Айдар Абдулхаков — председатель комитета по транспорту и связи исполнительного комитета муниципального образования Казани:

— Здесь дело не в вере. Мне часто приходится бывать в командировках, и я с уверенностью могу сказать, что уровень наших дорог сейчас если не лучший, то один из лучших. Во многом благодаря проведенной Универсиаде. Есть, конечно, пожелания, чтобы они были еще лучше, есть улицы, где все еще необходим ремонт, но это уже плановые капитальные ремонты. Для того чтобы отремонтировать абсолютно все дороги в городе, нам необходимо ежегодное финансирование в таком же объеме, что и при подготовке Универсиады.

Я езжу по проспекту Победы, затем сворачиваю на проспект Универсиады и еду до центра, этот промежуток я оцениваю в пять баллов.

Как долго продержатся в таком состоянии дороги? Здесь вопрос качества и погодных условий. Качество, с которым делали дороги и с которым их принимала государственная комиссия у подрядчиков, думаю, в порядке. Срок годности дорог, по-моему, пять лет, и в случае каких-то проблем, подрядчики должны будут за свой счет их устранить. Так что те дороги, которые сделаны к Универсиаде и которые прошли капитальный ремонт, как минимум пять лет будут оставаться в хорошем состоянии. Другое дело, что дороги, которые под этот ремонт не попали, будут, конечно, ухудшаться еще больше. Но их ремонт это опять-таки вопрос финансирования.

Фатих Сибагатуллин — депутат Госдумы РФ:

— Нет, я не считаю казанские дороги лучшими, нужно еще очень много сделать для этого. Казань уступает многим городам. Например, в городе Сургут прекрасные дороги, гораздо лучше, чем у нас. Хотя в целом по России не очень хорошие дороги, и их качество оставляет желать лучшего, так как используемые материалы не соответствуют мировым дорожным стандартам. Я сам строил дороги, я проработал в 6 районах, и мне это дело знакомо. Так что я могу сказать, что прослужат эти дороги недолго.

Роберт Гилязов — директор ООО «Инженерно-технический центр» (пассажирские перевозки):

— Я не могу вот так однозначно сказать, что у нас дороги лучшие в России. Но в то же время факт, что в последние годы дороги у нас действительно стали гораздо лучше. И для меня, как предпринимателя, занимающегося пассажирскими перевозками, главный показатель состояния дорог — это то, что мои автобусы ходят по утвержденному расписанию. Это говорит и о том, что дороги хороши и что организация движения поднялась — нет таких пробок, как были раньше.

Рамиль Ибрагимов — директор по развитию бизнеса международного венчурного фонда Runa Capital:

— В рамках экспедиции «StartupСабантуя», совместного проекта IТ-парка и Runa Capital, мы проехали 26 городов России. Мы объехали все столицы Приволжского федерального округа и все города-милионники. Мы колесили везде на автомобилях и достаточно подробно смогли рассмотреть дороги. Поэтому я смело могу сказать, что у нас действительно лучшие дороги в России.

Сколько казанские дороги пробудут в хорошем состоянии зависит от властей: от городских и от республиканских. С учетом того, что в 2015 году в Казани пройдет чемпионат мира по водным видам спорта, а в 2018 году — чемпионат мира по футболу, я уверен, что нашим властям не захочется ударить в грязь лицом и дороги будут как минимум в том же состоянии или даже еще лучше, чем сейчас.

Марат Галеев — председатель комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству:

— После Универсиады в результате реализации ряда проектов по развязкам и магистральным улицам дороги Казани действительно стали хорошими. Мне кажется, это заметили все. Если сравнивать казанские дороги с дорогами близлежащих городов или, например, с дорогами Самары, Ижевска и Нижнего Новгорода, то, думаю, они нам явно уступают, так как таких объемов работ по развязкам и организации движения никто не провел.

Что касается второстепенных дорог Казани, дорог внутри дворов, то там пока мало что изменилось, и нынешнее состояние, мягко говоря, оставляет желать лучшего. А те дороги, по которым езжу лично я, они нормальные.

Магистральные улицы, я не сомневаюсь, будут поддерживать в должном состоянии — для этого есть ресурсы. А вот доберутся ли до второстепенных дорог и внутридворовых проездов — вопрос открытый. Для этого нужны огромные ресурсы, а те, что используются сейчас, их просто недостаточно.

Денис Валеев — генеральный продюсер компании «Билетти»:

— Если брать города-милионники, то в Казани, правда, все очень хорошо, ведь миллиарды рублей, которые вложены в развязки, трудно не заметить. А если мы с красивых трасс Универсиады начинаем заезжать во дворы, то окажется, что после празднования тысячелетия города там ничего не делалось. Даже в Ново-Савиновском районе, если с «нарядной» улицы Ямашева свернуть во дворы, там такое творится! Там паркуются просто как в Кабуле, где нет асфальтового покрытия вообще. И ведь люди в таких местах живут! И как они должны ощущать, что живут в Казани?

Несмотря на это замечание, дороги Казани просто космос по сравнению с Самарой. Когда-то до Универсиады можно было говорить, что мы на равных с Екатеринбургом, с Уфой, но Игры, конечно, улучшили наше положение. Поэтому теперь у нас, пожалуй, лучше. Хотя Москве и Петербургу мы по-прежнему уступаем, и сказать, что у нас дороги лучше, чем там, нельзя. Там давно существуют институты дорожного строения, там устанавливаются ГОСТы. В нашем же регионе всегда были отклонения от стандартов, а в столицах с этим не шутят, потому что там ездят первые лица государства.

Я живу в самом центре, поэтому могу оценить дорогу на пять баллов, но с минусом. Думаю, стоит подождать весны. Весна все покажет.

Владимир Грицких — депутат Госсовета РТ:

— Конечно, хорошо, что наши дороги признаны лучшими, печально только, что такие дороги не во всей стране. Я тоже считаю, что казанские дороги вполне на уровне московских и петербургских.

Вопрос о длительности нынешнего состояния дорог — это к властям. Хотя учитывая, что в 2018 году у нас пройдет чемпионат мира по футболу, дороги наверняка будут содержать в надлежащем виде.

Я езжу по дороге из аэропорта и могу оценить ее на пять баллов.

Ирек Сулейманов — президент ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения РТ:

— Я ко всему отношусь скептически. К тому же я ведь езжу по этим дорогам и вижу, что пока не все так, как хотелось бы. Сделано, конечно, многое: сделаны хорошие развязки, стало гораздо меньше пробок, но, не смотря на это, нам еще есть над чем работать. К тому же все видят, что творится во дворах.

Сравнение с другим городами, где я побывал, в нашу пользу, однозначно. Ко мне приезжают партнеры из Башкортостана, из Мордовии, из Пензы. Летом прошлого года мы проводили большую спартакиаду партнерских компаний, присутствовали члены 15 представительств: Самара, Нижний Новгород, Тольятти, Чебоксары, Челябинск, Уфа, Москва, Удмуртия, Мордовия и другие. И практически все они отмечали качество наших дорог.

Вопрос в том, надолго ли такое счастье? Я не знаю, насколько была соблюдена технология при прокладке дороги — это во-первых. Во-вторых, посмотрим, как будет развиваться экономика, каков будет сбор налогов и как все это будет поддерживаться.

Что касается моего ежедневного маршрута, то часть дороги — улицы Ершова и Гвардейская — я оценю на четверку, а вторую часть, при въезде во дворы, на единицу.

Рафаэль Алькаев — генеральный директор представительства ГК «ЖелДорЭкспедиция» в Казани:

— По моему мнению, после Универсиады с казанскими дорогами может соперничать только Краснодарский край. Москва, Санкт-Петербург, Пермь, Екатеринбург — хуже. Ижевск — там и говорить не о чем. В Сургуте вообще дорог нет. В декабре был в Хабаровске, там положение тоже не лучшее. Мы не можем конкурировать только с заграницей, а по России у нас, правда, лучшие дороги, лучшие развязки.

Я не могу сказать, как долго продержатся новые дороги. Как бывший дорожник, я считаю, что здесь важен профессиональный подход. Мы же точно не знаем, из какого компонента делался асфальт, что под низ клали — геосетку или что-то еще, какое корыто делали, что в корыте лежит, я всего этого не знаю и не могу сказать. Это покажут ближайшие полтора-два года. Даже уже первая зима может показать.

Я постоянно езжу по улицам Гвардейская и Аделя Кутуя и оценю их в 3,8 балла.

Асфан Галявов — генеральный директор МУП «Метроэлектротранс»:

— Я действительно считаю, что в Казани лучшие дороги России, не считая Москвы. Я был в Кирове, так там дороги как после бомбежки. Я помню казанские дороги прошлых лет, как ездили мои троллейбусы, как они ломались, как лопались колеса и баллоны. У меня водители отказывались выезжать на маршруты, а сейчас жалоб со стороны водителей не поступает. И потом, я сам водитель, езжу день и ночь, и мне очень нравятся наши дороги.

Я думаю, что как минимум в течение гарантийного срока (пять лет) с дорогами будет все в порядке. По тем дорогам, что я езжу, основным магистралям я бы поставил пятерку. Но у нас есть проблемы дворов, и там я дам 4,4 балла.

Азат Хаким — глава группы компаний «Тулпар»:

— Наверное, в исследовании речь шла не о качестве дорожного полотна, а об отсутствии пробок на дорогах. Действительно, новые развязки разгрузили дороги Казани. Но на этом успокаиваться нельзя. Количество автомобилей растет, а значит, неминуемо в городе вновь возникнут пробки. Если говорить о качестве покрытия, то на центральных дорогах асфальт более-менее нормальный, по европейским меркам на твердую троечку. Но на второстепенных дорогах — там же качество значительно хуже. Конечно, все познается в сравнении. Из близлежащих городов, в которых я бывал, плохие дороги в Саратове, в Самаре, Перми да и в Нижнем Новгороде тоже. Более-менее нормальные дороги в Уфе и Чебоксарах. В Москве хорошее качество дорог, но там большие пробки. Свой ежедневный маршрут с работы и до дома по качеству дорог и комфорту езды я могу оценить на пятерку — «долетаю» быстро.

Трудно сказать, как долго продержится такое состояние. Я наблюдал, как клали дороги к Универсиаде. Дорожники очень торопились, хотели успеть в срок и, конечно, о технологии думали в последнюю очередь. Может быть, наши дороги проживут чуть подольше, ведь сейчас большегрузам запрещен въезд в Казань.

Сергей Чернов — заместитель генерального директора группы компаний «КАН авто»:

— Не знаю уж как по отношению к Москве, но дороги в Казани значительно лучше, чем в целом по России. Я в данный момент нахожусь в Тольятти. Это хоть и автомобильный город, но дороги здесь в таком плачевном состоянии, что больно смотреть. Можно сказать, что здесь практически нет дорог. В других городах, где я бывал — а я почти каждую неделю выезжаю в командировки — ситуация разная. Но практически нигде нет таких качественных дорог, как в Казани. Чтобы и полотно было в отличном состоянии, и оборудованы хорошо. Что же касается Москвы, то это слишком большой город, чтобы можно было в целом судить о состоянии там дорог. Есть же центральные улицы, они идеально, можно сказать, вылизаны. И оборудованы по последнему слову техники, и очень качественно. Но есть и дороги внутри жилых кварталов. Там, конечно, еще есть над чем работать.

Антон Мельник — директор по маркетингу компании «Трактерра»:

— Во время подготовки к Универсиаде дороги в Казани, конечно, были ужасные, но после того, как все сделали, они хоть и не стали идеальными, но ездить стало намного легче. Если сравнивать среди тех городов, где я часто бываю, то лучшие дороги, действительно в Казани, затем идет Нижний Новгород, Уфа, Самара, Чебоксары, Ижевск. Причем по качеству дорог три последних города стоят примерно на одном уровне. Если в Чебоксарах и Ижевске дороги плохие, потому что они просто плохие — ямы, рытвины, кочки, то в Самаре они плохие, потому что их мало, они узкие и загружены до предела. Там есть один проспект — Московское шоссе — к которому в принципе претензий у автомобилистов нет. Все остальное настолько узкое, что не заедешь и не выедешь. Я до сих пор с ужасом вспоминаю один из своих приездов в Самару, когда я ехал от въезда в город до центра три с лишним часа. Причем не в час пик.

Тот маршрут, по которому я ежедневно езжу в Казани, смело могу оценить на четверку с плюсом. Единственная проблема сейчас, что дороги не чистят после снегопада. А само качество хорошее.

Думаю, что если с дорогами ничего не будут делать, то года на три их должно хватить. Если вдруг затеют опять какую-нибудь стройку — грузовики пустят — все, и понеслась... И колейность появится. Если образовалась маленькая ямка, ее сразу надо заделывать. Тогда будет все нормально. А у нас дожидаются, пока она не превратится в огромную яму.

Андрей Шумарин — директор концертного агентства «Татконцерт»:

— Я бы не сказал, что в Москве дороги хуже, чем в Казани или что в Казани хуже, чем в Москве. В принципе, они и там и там нормальные. Есть и в Москве места, где идет, к примеру, какое-нибудь строительство, и плохие дороги. Есть забытые Богом места и в Казани. В Новосибирске и Нижнем Новгороде дороги хуже, чем в Казани. Про более маленькие города, такие скажем, как Киров, вообще речь вести не о чем — там они выглядят как после бомбежки.

А вообще мне кажется, что в Беларуси — я там был недавно — качество дорог намного выше, чем в России.

Я постоянно езжу по улице Чистопольской, через «Миллениум». В центре, если в пробку не попасть, то все шикарно. Вот когда мимо Чеховского рынка проезжаешь и уходишь с большой дороги из-под моста на улицу Толстого, там да, проблемы есть — яма на яме.

Но в целом, если сравнивать с 90-ми годами, то это, конечно же, огромный рывок вперед. Трассу Казань — Челны с 90-х годов строят, она с каждым годом все улучшается и улучшается. И мы все ждем — не дождемся, когда же ее, наконец, достроят и между крупнейшими городами республики появится нормальная четырехполосная магистраль.

Андрей Лебедев — гендиректор ООО «Студия Аlien»:

— Я в прошлом году как раз проехался по городам Поволжья. И в Казани дороги, конечно, лучше, чем в Самаре или Саратове, намного лучше, чем в Волгограде. Там караул с дорогами. И полный ужас с дорогами в Ульяновске. Но то, что казанские дороги лучше московских — это вряд ли. Есть еще такие нюансы, как качество строительства этих самых дорог. Видимо, у московских дорожников опыта все-таки побольше, или требования к ним повыше. Я не специалист по дорожному строительству, но как водитель я могу сказать, что частенько у нас бывает так, что дорога новая, но она уже как стиральная доска. То ли наши дорожники «подушку» делают жиденькую, то ли еще не научились выводить поверхность идеально ровно, то ли техника еще не везде хорошая. Есть действительно участки замечательные, а есть такие, где она вроде бы и новая, а уже «гуляет».

Меня, вообще, поразили дороги в Краснодаре и в его окрестностях. Причем это не те дороги, которые к морю идут. Мало того, что они качественные, ровненькие, идеальные — видно, что не просто основательно делаются, они еще делаются очень грамотно. Там сразу же на трассах через каких-то 10 километров закладываются путепроводы для будущих развязок. Развязок еще нет, дорог нет, а путепровод уже закладывают, представляете? Так что в Краснодаре дороги однозначно лучше, чем в Казани.

Свой ежедневный казанский маршрут могу оценить на твердую четверку. Так получается, что я езжу в основном по универсиадским трассам. Но когда съедешь на прилегающие дороги, которых при подготовке к Универсиаде не касались, то там, конечно, полный ужас — ямы, колдобины... Дворовыми дорогами Казани, конечно, еще предстоит заняться.

Если уж копать далеко и глубоко, у нас ведь даже руководство страны признает, что наши дороги вдвое-втрое дороже обходятся государству, чем в Европе. Если у нас дорог за год строится столько, сколько в Китае за две недели — ну о чем тут говорить? Их в принципе мало, поэтому они и работают на износ. Если бы было больше, может быть, и служили бы дольше.

Сколько времени казанские дороги останутся в хорошем состоянии, я могу только предполагать. Думаю, что недолго, учитывая, в каких условиях они делались. Я так понимаю, что весной нас будет ожидать много «сюрпризов», а через три года полностью надо будет менять покрытие.