически фотографичные. И торгуются за каждую копейку. Но во время Универсиады ко мне пришли ребята из тех же примерно краев, я спросил, откуда они, а они мне на чистом русском ответили, что из Монголии. Это были какие-то высокопоставленные чиновники, которые привезли сюда свою команду. Одна женщина говорит: «Мне нравятся твои работы». Я ответил: «Берите». А они мне: «Заверните». Всего купили одну серию из шести работ и еще одну большую единичную».
В ряд выставлены 9 картин Асадуллина из серии «Спектральный анализ». Они выполнены с использованием техники шелкографии и словно переливаются цветами. «Эта серия работ выставляется во второй раз, — рассказал автор. — Впервые она была представлена в 1991 или 1993 году в рамках выставки современного искусства в ИЗО музее». Расстояние между выставками в более чем 20 лет художник объясняет появлением печатного оборудования, которое фактически отмело шелкографию как полноценную художественную технику на обочину искусства: «Когда появилась техника, то наша работа потеряла актуальность, и я занялся декоративно прикладным искусством, в частности, по металлу, дереву».
Работы Рустема Салихова |
«АРТ-РЫНОК, КОТОРОГО В КАЗАНИ ПОКА НЕТ»
«Уже три десятка лет я живу только тем, что занимаюсь творчеством, и живу только на то, что мои работы покупают», — слова куратора «Смены» и одного из авторов «Оптических переживаний» Ильгизара Хасанова передают суть сказанного другими художниками выставки. Как утверждает Хасанов, главная экономическая история до недавнего вреени разворачивалась на зарубежных выставках — уровень продаж был несравним с Россией. Однако выезды за границу прекратились намеренно: «Варианта было два: или уезжать туда и встраиваться в арт-рынок, либо же организовывать его здесь. Арт-рынка у нас пока нет. Он худо-бедно действует в Москве, Петербурге, Екатеринбурге, но не в Казани... Да, мне приходилось отправлять свои работы в США по DHL, и мне нравилась эта доверительность, которой нет в России: звонит барышня, предлагает купить мои картины, которые видела на выставке в Нью-Джерси, называю сумму за три работы, она сразу выплачивает гонорар и компенсирует доставку. Эта доверительность, которая есть на Западе, на которую иногда так ругаются, мне очень понятна и приятна. Я готов сам так жить, но тем не менее хочется жить именно в России».
Работа Ильгизара Хасанова |
Отдельно Хасанов отмечает, что «Смена» — это экспериментальная площадка не только для художников, но и для горожан: «Наша цель — привозить сюда то, что казанцы еще не видели. Мы должны дифференцированно, понимая положение России и Казани, по-возможности показывать искусство людям. А не то, что мы для себя сделали и сидим радуемся — это самый смешной и самый противный вариант, который в Казани уже неоднократно повторялся».
«СМЕНА» — ЭТО ПЕРВОЕ МЕСТО, КОТОРОЕ Я МОГ БЫ ПОСТАВИТЬ НА УРОВЕНЬ СТОЛИЧНЫХ ГОРОДОВ»
О месте «Смены» на культурной карте Казани «БИЗНЕС Online» рассказали эксперты.
Артем Силкин — директор государственного историко-архитектурного музея «Остров-град Свияжск»:
— Думаю, «Смена» находится в начале своего пути. Но то место, которое она может занять, потенциально очень большое. Это совершенно очевидно, об этом говорит и опыт других городов. С точки зрения расположения и своих потенциальных возможностей «Смена» обладает хорошим потенциалом, но будущее зависит от менеджмента, от уровня мероприятий, которые здесь будут проходить, и, хоть мне и не нравится это слово, много зависит от пиара — степени информированности населения о событиях в центре... Команда «Смены» мне давно знакома. Этих людей я ценю и уважаю как художников, менеджеров и просто как близких мне по духу и взглядам, и то, что здесь с художественной точки зрения будет все на высоком уровне, я совершенно не сомневаюсь. А насколько это будет выгодно экономически — сказать очень сложно. Заниматься искусством, галерейным делом непросто, а уж в России тем более. У нас нет ни рынка, ни спроса на это. Но места вроде «Смены» — это один из способов его создать.
Эдуард Хайруллин — заместитель руководителя пресс-службы президента РТ:
— «Смена» — это первое место, которое я бы мог поставить на уровень столичных городов, где современное искусство очень активно, где люди могут приходить, общаться, покупать хорошие книги и смотреть на то, что происходит в искусстве. Для меня «Смена», то, с какой любовью она сделана, стала большим приятным открытием. Очень рад, что теперь мы перестали быть аутсайдерами в смысле современного искусства. Со всем остальным все в порядке, а с современным были большие проблемы. Мне бы очень хотелось, чтобы инвестор, владелец, те, кто сейчас вкладывают сюда деньги и душу, не охладели к этому и нашли механизм заработка. Думаю, этот баланс найти можно, тем более если жизнь тут начнет бить ключом не только современного искусства, но и различными концертами и культурными мероприятиями. Этого давно не хватало. Спасибо тем, кто это делал и делает.
Павел Федоровский — независимый культурный промоутер, радиоведущий:
— Думаю, несмотря на то, что в последнее время культурная жизнь города оживилась в том числе и с точки зрения искусства, но однозначно открытие «Смены» — это небольшая революция в Казани. Это совершенно другой подход к искусству, который доказывает, что музеи и галереи необязательно должны быть инициированы государством, каким-то крупным спонсором. Это вполне может быть живым, рентабельным и востребованным. И несмотря на многообразие в Казани музеев и галерей, открытие «Смены» показало, что в городе интеллектуальный голод. То, что тут происходит и будет происходить, заставляет порадоваться за культурную жизнь Казани. Самое прекрасное, что искусство вновь становится модным. в «Смене» мы видим много людей, которые пришли только потому, что это модно. Если для популяризации культуры она должна стать модной, то я очень рад, что «Смена» не только полноценна с точки зрения культурной нагрузки, но и находится в тренде.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 4
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.