Дауфит Хамадишин заявил, что в исправительных учреждениях РТ в настоящее время нет осужденных за преступления экстремистской и террористической направленности — их изолировали, отправив в другие регионы

КОРНИ РАДИКАЛОВ ИЩУТ В КОЛОНИЯХ

Вчера — первыми из силового блока — по итогам ушедшего года выпало отчитываться руководству УФСИН России по Татарстану. Пожалуй, наиболее интересная часть доклада главы ведомства Дауфита Хамадишина была посвящена задержаниям подозреваемых в организации преступлений экстремистской и террористической направленности, в том числе серии поджогов церквей и «обстрела» «Нижнекамскнефтехима». В докладе Хамадишина впервые было озвучено количество задержанных

— С учетом последних событий в республике в следственных изоляторах находится 21 подозреваемый в совершении преступлений этой категории, — рассказал руководитель УФСИН РФ по РТ. — Мы провели мониторинг в пяти исправительных учреждениях, проверив их на предмет распространения религиозного экстремизма. Ситуация признана удовлетворительной, лиц, проповедующих нетрадиционный ислам, не выявлено.

О том, почему Хамадишин упомянул об этих проверках, ни для кого не секрет. На прошлой неделе газета «БИЗНЕС Online» опубликовала данные о задержанных по подозрению в совершении терактов. Как выяснилось, почти все из них заинтересовались «нетрадиционным» исламом, находясь в местах лишения свободы. Так, к примеру, Айрат Ситдиков и Алмаз Галеев сидели в исправительной колонии №4 Нижнекамска.

— То, что арестованные ранее отбывали срок в исправительных колониях, говорит о том, что радикальные корни могут идти оттуда, — заявил Дауфит Закирович. — Хотя после проверок этот факт не подтвердился...

Но первый заместитель прокурора республики Артем Николаев рассказал иную версию о результатах этих проверок (сам прокурор Татарстана Илдус Нафиков на коллегию приехать не смог, сделал выбор в пользу коллегии агентства «Татмедиа», которая проходила в это же время — там находился президент РТ). Особую тревогу, по его словам, вызывает тот факт, что в прошлом году в местах лишения свободы было изъято более 2 т (!) спиртных напитков кустарного производства. Но, впрочем, больше всего Николаев был обеспокоен именно распространением экстремизма среди заключенных.

— Анализ ситуации в Нижнекамске показывает, что ряд подозреваемых и обвиняемых по нынешнему делу отбывали наказание в исправительной колонии №4, — рассказал первый заместитель прокурора. — Мы специально выехали туда и посмотрели, как обстоят дела с воспитательной работой, и выяснилось, что она там фактически не проводится. Даже в те дни, когда должна по графику проходить воспитательная работа, осужденные предоставлены сами себе, а руководство не могло нам объяснить почему. Да, напрямую сказать, что там проповедовали экстремизм, никто не может, но зачатки и корни зарождались там. И если человек с уголовным прошлым, освободившись, не может найти себя, часто вдается в религиозные вопросы нетрадиционного толка. Если все наши криминальные элементы пойдут в экстремизм — ситуация ухудшится до неузнаваемости!

Тем временем Хамадишин заявил, что в исправительных учреждениях Татарстана в настоящее время нет осужденных за преступления экстремистской и террористической направленности — их изолировали, отправив в прошлом году в другие регионы.

КАК УНИВЕРСИАДА ИЗБАВИЛА ТАТАРСТАН ОТ «ОСОБО ОПАСНЫХ»

В минувшем году служба исполнения наказаний не отличилась громкими информационными поводами. В то время как в республике проходила смена власти в прокуратуре, министерство внутренних дел вело негласную войну с Госнаркоконтролем, а следственный комитет разбирался с целым рядом резонансных дел, в ведомстве Хамадишина все шло своим чередом. И статистика лишь подтверждает этот «штиль» — численность заключенных за год даже снизилась, но не на много — на 638 человек. На сегодняшний день в местах лишения свободы остается 12 тыс. 358 человек. Начиная с 2010 года количество спецконтингента в республике уменьшилось почти на 3 тыс. человек. По словам Дауфита Закировича, тенденция к сокращению связана с гуманизацией уголовного законодательства.

Вообще, Хамадишин, выйдя к трибуне, заявил, что его ведомству удалось закончить год без побегов, массовых беспорядков и других резонансных ЧП, и традиционно составил портрет среднестатистического заключенного. Согласно этой характеристике, более 70% осужденных отбывают наказание за совершения тяжких и особо тяжких преступлений — при этом наибольшая доля приходится на тех, кто совершил убийство (19%). Почти столько же осужденных были пойманы за распространение наркотиков (18%), за кражи (17%). Более половины отбывающих наказание ранее уже были судимы (64%), почти половина осужденных отбывает срок от 3 до 10 лет (55%). И что самое интересное — 60% от числа отбывающих наказание в местах лишения свободы являются лицами не старше 35 лет.

Как выяснилось, Универсиада, под эгидой которой прошел год у многих ведомств республики, не обошла стороной и службу исполнения наказаний. Хамадишин рассказал, что на время спортивных Игр из колоний Татарстана были вывезены особо опасные преступники, а примерные заключенные готовили детали для строительства спортивных объектов.

Интересно, что быт заключенных сегодня далек от тех клише, которые навязывают, к примеру, те же художественные фильмы про криминалитет. Как выяснилось, осужденные не только работают на производстве и ежедневно подвергаются утренней муштре, но и культурно развиваются. Так, на днях стало известно о том, что творческий коллектив из числа осужденных, отбывающих наказание в исправительной колонии №5, презентовал авторскую театральную постановку. Сегодня на сцене местного клуба состоялся заключительный показ спектакля.

Напомним, в этой колонии отбывает наказание бывший глава Верхнеуслонского района Александр Тимофеев, осужденный в 2012 году за получение взятки на четыре года лишения свободы. Так вот осужденные представили на суд зрителей «Сказку о похищенном Новом годе». Сценарий к спектаклю написал Антон Геваргизов, не первый год отбывающий наказание в исправительном учреждении. Всего в театральной постановке заняты 11 осужденных и творческий коллектив из двух девушек.

Премьера постановки состоялась 31 декабря и была показана еще два раза, чтобы спектакль смогли увидеть все осужденные, отбывающие наказание в колонии. Принимал ли участие в постановке сам Тимофеев, который работает в местной библиотеке, неизвестно.

Дауфит Хамадишин

7 ПРОБЛЕМ ХАМАДИШИНА

Справедливости ради надо сказать, что в своем докладе Хамадишин не стал избегать острых углов и в присутствии премьер-министра РТ Ильдара Халикова рассказал об основных проблемах своего ведомства. Первая — аварийное состояние казанского СИЗО №1, что находится в центре, на улице Япеева. О том, что столице Татарстана требуется переселить следственно-арестованных в новое здание, разговоры ходят уже давно, и сам Хамадишин говорил об этом еще на прошлогодней коллегии, но за год дело с мертвой точки так и не сдвинулось.

Вторая проблема связана с тем, что в 2013 году резко сократилось число осужденных, которые получили условно-досрочное освобождение. Немного интересной статистики: 1 тыс. 397 осужденных были в прошлом году освобождены досрочно — это 33% от общего числа освободившихся. При этом суд проигнорировал более 1 тыс. положительных характеристик и оставил этих осужденных отбывать срок, но освободил 54 человек, которые получили отрицательную «резолюцию» от руководства исправительных учреждений.

— Институт досрочного освобождения является стимулом к законопослушному поведению, — считает руководитель республиканского УФСИН. — Необходим детальный анализ причин резкого снижения числа судебных решений о досрочном освобождении.

По словам Хамадишина, количество таких решений в пользу осужденных снизилось в прошлом году на 35%. Возможно, что на снижение досрочных освобождений повлияла и новая практика судопроизводства — теперь суд извещает о рассмотрении прошения об освобождении потерпевших, и они могут присутствовать на рассмотрении. Остается только догадываться, как появление в зале суда потерпевших может отразиться на результате — впрочем, большинство из них, разумеется, высказывается за то, что преступник должен отсидеть свой срок до конца.

Вопреки всеобщим ожиданиям, амнистия, приуроченная к 20-летию Конституции России, пройдет в Татарстане весьма скромно. В настоящее время освобождены от отбывания наказания, не связанного с лишением свободы, 47 человек. К завершению амнистии эта цифра может возрасти до 630. Действие амнистии заканчивается 19 июня 2014 года. Что касается лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, то планируется освобождение всего 7 человек. Поэтому, к примеру, субарендатору затонувшего теплохода «Булгария» Светлане Инякиной, которая недавно попросила об амнистии, похоже, рассчитывать не на что.

Третья проблема: осужденные продолжают пользоваться сотовыми телефонами. В минувшем году число изъятых средств связи увеличилось вдвое — всего удалось отобрать 1835 мобильников. Но при этом количество уголовных дел, когда заключенные занимались мошенничеством с использованием сотовых, почти сошло на нет — был зафиксирован только один подобный случай. Халиков, задав несколько вопросов после доклада, попросил в этом году рассмотреть возможность установки «глушилок» во всех исправительных учреждениях. Премьера, вообще, судя по вопросам, интересовала система: как пресекается незаконная связь осужденных с внешним миром? Сам Халиков объяснил — это касается «антитеррористической защищенности». К этому вопросу участники коллегии вскоре вернулись вновь.

Артем Хохорин и Валерий Власов

— В местах лишения свободы находятся люди, которые представляют реальную угрозу в этом направлении, — заявил глава республиканского правительство и попросил регулярно приглашать Хамадишина на совещания по вопросам антитеррористической безопасности.

Проблема четвертая. В прошлом году 49 раз были пресечены попытки пронести на зоны наркотики. Всего, по словам Хамадишина, было изъято более 1 кг самых разных наркотических средств, и эти показатели превышают прошлогодние почти в два раза. В этой связи было бы логичным присутствие на коллегии руководителя Госнаркоконтроля РТ Фаяза Шабаева. Но после «полицейского скандала», который вскрыл конфликт между ведомством Фаяза Баяновича и структурой по борьбе с наркотиками при МВД, Шабаев и Артем Хохорин на публичных мероприятиях еще ни разу не встречались, что в очередной раз подтверждает похолодание в отношениях. К слову, раньше Шабаев ни разу не пропускал итоговые коллегии УФСИН, но вчера его не было. А вот Хохорин был.

Ильдар Халиков: «Самое главное, что год прошел без побегов, без массовых беспорядков и других происшествий»

В 2013 году исправительные учреждения Татарстана реализовали товары и услуги на общую сумму в 935 млн. рублей. И здесь снова проблема — в настоящее время на производстве трудоустроены лишь 3 тыс. 750 человек (36% от общего числа заключенных). Ситуацию в некоторых колониях Хамадишин назвал «провальной» и обещал применить по итогам года кадровые решения к тем, кто не выполнил «бизнес-план».

Зато зэки продолжают сами обеспечивать себя многими продуктами питания — овощами, мясом. Чаще всего вся эта снедь попадает к ним на стол с полей, которые возделывают заключенные колоний-поселений. В частности, именно сельским хозяйством занимаются в настоящее время осужденные Сергей Руснак и Артем Точилкин — виновники громких ДТП, и даже главарь «Севастопольских» Радик Юсупов по кличке Дракон. Последнего летом прошлого года перевели из колонии общего режима в колонию-поселение, учитывая состояние его здоровья и примерное поведение.

Тем временем в прошлом году в учреждениях УФСИН было зафиксировано 11 суицидов ,и 5 из них произошли в следственных изоляторах. Поэтому остро стоит вопрос с установкой видеокамер. Еще одна проблема: в ушедшем году ведомство Хамадишина коснулось массовое сокращение. За несколько лет численность сотрудников республиканского УФСИН сократилась на 544 человека, из них 409 сотрудников ушли из системы исполнения наказаний в прошлом году.

Выступая на коллегии с заключительным словом, Халиков поблагодарил сотрудников УФСИН за эффективную работу.

— Самое главное, что год прошел без побегов, без массовых беспорядков и других происшествий, и этого же я желаю вам в наступившем году, — заявил премьер.