Впервые за последние несколько лет журналисты получили доступ на итоговую коллегию прокуратуры РТ

ВЫСШИЕ ЧИНЫ БУДУТ «ПРИВЛЕКАТЬ» ЗА ПОПУСТИТЕЛЬСТВО ЭКСТРЕМИЗМА

Сегодня — впервые за последние несколько лет — журналисты получили доступ на итоговую коллегию татарстанской прокуратуры. Бывший прокурор Кафиль Амиров проводил такие мероприятия за закрытыми дверями, традиционно за несколько дней до подведения итогов собирая журналистов и отвечая на интересующие их вопросы. Илдус Нафиков же решил пойти по другому пути и свой сегодняшний доклад начал с тезиса, который озвучил сегодня же и его «коллега», глава МВД Артем Хохорин: «Под воздействием внешних факторов в Татарстане осложнилась оперативная обстановка». Стало ясно, что тема экстремизма пройдет красной нитью и в выступлении Нафикова.

— Трагические события в Волгограде и ряде городов Северного Кавказа еще раз убеждают, что терроризм и экстремизм являются наиболее острыми угрозами национальной безопасности, — сказал прокурор. — В этом году я ожидаю от прокуроров активного противодействия любым формам экстремизма и проявлениям террористической угрозы. Предупреждаю, что ваше соответствие занимаемой должности будет оцениваться в первую очередь по работе в этом направлении.

Нафиков сообщил, что ноябрьские ЧП выявили отсутствие системы оповещения в кризисных ситуациях, выяснилось, что культовые сооружения не охраняются — поджигатели свободно передвигались всю ночь па разным районам республики и ни разу не попали в поле зрения правоохранительных органов. По словам прокурора, налицо просчеты и в работе оперативных служб, так как подобные преступления должны пресекаться еще на стадии приготовления. В итоге Илдус Саидович призвал подчиненных работать в тесном контакте с ФСБ и МВД, чаще поднимать вопрос о привлечении к ответственности не только организаторов, подстрекателей и пособников, но и должностных лиц, «прозевавших» экстремистов.

Илдус Нафиков

Неожиданными деталями поделился прокурор, говоря об инциденте, который произошел в канун Нового года на улице Баумана. 30 декабря там подрались 20 человек. Среди участников конфликта были дагестанцы и четыре молодых человека, которые придерживаются националистических взглядов и ранее уже привлекались к уголовной ответственности за экстремизм. В драке использовались кастеты, газовые баллоны и нож. В результате двое участников стычки были госпитализированы с ножевыми ранениями, один из них едва не скончался в реанимации.

— По этому факту было отказано в возбуждении уголовного дела, и лишь по инициативе прокурора началось расследование, — сообщил Нафиков. — Поражает то, что при двух совершенных ранее экстремистских преступлениях, одно из которых было с крайне тяжкими последствиями, двоим членам преступной группы решением Вахитовского районного суда была избрана мера пресечения в виде домашнего ареста! Вот так и создается атмосфера безнаказанности, создающая почву для новых преступлений.

До последнего времени оставались без внимания факты участия жителей Татарстана в незаконных вооруженных формированиях. Нафиков одним из первых поднял эту тему, напомнив, что эти люди воюют в самых разных горячих точках по всему миру. Речь в первую очередь шла о тех, кто воюет на стороне повстанцев в Сирии.

— Оттуда они возвращаются в республику подготовленными специалистами-подрывниками, диверсантами, каждый из них имеет опыт вербовки сторонников. Пока прокуратура не начала проверку, никто не поднимал вопрос об уголовном преследовании этих наемников, а уголовное законодательство это позволяет, — заключил руководитель надзорного ведомства.

БОЕВИКАМ ИЗ НИЖНЕКАМСКА ГОТОВЯТ «СЮРПРИЗ»

Прокурор республики попросил нескольких своих подчиненных подготовить доклад про болевые точки. Одним из самых насыщенных оказалось выступление нижнекамского городского прокурора Фалиха Мустакимова, который рассказал о деталях расследования двух резонансных дел прошлого года. Речь идет об обстреле «Нижнекамскнефтехима» и поджогах православных храмов. Подозреваемые в причастности к этим терактам сейчас задержаны и находятся в Нижнекамске — местный силовой блок ведет расследование.

— Несмотря на принятые меры, нам не удалось избежать фактов террористических проявлений на территории Нижнекамска — в настоящее время возбуждено уголовное дело по факту изготовления самодельных ракет и их запуска на территории промышленной зоны. Была проделана большая работа — в мероприятиях было задействовано более 400 сотрудников личного состава, проверены десятки транспортных средств, службы такси, гаражи, опрошены сотни людей.

Мустакимов заявил, что расследование и работа с задержанными происходят строго в рамках действующего законодательства. Напомним, в конце прошлого года в социальных сетях появилась информация о том, что к подозреваемым якобы применяются пытки. По всей видимости, прокуратура, призванная проверить эти заявления, фактов применения насилия со стороны силовиков не обнаружила. Городской прокурор обратил внимание, что некоторые жители Нижнекамска действительно воюют на территории иностранных государств и, когда они вернутся домой, их будет ждать уголовное преследование. Мустакимов отметил, что было обнаружено попустительство со стороны руководства местной мечети, которая сквозь пальцы смотрела на радикальные воззрения прихожан.

КАК НАРУШИТЕЛИ ПДД НЕ ПОПАЛИ В КАДРОВЫЙ РЕЗЕРВ НАФИКОВА

Тесно с темой экстремизма шла проблема контроля миграционных потоков. В прошлом году был принят закон о так называемых «резиновых квартирах», который установил ответственность на собственников квартир, которые регистрируют в квартирах непомерное число иммигрантов. На сегодняшний день УФМС РТ передало в правоохранительные органы уже 45 материалов о «резиновых адресах», по ним возбуждено уже 19 уголовных дел. Первый приговор по новому закону недавно уже состоялся — владелец квартиры получил за незаконный бизнес 4 года колонии строгого режима. Всего в республике на сегодняшний день было найдено около 200 «резиновых квартир». Но, по данным прокурора, до настоящего времени работа по «резиновым квартирам» не развернута в крупных городах, таких как Альметьевск и Нижнекамск.

— Рафаэль Минсагитович, неужели вы верите, что в Альметьевске, как свидетельствуют учеты иммиграционной службы, в доме по улице Шевченко одновременно проживают 110 иностранных граждан? Наверное, нет! Тогда где меры реагирования? — обратился Нафиков к прокурору Альметьевска Рафаэлю Шакирову.

Разумеется, разнос подчиненных не обошелся и без темы кадров для надзорного ведомства, возглавляемого Нафиковым. Он признался, что вынужден был отказать двум друзьям молодости, которые просили его устроить на работу в прокуратуру своих детей по блату.

— Не потерплю вмешательства со стороны в кадровые вопросы! — заявил Илдус Саидович. — Сегодня работа прокурора очень востребована. После усиления отбора выяснилось, что из 160 кандидатов для зачисления в резерв необходимому уровню квалификации соответствуют лишь 7 молодых парней. И то 6 из них отсеялись за нарушения правил дорожного движения. Остался один. Нам нужны здоровые ребята, желательно отслужившие в армии, и мы провели анализ — обнаружили, что 52 сотрудника не старше 27 лет военную службу не проходили. Поэтому тех, кто будет плохо работать, отправим в армию на перевоспитание. Мы ввели принцип отработки в районах республики — не менее трех лет. Если будут ходатаи перевести кого-нибудь в Казань, сразу же этих людей вычеркнем!

Согласно данным прокурора, в прошлом году жители республики чаще всего обращались в прокуратуру по вопросам, связанным с ЖКХ, соблюдением конституционных прав, работой правоохранительных и следственных органов. Справедливости ради надо сказать, что этот «рейтинг» год от года не меняется.

— Люди верят прокурору, видят в нем защиту от произвола, — продолжал Нафиков. — Ежегодно в органы прокуратуры обращаются более 80 тысяч граждан — это значит, что каждый 40-й житель республики в прошлом году дошел до прокуратуры.

Z=Z=Z