Сегодня Дмитрий Медведев встретился с гендиректором «КАМАЗа» Сергеем Когогиным
Сегодня Дмитрий Медведев встретился с гендиректором КАМАЗа Сергеем Когогиным

СЕРГЕЙ КОГОГИН: «ВСЕ ЭТИ МЕРЫ БЫЛИ НАМИ... КАК ГОВОРЯТ, В КОНЯ КОРМ»

Сегодня глава российского правительства Дмитрий Медведев встретился в Москве с генеральным директором ОАО «КАМАЗ» Сергеем Когогиным. На ней глава челнинского предприятия заявил, что поддержка, которую государство оказывает в последние годы автопрому, и «четкая и осмысленная политика» властей страны позволили отрасли встать на ноги. Газета «БИЗНЕС Online» приводит стенограмму встречи, предоставленную пресс-службой российского правительства.

Д.Медведев: Как год закончился? Я разговаривал с коллегами, вице-премьерами, совсем недавно по поводу некоторых программ поддержки автопрома — они где-то сработали, где-то, может, не так сработали... Ваше ощущение? И, конечно, как на КАМАЗе дела?

С.Когогин: Я считаю, за последние 6 - 8 лет, Дмитрий Анатольевич, в отношении нашей отрасли проводится очень четкая и осмысленная политика государства: руководство поддерживает. Надо сказать, что даже в кризисный 2013 год это уже дало свои плоды. Давайте я некоторые цифры приведу.

Д.Медведев: Давайте.

С.Когогин: В Советском Союзе в год максимально выпускалось 1,6 миллиона автомобилей.

Д.Медведев: Это на весь Советский Союз или применительно к РСФСР?

С.Когогин: На весь Союз.

Д.Медведев: То есть почти на 300 миллионов человек?

С.Когогин: В прошлом году итогом — данные еще до конца не подвели, но итогом будет не менее 2,5 миллионов автомобилей.

Д.Медведев: При том что наша страна стала в 2 раза меньше по численности населения.

С.Когогин: Кроме того, еще несколько лет назад более половины легковых автомобилей ввозилось на территорию нашей страны. А рынок большой сегодня, в Европе становится крупнейшим. Сегодня 70 процентов автомобилей производится на территории Российской Федерации. Все крупнейшие бренды пришли на нашу территорию и открыли здесь свои производства. Мы посмотрели, Ernst&Young (одна из крупнейших в мире аудиторско-консалтинговых компаний — прим. ред.) дал заключение, что каждый пятый рубль прямых иностранных инвестиций — это автопром, одна треть всех рабочих мест созданных. И отрасль значительно модернизировалась, то есть меры государственной поддержки позволили получить тот денежный поток, который привел к тому, что мы модернизируем производство и сам продукт. В частности, КАМАЗ в прошлом году наконец-то выпустил современные автомобили — то, что соответствует уже сегодняшнему-завтрашнему дню. Это тоже все позволили меры поддержки. Они все сработали. То есть в период кризиса — конечно, госзакупки, поддержка автокредитования. Все эти меры были нами... Как говорят, в коня корм. Я считаю, что мы работали очень даже неплохо. Конечно, постоянно новые вызовы появляются, но это осмысленная политика, она позволила отрасли встать на ноги, и мы сегодня чувствуем себя достаточно уверенно.

Д.Медведев: Это, не скрою, отрадно слышать, потому что еще в 1990-е годы, вы помните, какие заклинания в отношении автопрома раздавались. Хуже, наверное, отзывались только о сельском хозяйстве. Про сельское хозяйство говорить не будем, но в отношении автопрома совершенно очевидно, что эти апокалиптические прогнозы не сбылись, и действительно наш автопром не только сумел преодолеть совсем кризисную часть своей жизни, но и реально встает на ноги.

Но мы с вами все равно обсудим некоторые вопросы, касающиеся и КАМАЗа как такового, и в целом вопросы поддержки автопрома, потому что мы, например, завершили в прошлом году программу поддержки автокредитования. Она длилась не так долго, но позволила по легковым автомобилям все-таки существенным образом рынок подтянуть, несмотря на то что год был очень сложный и в чем-то даже провальный, вы знаете, европейский рынок ушел вниз. У нас практически (думаю, что эти данные совпадают) все осталось приблизительно так же, как было в 2012 году, может быть, небольшое снижение по сегменту легковых автомобилей. Но нужно думать о том, что нам делать в 2014 году и какие меры применять.

КОГОГИН: «МЫ НЕ ЖДЕМ СУПЕРХОРОШЕГО ОТ 2014 ГОДА, ПОТОМУ ЧТО ЕСТЬ ОБЩИЕ КРИЗИСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ»

С.Когогин: Тот случай, когда я кроме КАМАЗа еще и возглавляю нашу ассоциацию автопроизводителей.

Д.Медведев: Я поэтому с вами на эту тему и говорю.

С.Когогин: Мы вырабатываем, как правило, все меры, приходим в правительство и почти всегда получаем поддержку. Мы уверены, что автокредитование, даже в прошлом году, та небольшая часть, которая была, она была очень своевременно сделана, то есть на снижающемся рынке мы подхватили тренд и вывели его на стабильную ситуацию.

Мы не ждем суперхорошего от 2014 года, потому что есть общие кризисные явления, и, конечно, будем обращаться относительно продолжения этой программы автокредитования. Это по легковым автомобилям. Что касается коммерческих автомобилей, мы несколько на особом положении находимся. Если переходить к КАМАЗу, то мы являемся сегодня лидером рынка в Российской Федерации, и тенденция проявления определенных кризисных явлений подтверждается хотя бы тем, что КАМАЗ всегда наращивает долю на рынке в этом случае.

Если мы 2012 год закончили с долей 34 процента, то 2013 год — доля 44 процента. Как всегда, начинает сжиматься рынок, и как свой, местный, производитель мы имеем определенные преимущества за счет сервисной сети, уверенности наших потребителей, что мы их не оставим одних.

Мы закончили год с оборотом (только сам КАМАЗ) 110 миллиардов, прибыль, конечно, в 2013 году будет ниже, но точных данных еще нет.

Д.Медведев: Понятно.

МЕДВЕДЕВ: «С АКЦИОНЕРОМ ВСЕ В ПОРЯДКЕ? ДРУЖИТЕ?»

С.Когогин: Но сегодня мы уверены, что примерно 3,6 миллиарда заработали (по итогам 9 месяцев сообщалось о заработанной чистой прибыли в 2,5 млрд. рублейприм. авт.). Я называю цифры только прямые, касающиеся КАМАЗа, а вообще есть неконсолидированный доход на наших совместных предприятиях, в 2012 году он был 40 миллиардов, в этом году будет несколько выше. Прибыль мы консолидируем, думаю, где-то около 1 - 1,2 миллиарда будет еще от совместных предприятий прибыль.

Мы диверсифицировали свое производство, привлекли инвестиции, поделили инвестиционные риски с нашими партнерами. Как правило, это лучшие в мире независимые производители автокомпонентов и наш акционер Daimler, конечно. Больше 2 тысяч Mercedes грузовых уже произведено в России.

Д.Медведев: С акционером все в порядке? Работаете нормально? Дружите?

С.Когогин: Конечно, дружим. Они очень заинтересованы в нашем рынке, потому что это сегодня четвертый рынок по коммерческим автомобилям в мире...

Д.Медведев: Причем рынок реально растущий, рынок огромный не только по емкости, но и просто по своему масштабу.

С.Когогин: И у нас ведь очень большой процент автомобилей, которые имеют очень большой срок службы.

Д.Медведев: Это правда.

С.Когогин: То есть 15, 20, 25 лет — мы делаем эти расчеты.

Д.Медведев: То есть замещение парка будет также создавать условия для развития...

С.Когогин: Даже если экономика падает, если мы создаем условия для обновления парка, то рынок гарантированно будет...

Д.Медведев: Будем надеяться, что экономика все-таки сильно падать не будет, а будет расти. Хотя, конечно... Почему мы так подробно об этом говорим? Скажем, объем продаж и легковых, и коммерческих автомобилей напрямую увязан с состоянием дел в экономике — здесь прямая зависимость. И, конечно, за всеми этими показателями нам нужно следить и принимать решения на упреждение. Давайте их и обсудим.

P.S. Отметим, что стенограмма разговора приведена не полностью. Но о чем еще говорил глава правительства России с рулевым КАМАЗа, в настоящее время осталось тайной за семью печатями. Олег Афанасьев — руководитель пресс-службы ОАО «КАМАЗ», лишь сообщил газете «БИЗНЕС Online», что подобные встречи руководства КАМАЗа с первыми лицами страны проходят регулярно, не более.