«КТО-ТО ПЫТАЕТСЯ РАСКАЧАТЬ СИТУАЦИЮ ЧЕРЕЗ ОБЫЧНУЮ КРИМИНАЛЬНУЮ СТЫЧКУ...»

Руководитель департамента по вопросам внутренней политики аппарата президента Александр Терентьев и начальник УФМС РФ по РТ Сергей Чепуштанов встретились накануне с журналистами, чтобы поговорить об иммиграционной политике республиканского правительства на фоне двух «информационных бомб», которые получили широкую огласку в России в новогодние праздники.

Первая — 31 декабря в ряде СМИ появилась информация о массовой драке, которая произошла в центре Казани между жителями Казани и группой выходцев из Дагестана. Позднее выяснились детали — 30 декабря на улице Баумана подрались 20 человек. Среди участников конфликта действительно были дагестанцы и четыре молодых человека, которые придерживаются националистических взглядов. В драке использовались кастеты, газовые баллоны и нож. В результате двое участников стычки были госпитализированы с ножевыми ранениями, один из них едва не скончался в реанимации. По словам Терентьева, одно из федеральных СМИ опубликовало информацию об этом инциденте под заголовком: «Россияне побили чужаков».

— Но это конфликт внутренний, речь не идет об иммигрантах, — заявил Терентьев, напомнив о том, что в случаях с выходцами из Дагестана речь всегда идет о «внутренней иммиграции». — Кто-то пытается раскачивать ситуацию через обычную криминальную стычку.

Вторая «бомба» — информационный вброс про так называемый «шариатский патруль» в селе Базарные Матаки Алькеевского района в первые дни нового года. Информация получила широкий резонанс в социальных сетях, ее подхватили федеральные СМИ, но по факту она не получила подтверждения. Корреспонденты «БИЗНЕС Online» побывали в селе и пообщались с местными жителями, но обнаружить подтверждений этой информации нам не удалось.

Разумеется, Терентьеву и Чепуштанову в основном пришлось отвечать на вопросы, которые касаются двух этих историй. Терентьев откровенно назвал информационное поле, в котором варится в последнее время Татарстан, неблагоприятным. По его мнению, чаще всего негативная информация либо подается однобоко, либо вовсе не соответствует действительности.

— Бывает, что уровень возгорания на 5 копеек, а показывают его на все 25, привирают, — объяснил свое видение Терентьев. — Но когда ничего не произошло, а приврали на те же 25 копеек — как это можно характеризовать? Есть люди, которые убеждены, что это было, но нет ни одной конкретной фамилии, географической привязки, точной ссылки. В населенном пункте 6 тысяч жителей — ну как можно скрыть эту информацию? Или взять, к примеру, школы — неужели старшеклассники не скажут об этом? Мне понравилось, как в одном из СМИ написали об этом: «Группа 14-летних школьниц заявила, что Базарные Матаки наконец-то хоть чем-то прославились».

Александр Терентьев
Александр Терентьев

«РАДИКАЛЬНЫЙ БАГАЖ» ИММИГРАНТОВ

Отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», как контролируются «идеологически чуждые» Татарстану иммигранты, Терентьев напомнил, что все имамы республики, которые получали образование за рубежом, подписали документ, в котором обязуются проповедовать в соответствии с ханафитским масхабом.

— Носителей радикального ислама, которые приезжают к нам, берут в разработку для профилактики и силовые структуры, и органы местной власти, — рассказал Терентьев. — Полностью отследить их, конечно, нереально. Надо понимать, что они не всегда, приезжая в Татарстан, идут в определенный приход — человек может жить своей жизнью и транслировать эти идеи.

По словам Терентьева, оставляет желать лучшего и уровень самосознания населения — многие безразлично реагируют на появление по соседству подозрительных лиц.

— Силовые структуры сейчас даже используют практику для проверки бдительности — наряжают сотрудника, делают ему бороду подлиннее, везут в село. А люди у нас добрые — и квартиру приезжему дают, и помогают человеку, даже не узнав данные о его личности, — рассказал руководитель департамента по вопросам внутренней политики.

Журналист «Чаяна» под конец встречи вдруг вспомнил про так называемого «амира моджахедов», который изредка выкладывает видеообращения в YouTube.

— Ваш вопрос к теме нашей встречи не имеет отношения, — развел руками Терентьев. — Если бы это был иммигрант, Сергей Владимирович обязательно поставил бы его на учет. Чей это человек? Есть ли он вообще? Ответы на эти вопросы знает только тот, кто создает эти ролики. Фон неблагоприятный для Татарстана, многие стараются все негативно преподносить, согласен. Буквально вчера АПН сделало публикацию о круглом столе в Мордовии. Там задали провокационный вопрос заместителю муфтия Татарстана: «Является ли муфтий Саудовской Аравии, который призывает к погромам, мусульманином?» И что он должен был ответить? Он ответил: «Судья ему только Всевышний». Его сразу начали клеймить: «Вот, проваххабитские настроения в Татарстане, Духовное управление мусульман дрейфует к салафитам». Как можно по этому ответу давать оценку всему ДУМ? Тем более с точки зрения ханафитского масхаба эта оценка была вполне корректной. Это к вопросу информационного фона — как можно в таких ответах политический подтекст искать?

Сергей Чепуштанов
Сергей Чепуштанов

В ТАТАРСТАНЕ НАШЛИ 200 «РЕЗИНОВЫХ КВАРТИР»

На пресс-конференции Терентьев рассказал и об иммиграционной политике республиканского правительства.

— Принципиальное отношение к иммигрантам сформулировано в послании президента Татарстана, — сообщил он. — Всем, кто едет к нам учиться, работать, переезжает с семьей и вписывается в наше культурное пространство, мы рады. В любом случае у нас есть недостаток рабочей силы, и мы рады тем, кто едет к нам с позитивными намерениями, и не рады тем, кто едет со злым умыслом, нелегально, нарушая при этом закон, не считается с мнением коренных жителей. С этими людьми нам не по пути.

По результатам 11 месяцев 2013 года в Татарстане было зарегистрировано 170 тыс. иммигрантов, а по итогам года было уже более 190 тыс. иностранных граждан — это те, кто был поставлен на иммиграционный учет по месту пребывания.

По данным Чепуштанова, из этого числа законно на территории Татарстана находятся 60 тыс. иностранцев. 25 тыс. из них — трудовые иммигранты, 4 тыс. — студенты, 19 тыс. — граждане, которые постоянно или временно проживают в Татарстане и имеют вид на жительство. И 11 тыс. человек приехали в Татарстан в гости к друзьям или в качестве туристов. Основные государства, из которых въезжают иностранцы, — Узбекистан (более 56 тыс. человек), Таджикистан (17 тыс. человек), Азербайджан (10,5 тыс. человек) и Кургызстан (7,5 тыс. человек). Из стран с визовым режимом наибольшая доля въехавших приходится на Турцию (8,7 тыс. иностранных граждан), Германию (7 тыс. человек) и Китай (5 тыс. человек).

По словам Чепуштанова, в прошлом году было выявлено 27 тыс. правонарушений в сфере иммиграции. К слову, по данным главы УФМС РТ, иммигранты не оказывают столь негативное влияние на оперативную обстановку, какое им принято приписывать. В прошлом году иностранными гражданами на территории Татарстана совершено 359 преступлений (это всего 0,8% от общей доли преступности).

— Это весь спектр преступлений — есть и убийства, и тяжкие телесные повреждения. В основном превалируют, разумеется, кражи и подделка документов, — рассказал газете «БИЗНЕС Online» Чепуштанов.

Ужесточились правила за нарушение иммиграционного законодательства. Повысился штраф за нарушение правил въезда, повторная депортация лишает иммигранта права въезда на территорию России на 10 лет. Повлиял и закон о «резиновых квартирах», который установил ответственность на собственников квартир, которые регистрируют в квартирах непомерное число иммигрантов. На сегодняшний день УФМС РТ передало в правоохранительные органы уже 45 материалов о «резиновых адресах», по ним возбуждено уже 15 уголовных дел. Первый приговор по новому закону недавно уже состоялся — владелец квартиры получил за незаконный бизнес 4 года колонии строгого режима. Всего в республике на сегодняшний день было найдено около 200 «резиновых квартир».

— С разной степенью «растяжения», — отметил Терентьев.

«НАЦИОНАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ БЕЗ РЕЛЕГИОЗНОГО ОБРАМЛЕНИЯ ТЕРЯЮТ СВОЮ СИЛУ»

Ситуацию с мигрантами газете «БИЗНЕС Online» прокомментировал эксперт.

Ильдус Янышев — директор по связям с государственными органами и международными организациями компании «Дельта», депутат гордумы Казани:

— Дестабилизировать обстановку выгодно всегда радикально настроенным людям, ортодоксам каких-нибудь религиозных течений, людям, специально нанятым для этих целей. Есть люди, которые действуют из внутренних побуждений, а есть люди, которые подпитываются из внешних источников. Поэтому назвать одну группу людей, которая была бы заинтересована в дестабилизации межнациональной ситуации в Татарстане, нельзя.

Межнациональные отношения достаточно часто плотно пересекаются с религиозными отношениями. Почему-то национальные вопросы без религиозного обрамления теряют свою силу и энергию, организационную основу. Когда же речь идет о религии, спорные межнациональные вопросы превращаются в орудие дестабилизации. Поэтому я считаю, что основную угрозу в этом плане представляют не только национально окрашенные лидеры, а лидеры, ведущие религиозную риторику.

Большой питательной средой для развития экстремизма являются классовое расслоение, огромный разрыв между богатыми и бедными, коррупция, отсутствие институтов гражданского общества, того же самого среднего класса, который не поддастся на раскачку, потому что есть люди, которым есть что терять, у которых есть бизнес, собственность. Как правило, на раскачку поддаются люди бедные, обездоленные. Их эксплуатируют националисты и радикально настроенные проповедники. Чем больше несправедливости в распределении материальных ценностей в обществе, чем больше коррупции, тем больше будут развиваться экстремизм, терроризм и национальный сепаратизм.