4.jpg

«ДАКАР-2014» — НЕ ТАКОЙ, КАК ПРЕДЫДУЩИЕ

«Дакар-2014» оказался самым протяженным за всю свою новейшую историю — с тех пор, как проводится в Южной Америке. Маршрут ралли пролегал по территории трех стран — Аргентины, Боливии и Чили. На старт ралли 4 января вышли более 450 экипажей, представляющие более 50 стран мира. Больше всего участников заявилось в классе мотоциклов — 196. Среди джипов за победу боролись 154 экипажа, среди квадроциклов — 47. В наиболее интересующем нас классе грузовиков было заявлено 75 автомобилей.

Особенностью нынешнего «Дакара» было то, что в ряде этапов было сразу два маршрута. Один — для мотоциклов и квадроциклов, второй — для джипов и грузовиков. Кроме того, организаторы приготовили гонщикам навигационные сюрпризы: два этапа предстояло преодолеть по полному бездорожью, но найти нужно было все контрольные точки. И еще — этот «Дакар» поставил рекорд в том плане, что его маршрут пролегал по наивысшим за всю историю высотам. Гонщики поднимались чуть ли не к вершинам Анд.

В 6-й раз ралли «Дакар» проходил в Южной Америке. Перед стартом предполагалось, что главными соперниками российской команды «КАМАЗ-Мастер» станут Iveco, MAN, Ginaf, Tatra. Но на деле лишь грузовик Iveco смог составить конкуренцию челнинцам. Точнее, один из представителей команды — голландец Жерар де Рой. На «Дакар-2014» «КАМАЗ-Мастер» выехал расширенным составом. Команду представляли пять «боевых» автомобилей. К уже проверенным экипажам Эдуарда Николаева (стартовый номер экипажа 500), Айрата Мардеева (№503), Андрея Каргинова (№506) добавились дебютанты ралли-рейда Антон Шибалов (№545) и Дмитрий Сотников (№549). Экипаж последнего выполнял роль быстрой технички. При подготовке к ралли камазовцы на всех своих машинах внедрили сразу несколько технических новинок. По словам руководителя команды Владимира Чагина, автомобили получили усовершенствованную тормозную пневмоаппаратуру Wabco и Knorr-Bremse с электронным управлением. Кроме того, как известно, в 2014 году организаторы ралли «Дакар» серьезно ужесточили требования к дымности моторов, а с 2016 года объем двигателей грузовиков будет ограничен 16,5 литрами. В связи с этим три из пяти гоночных машин отправились на южноамериканскую гонку с двигателями Liebherr. Два оставшихся автомобиля оснащены проверенным Ярославским мотором ЯМЗ.

маршрут.jpg

ПЕРВЫЕ ПОБЕДЫ И ПЕРВЫЕ ПОТЕРИ

Старт ралли состоялся 4 января. Впрочем, это было лишь шоу, продолжавшееся с 15:00 до позднего вечера. Реально же гонка началась 5-го числа. Первый этап Росарио — Сан-Луис в общей сложности имел протяженность 809 километров. Но из них лишь 180 километров — зачетный спецучасток. Трасса — узкая и пыльная. Обгонять в таких условиях было сложно. Тем более, что среди участников еще очень много неопытных (то есть медленных) гонщиков. Но камазовцы достойно справились с первым этапом. Выиграл его Мардеев, всего на 10 секунд опередивший Алеша Лопрайса на Tatra, который посвятил свое призовое место своему ребенку, который родился всего за несколько дней до этого и его маме. Замкнул тройку Марсель ван Влиет на MAN. Николаев финишировал пятым, Шибалов — седьмым. Не обошлось и без неприятностей. На автомобиле Каргинова пробило колеса. В итоге экипаж показал лишь 17-й результат, отстав от лидера на 17 минут.

На втором этапе гонщикам пришлось испытать на себе все трудности горной трассы. Экипажи поднялись на высоту 2 тыс. метров над уровнем моря. Из-за жары перегревались моторы, сильно изнашивались покрышки. Поэтому та плотность результатов, что была накануне, бесследно исчезла.

Увы, но уже на этом этапе Сан-Луис — Сан-Рафаэль «КАМАЗ-Мастер» понес первую потерю. На 386-м километре, когда машина Мардеева следовала по краю русла пересохшей реки, под колесами произошел обвал грунта, и автомобиль потерпел крушение. К счастью, экипаж не пострадал, а вот поставить грузовик без посторонней помощи уже не представлялось возможным. Многие гонщики останавливались возле него, давали советы, пытались помочь. Так поступил и де Рой, машина которого, по свидетельствам очевидцев, в это время буксовала где-то неподалеку. Помочь, естественно, он не помог. Зато после финиша (а первым этап закончил Шибалов) голландец оказался единственным, кто обратился к организаторам ралли за компенсацией — дескать, я помогал Мардееву, потерял на этом 22 минуты, верните их мне. Похоже, организаторы гонки так боятся гегемонии камазовцев, что пошли навстречу де Рою. Вот так он и стал победителем второго этапа и лидером «Дакара» в генеральной классификации. А машину Мардеева поздним вечером поставили на колеса камазовские технички. Что же касается остальных наших экипажей, то Антон Шибалов оказался вторым в зачете этапа (отставание от де Роя — 13 минут), Николаев, Каргинов и Сотников уступили победителю 24, 26 и 27 минут соответственно. Таким образом, вся последующая гонка превратилась для камазовцев в погоню за голландцем.

ИЗ ЛАЗАРЕТА — ЗА РУЛЬ

На старт третьего этапа не вышли 11 грузовиков. Среди них и автомобиль Мардеева. Несмотря на то, что машина была восстановлена к старту этапа, коллегия спортивных комиссаров приняла решение не допускать ее к старту. Как оказалось, во время опрокидывания произошло самопроизвольное отключение GPS в машине Мардеева. По регламенту этот прибор не должен отключаться на протяжении всего этапа. Организаторы посчитали это грубым нарушением и отказали в старте экипажу.

8.jpg

Остальные же отправились по маршруту — к городу Сан-Хуан. Этап целиком проложен в предгорьях Анд, каменистые покрытия чередовались с участками жесткого кустарника. Это обусловило множество проколов колес, на замене которых экипажи теряли время. Увы, не удалось этих неприятностей избежать и участникам команды «КАМАЗ-Мастер». У экипажа Шибалова замена двух колес отняла полчаса времени, Сотникову, кроме того, что он менял одно свое колесо, пришлось еще помочь в этом деле экипажу Николаева. А вот Каргинов преодолел этап без остановок. И именно он стал победителем. Он сделал это при том, что еще накануне мало кто верил, что он вообще сможет выйти на старт. Простуда и наложившийся на нее тепловой удар привели к тому, что Андрей угодил в бивуачный лазарет. Температуру под 40 градусов удалось сбить к утру. И Каргинов решил продолжить гонку. И вот награда за самоотверженность — первое место на этапе. Все остальные наши экипажи проехали заметно слабее. Николаев, Шибалов и Сотников заняли места с 12-го по 14-е, отстав соответственно на 19, 30 и 31 минуту.

К сожалению, у де Роя Андрей выиграл всего три минуты и лишь пять у ставшего третьим Лопраиса. Это не позволило внести сколь-нибудь значимые изменения в генеральную классификацию. Каргинов занимает в ней третье место. Его отставание от лидера де Роя — 39 минут, от идущего вторым ван Влиета — 10.

Четвертый этап — Сан-Хуан — Челесито. Жара за 40 градусов, солнце почти все время в зените, ни дуновения. Высота — 3,2 тыс. метров над уровнем моря. Трасса — сплошные каменистые горные участки, узкие дороги, высохшие русла рек, сильная пыль. Все это вкупе свели практически к нулю возможность обгонов. Два скоростных спецучастка. Финиш первого приносит хорошие новости: Каргинов отыгрывает у лидирующего в общем зачете де Роя 6 минут 38 секунд. На 137-м километре второго спецучастка — 10 минут. Но досадный пробой колеса — и преимущество улетучивается без следа. В итоге Каргинов второй — плюс полторы минуты от победителя этапа де Роя. Третьим финишировал Николаев с отставанием в 9 минут. Сотников стал 7-м, Шибалов — 8-м. В общем зачете Каргинов приблизился к ван Влиету (отставание всего 4 минуты), но продолжает уступать де Рою — уже 40 минут 41 секунду. Четвертым идет Николаев, проигрывающий лидеру 57 минут.

«ДАКАР» СОБИРАЕТ КРОВАВУЮ ДАНЬ

На пятом этапе — от Челесито до Тукумана — гонщиков вновь ждали два спецучастка в 211 и 106 км и тот самый навигационный сюрприз, когда в условиях полного бездорожья необходимо было найти контрольную точку. Этот день получил у спортсменов название — день штурмана. Победили на этапе те экипажи, штурманы которых не допустили ошибок. Рассказывает Николаев: «Просто броуновское движение было. Джипы и грузовики метались в разных направлениях в поисках точки. Это сбивает с толку и мешает, здесь плутали даже опытнейшие дакаровские штурманы». Экипаж Николаева на трудностях с навигацией потерял 18 минут, хотя до этого он лидировал, опережая де Роя на 15 минут. А экипаж Шибалова и вовсе не нашел точку, за что получил часовой штраф. Лучше всех справился с этапом Сотников со товарищи. Они и выиграли. Вторым к финишу пришел Каргинов, уступив победителю чуть менее трех минут. Де Рой, ставший третьим, проиграл Сотникову 12 минут. Таким образом, камазовцам удалось несколько сократить свое отставание от голландца, лидирующего в общем зачете.

К сожалению, «Дакар» — это не просто соревнование, а очень опасное соревнование. И ралли продолжает собирать свою кровавую дань. На этом этапе погиб бельгийский мотоциклист Эрик Палант. 50-летний спортсмен в 11-й раз вышел на старт марафона, который оказался для него последним. Спасатели обнаружили его на маршруте, выехав на поиски после того, как он пропал из виду, и от него не поступало никаких сигналов. Обстоятельства трагедии выясняются местной полицией.

владимир-чагин.jpg
Владимир Чагин

Скоростной 156-километровый участок 6-го этапа — Тукуман — Сальта — не внес особых изменений в генеральную классификацию. Опять узкая трасса и обильная пыль не позволяли гонщикам совершать обгоны. В итоге к финишу экипажи пришли имея совсем небольшие разрывы в показателях: между первым и девятым местом — менее 5 минут. Победителем этапа стал Питер Верслье на MAN. Каргинов финишировал вторым — ему удалось отыграть у де Роя еще 2 минуты 55 секунд. Куратор грузового зачета «Дакара» Фабьен Кальве появившийся на бивуаке «КАМАЗ-Мастера», отвечая на вопрос о том, где же широкие и быстрые песчаные трассы, характерные для «Дакара», пообещал, что они появятся, как только гонка перевалит через Анды. Кальве признал, что, действительно, первая половина гонки изобиловала узкими дорогами и не совсем подходила для грузовой категории.

В генеральной классификации лидером с комфортным преимуществом — 29 минут — по-прежнему является де Рой. Преследуют его сразу три представителя команды «КАМАЗ-Мастер» — Каргинов, Николаев и Сотников. Но последние двое проигрывают голландцу более часа.

11 января был днем отдыха. Впрочем, это только так называется. В реальности весь свой «досуг» спортсмены посвятили ремонту изрядно уже потрепанных автомобилей. Копаться в двигателях пришлось под проливным дождем, который продолжался весь день.

В ПОГОНЕ ЗА ЛИДЕРОМ

7-й этап был круговым — стартовали и финишировали раллисты в Сальте. Маршрут был проложен на высоте 3,4 тыс. метров. Протяженность скоростного спецучастка — 533 километра. Опять очень быстрый этап с небольшими отставаниями. Выиграл его Николаев, вторым к финишу пришел его партнер по команде Сотников (+3.45), третьим — де Рой (+4.34). После финиша победитель этапа посетовал, что соперники были быстрее на прямых участках трассы и уходили от его «КАМАЗа», зато на рулежных он догонял. Это не связано с мощностью двигателей, сразу оговорился Эдуард, дело в электронной системе контроля скорости, которая есть у соперников и отсутствует на наших машинах. В итоге челнинские пилоты сами следят, чтобы машина не превышала ограничение по скорости в 140 км/час. Естественно, что гонщик перестраховывается — держит скорость на уровне 135 - 138 км/ч. Более точная электронная система позволяет ехать на 139 км/ч. В итоге, казалось бы, несущественная разница в 1 - 3 км/ч, дает на расстояниях в 500 и более километров приличное преимущество.

К сожалению, главный преследователь де Роя Каргинов совершил ошибку на этапе. На одном из отрезов он слишком широко зашел в поворот и срезал краник подкачки одного из колес об каменную стенку. Замена поломки стоила драгоценных минут. Де Рой был на этапе быстрее на 8 минут 45 секунд. Преимущество голландца в генеральной классификации вновь выросло — до 37 минут 50 секунд.

Реабилитировался Каргинов на следующем этапе. Скоростной участок до чилийского города Калама представлял собой в основном фэш-фэш — это когда кажется, что почва твердая, сверху лежат мелкие камни, на деле же оказывается что это «пухляк». Колеса вязнут в рыхлой массе, мотор греется. Как рассказывают гонщики, если спрыгнуть из кабины можно по пояс оказаться в этой мелкодисперсной пыли напоминающей цемент. Это очень непростые участки для автомобиля. Понятно, что трасса была очень пыльной, но, к счастью, сильный боковой ветер обеспечивал приемлемую видимость.

«Приходилось регулировать давление в шинах, чтобы не увязнуть. В то же время спущенные колеса — это дополнительная нагрузка на мотор, и чтобы ехать одновременно быстро и не проваливаться в фэш-фэш приходилось искать золотую середину, — рассказал после этапа Каргинов. — Но это настоящая тяжелая камазовская трасса». Как подтверждение его слов — первое место и 5 мин 15 секунд, отыгранные у голландца де Роя. Отлично показали себя и другие экипажи «КАМАЗ-Мастера»: Сотников второй (+6.55), Шибалов — 7-й (+11.32), Николаев — 8-й (+14.08), 8 минут он потерял на замену пробитого патрубка турбонадува.

ЕСЛИ БЫ НЕ УЛОВКИ ДЕ РОЯ

9-й этап — пустыня Атакама. Первая часть гонки — пыльные русла рек и прыжковые трамплины. Как после финиша пошутил Каргинов, «большую часть этапа мы провели в воздухе». Вторая часть гонки — дюны. Ну, а это как раз то, что камазовцам нравится. Каргинов пролетел этап, как на крыльях, и финишировал первым. Голландец де Рой, хоть и прибыл на бивуак вторым, уступил челнинцу 19 минут и 7 секунд. Таким образом, отставание нашего гонщика в генеральной классификации сократилось до 13 минут 28 секунд. Если бы не пресловутые 22 минуты, которые голландец заработал не на трассе, а выпросил у судейской коллегии как компенсацию за помощь, якобы оказанную экипажу Мардеева, то Каргинов уже возглавлял бы таблицу грузового зачета. А так — погоня за де Роем продолжается.

Николаев и Сотников оказались на финише третьим и четвертым, проиграв лидеру почти 29 минут. Кстати, прибыли на бивуак они с разницей между собой всего в одну секунду. А вот экипаж Шибалова потерял около получаса. Гонщикам пришлось менять пробитое колесо, потом забарахлил водяной насос системы охлаждения, из-за чего приходилось часто останавливаться и доливать в систему охлаждения воду.

На 10-м этапе из небытия вернулся чех Лопраиз. На своей Tatra он быстрее всех преодолел скоростной участок. Но камазовец Каргинов уступил ему всего 37 секунд. В свою очередь, что гораздо более важно, челнинец опередил финишировавшего третьим де Роя на 5 минут 33 секунды. Таким образом, Каргинов в общем зачете отстает от голландца менее чем на 8 минут. Но при этом де Рой, комментируя ситуацию, заявил, что будет придерживаться прежней тактики — ехать спокойно, дабы избежать поломок и ошибок. «Темп наращивать не собираюсь», — сказал голландец.

Что касается остальных спортсменов из команды «КАМАЗ-Мастер», то Николаев показал четвертое время дня, проиграв чеху 13 минут 57 секунд. Экипажу Шибалова пришлось устранять неисправности в пневмосистеме автомобиля, на что ушло около 15 минут. В итоге 6-е место и отставание от победителя — 35 минут 22 секунды. Проблемы технического характера пришлось решать и другому экипажу «КАМАЗ-Мастер». На замену рулевой тяги более часа потратил Сотников. В итоге лишь 12-е место.

Неожиданная победа Лопраиса внесла некие изменения в генеральную классификацию. Чешский спортсмен переместился на четвертое место. На победу он вряд ли будет претендовать — отставание от де Роя более 2 часов, но позиции камазовца Николаева, которому Лопраис проигрывает 34 минуты, он наверняка будет атаковать.

КОМУ ПРИНЕС УДАЧУ 13-Й ЭТАП

11-й этап «Дакара-2014», наконец, принес российским болельщикам то, чего мы так долго ждали. Каргинов вновь опередил де Роя — на этот раз на 15 минут 51 секунду — и стал лидером в зачете грузовиков. Трасса скоростного этапа изобиловала острыми камнями, что грозило многочисленными проколами. К счастью, Каргинову удалось избежать этих проблем, и он выиграл этот этап. А вот де Рою пришлось менять колеса — одна из причин отставания. Без приключений обошлось у Шибалова, он финишировал пятым. Экипажу Сотникова пришлось менять колесо — потерял на этом около 11 минут и прибыл на бивуак 6-м.

Итак, в генеральной классификации дня произошли глобальные изменения. Разница по времени между двумя претендентами на «Золотого бедуина» почти такая же, какой была накануне, вот только де Рой и Каргинов поменялись в таблице местами. В общем, «Дакар» непредсказуем. Каргинов вполне резонно заметил: «Борьба только начинается».

Далее за лидерами в общем зачете располагаются: Николаев (+1 час 35 минут 51 секунда), Лопраис (+2 часа 17 минут 56 секунд), ДСотников (+3 часа 10 минут 19 секунд) и Шибалов (+4 часа 30 минут 43 секунды).

Половину предпоследнего спецучастка — Эль Сальвадор — Ла Серена — составляли дюны. Именно с этим отрезком многие связывали надежды на то, что Каргинов, ведущий ожесточенную борьбу за подиум «Дакара» с де Роем, сможет нарастить свое преимущество перед голландцем. И к четвертой контрольной точке (на 300-м километре маршрута) россиянин выигрывал у соперника 2 минуты 51 секунду. Но де Рою все же удалось ускориться на последних 50 км допа и выиграть этап с преимуществом в 31 секунду.

У Лопраиса возникли проблемы с электроникой. Потеряв более часа на их устранение, он выбыл из списка претендентов на призовое место в гонке: в итоговой таблице после 12 этапов сразу после Каргинова и де Роя комфортно разместились Николаев, Сотников и Шибалов. И если для их экипажей все более или менее понятно, то к дуэли Каргинов — де Рой и к разделяющим их 7 минутам 25 секундам на последнем этапе будет приковано основное внимание болельщиков.

ГОЛЛАНДЕЦ, РОССИЯНИН И... КИТАЕЦ

Поразительно, но именно представители этих трех национальностей стали главными героями решающего, 13-го, этапа «Дакара-2014». Ох, лукавил де Рой, что не будет наращивать темп на последних этапах, чтобы обойти камазовца Каргинова. К финишу 157-километрового спецучастка он, буквально, летел. Голландец лидировал на всех контрольных точках. Но трасса — очень скоростная — предполагала, что отставания будут не слишком большие. Так и получилось. Каргинов отставал от лидера примерно на 2 минуты с секундами — практически всю трассу. И вдруг — 10 минут 31 секунда. И теперь уже лидер общего зачета — де Рой. В этом статусе он и пришел к финишу. Прибывшие на бивуак Николаев и Каргинов уступили голландцу 9 минут 28 секунд и 9 минут 34 секунды соответственно. Таким образом, на тот момент де Рой являлся победителем генеральной классификации, опережая Каргинова на 2 минуты 9 секунд. Потом сюрприз преподнес Лопраис. Он стартовал с довольно далеким номером, и его время был опубликовано гораздо позже лидеров. И оказалось, что чех выиграл этап — де Рою он «привез» 2 минуты 25 секунд.

Но главная интрига этапа заключалась не в этом. Как стало известно, на 90-м километре спецучастка потерпел аварию китайский гонщик Жоу Йон на Mini. При этом его автомобиль упал, развернувшись и заблокировав трассу. К тому моменту этот участок из грузовиков преодолел только де Рой. А Каргинов и Николаев остановились, чтобы помочь пострадавшим гонщикам. На трассе возникла пробка, так как узкий участок из-за аварии никто не мог преодолеть. Помятуя о 22 минутах, которые голландец выторговал у организаторов за якобы оказанную помощь экипажу Мардеева, надо полагать, что камазовцы тоже обратятся за компенсацией. В общем, впервые за всю историю «Дакара» судьба первого места решалась не на трассе, а в судейской коллегии.

И справедливость восторжествовала. Результаты этапа были скорректированы. И вот генеральную классификацию вновь возглавил Каргинов. Второе место на подиуме занял де Рой с отставанием в 3 минуты 11 секунд. На третьем-пятом местах — еще три камазовских экипажа, возглавляемых пилотами Николаевым, Сотниковым и Шибаловым. 12-я победа команды «КАМАЗ-Мастер» на «Дакаре». Одна из самых трудных, драматичных и оттого, наверное, одна из самых ценных.