1.-Этот-Р±РѕСЂС‚-сегодня-стоит-РЅР°-аэродроме-РљРђРџРћ-без-двигатР
Этот борт сегодня стоит на аэродроме КАПО без двигателей, но, возможно, он еще вырулит на взлет

600 МЛН. ЗА САМОЛЕТ

Судя по находящимся в открытом доступе документам ОАО «ОАК», ОАО «Туполев» выбрано единственным исполнителем работ по большой теме, связанной с его же модернизацией. Называется работа «Реконструкция и техническое перевооружение стендовой базы (многофункциональный летно-моделирующий комплекс ЛМК-214), ОАО «Туполев» города Казань Республики Татарстан, 1 этап».

Работа ведется в рамках федеральной целевой программы развития предприятий оборонно-промышленного комплекса в 2011 - 2020 годах. Стоимость работ (насколько можно судить, одного этапа) — 1 млрд. 709 млн. 250 тыс. рублей. Срок: 1 квартал 2014 года — окончание 4 квартала 2017 года. Как рассказал «БИЗНЕС Online» советник премьер-министра РТ Назир Киреев, столь целенаправленного выделения денег для КФКБ не было с начала 2000-х, да и тогда финансирование шло от республики.

Что интересно, среди прочего, по программе модернизации закупается подержанный самолет Ту-214 (информацию об объявлении конкурса на его поставку обнаружил известный ВПК-блогер alexeyvvo). Это должен быть борт типовой конструкции. Техническое состояние — на 3 тыс. летных часов или 600 посадок. Заявки на участие в тендере рассмотрят 28 января, а сам самолет должен быть поставлен не позднее 10 дней от даты заключения контракта. Максимальная цена договора — 600 млн. рублей. Место приемки самолета — КАПО им. Горбунова.

Где «Туполев» возьмет бэушный Ту-214? С большой долей вероятности можно сказать, что это будет один из двух стоящих на аэродроме КАПО бортов. «Там два Ту-214: один когда-то летал в авиакомпании «Дальавиа» (регистрация — 64507) и 501-й борт, который проходил госиспытания (имеется в виду самый первый Ту-214авт.), — рассказал источник «БИЗНЕС Online» в авиационной отрасли. — С них только двигатели сняты, а так-то самолеты нормальные». Первый Ту-214 поднялся в воздух 21 марта 1996 года. Согласно данным портала russianplanes, с 2007 года он находится на хранении на КАПО. По данным нашего источника, находится в совместном владении «Туполева» и КАПО. Борт 64507 выпущен в 2003 году, летал в авиакомпании «Дальавиа», а после ее банкротства в 2008 году — в «Аэростарз», пока в ноябре 2011 года ее не лишили сертификата эксплуатанта. С тех пор на хранении на КАПО. Предположительно, принадлежит ОАО «Финансовая лизинговая компания» (в 2012 году признано банкротом; как и «Туполев», и КАПО входит в ОАК).

Для чего «Туполеву» понадобился подержанный самолет? Судя по всему, он и должен стать указанным в документах ОАК многофункциональным летно-моделирующим комплексом ЛМК-214.

«ПОЗИТИВНАЯ ТЕМА И ДЛЯ ОТРАСЛИ, И ДЛЯ КАЗАНИ»

Газета «БИЗНЕС Online» попросила прокомментировать приятные для КФКБ новости его директора Эдуарда Соркина, но он предложил обратиться к его вышестоящему начальству. В ОАК информацию комментировать не стали. Но кое-что разъяснил близкий к ОАК источник «БИЗНЕС Online»: «Средства выделяются по ФЦП ОПК, и, похоже, это не последние деньги — будут и другие этапы модернизации. Речь по большей части идет о новом комплексе для работ по перспективной тематике. Для этих целей и Ту-214 закупается — сделают из него летающую лабораторию. А бэушный берется потому, что это быстрее и дешевле, да и ресурс этой сложной штуке большой не нужен. И, судя по всему, это будет стоящий на КАПО самолет, который ранее летал в «Дальавиа». А остальные деньги пойдут на здание, оборудование, — будут значительные инвестиции в лабораторно-исследовательский комплекс для работ по этой тематике. Считаю, что это позитивная тема и для отрасли в целом, и для Казани в частности, — что ни говори, а приличные деньги пойдут именно в новый технологичный проект. И заниматься им будут фактически объединенные «Туполев» и КАПО».

Собеседник подчеркнул, что в нынешних условиях не стал бы разделять казанский филиал «Туполева», его центральный офис в Москве и КАПО: «С учетом идущего объединения, думаю, имеет смысл говорить о «Туполеве» как едином целом». Однако другой источник «БИЗНЕС Online» отметил, что от названия в КФКБ пока не отказываются, а документального оформления объединения «Туполева» и КАПО до сих пор нет. Напомним, что на своей первой (и, как оказалось, единственной) пресс-конференции в должности гендиректора КАПО президент «Туполева» Александр Бобрышев назвал новую структуру «Туполев-КАПО».

Отметим, что модернизация стендового комплекса в Казани довольно четко укладывается в рамки недавних новостей. Например, предположения о переносе испытательной базы «Туполева» из Жуковского в Казань. Также напомним, что на одном из мероприятий на КАПО президент РТ Рустам Минниханов, обращаясь к президенту ОАК Михаилу Погосяну, так выразил свое видение объединения «Туполева» и КАПО: «Центр — в Казани. Может, если есть необходимость, филиал — в Москве, но не филиал в Казани... Республика не наблюдатель, она четко должна в этом процессе участвовать». Погосян согласился: «Казань будет центром интегрирования структуры КАПО и «Туполева».

«КАЗАНЬ БУДЕТ ПЕРЕВООРУЖАТЬСЯ ПОД НОВЫЕ ЗАДАЧИ»

Газета «БИЗНЕС Online» попросила прокомментировать новости отраслевых экспертов.

Станислав Рыжаков — директор ульяновского филиала конструкторского бюро ОАО «Туполев»:

— Сказать, много 1,7 миллиарда или мало, затруднительно. Смотря, к чему привязать и что на эти деньги будет построено. Если новый испытательный цех, наверное, этого мало. Если это техническое перевооружение половины производственной базы филиала, тогда много... Казань будет перевооружаться под новые задачи, которые ставятся перед конструкторским бюро «Туполева». И логика размещения, распределения, формирования различного рода изменений увязывается с логикой технического перевооружения всего «Туполева». Казань же у нас — центр, где отрабатывается спецавиация и, так скажем, некая военная программа. А на летающей лаборатории будут отрабатываться идеологии, которые будут закладываться и в гражданскую авиацию, и в военную. Но 600 миллионов рублей — это довольно дешево для самолета, даже для подержанного.

Михаил Ковбасенко — бывший шеф-пилот КАПО, заслуженный летчик-испытатель России:

— Раньше мы на заводе не занимались специально испытаниями аппаратуры, оборудования (навигационного и так далее). Да, все в комплексе проверялось, давалась оценка, но чтобы целенаправленно, такого не было.

Лабораторию можно сделать из любого пассажирского самолета. Когда мы облетывали самый первый Ту-214, в нем была установлена аппаратура, а кресел в ней было немного. Но если из него сделают летающую лабораторию, обязательно поставят кресла для технического персонала, инженеров, которые будут обслуживать аппаратуру. На первом Ту-214 я летал в 1997 году и думаю, он вполне подойдет для создания лаборатории. Тем более у него характеристики неплохие.

Назир Киреев — советник премьер-министра РТ:

— Первое. Если воспринимать все это как необходимость вывода проектирования самолетов на современный уровень, то этих денег мало. Когда в начале 2000-х мы занимались оснащением «туполей» для того, чтобы они проектировали (в цифровых технологиях) Ту-324, им сразу отрядили примерно 7 миллионов долларов. Приобрели программные пакеты, аналогичные тем, что были на то время в «Эйрбас Индастри», 79 графических станций, 125 компьютеров и так далее... КАПО — такую же сумму плюс станки с ЧПУ. Именно эти деньги и были для КФКБ крайними. Что-то потом он получал понемногу, но больших денег не было.

Второе. Поскольку в Казань хотят перевести испытательную базу «туполей», им надо здесь оснащаться, чтобы испытания проводить. Ведь в Жуковском решили строить новый аэропорт вместо испытательной станции. Можно считать, что это конец авиации. Если нет НИИ по летным испытаниям, который прежде давал добро на каждый летательный аппарат, то как это еще расценить? Может быть, в этой ситуации понимающие люди хотят сохранить хоть что-то на новой базе в Казани.

Что касается летающей лаборатории. Нужна современная аппаратура, которая бы выдавала информацию не как раньше, а сразу в цифре и прямо во время полета. Сегодня же в Казани модернизацией занимаются (имеется в виду модернизация ракетоносцев Ту-22М3 и Ту-160авт.), а эти машины тоже надо испытывать. Ты же само изделие не поднимешь с этим экспериментальным чем-то — ты его сначала должен поднять на каком-то другом носителе. И Ту-214 для этого подходит.