Артем Симаков
Артем Симаков, подозреваемый в убийстве водителя такси, признан вменяемым

ПРИЗНАН ВМЕНЯЕМЫМ

Подозреваемый в убийстве водителя такси Вячеслава Будырина 18-летний Артем Симаков по результатам судебно-психиатрической экспертизы был признан вменяемым. Об этом сегодня газете «БИЗНЕС Online» сообщил старший помощник руководителя следственного комитета РФ по РТ Андрей Шептицкий.

«Судебно-психиатрическая экспертиза завершена, подозреваемый признан вменяемым», — рассказал он.

На этой неделе Симакову будет предъявлено обвинение по ст. 111 ч. 4 УК РФ «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего». Согласно данной статье, ему грозит лишение свободы на срок до 15 лет с ограничением свободы на срок до 2 лет либо без такового.

Трагедия, потрясшая Казань своей жестокостью, произошла в ночь на 17 сентября прошлого года. Рано утром в одном из дворов города дворник увидел белую Daewoo Nexia с находившимся без сознания таксистом Будыриным. По горячим следам оперативники задержали 18-летнего Симакова — бармена одного из кафе Казани, ранее занимавшегося боксом. На допросе тот признался, что, будучи пьяным, сам спровоцировал конфликт с таксистом: вызвав машину, он обвинил водителя в том, что тот слишком долго ехал (с момента заказа такси прошло 10 минут). Симаков в грубой форме потребовал от таксиста открыть перед ним дверь, а получив отказ, жестоко избил мужчину. Все это происходило на глазах приятеля и девушки задержанного.

Избитый Будырин потерял сознание, Симаков же с приятелем, положив его на заднее сидение его же машины, отправились кататься по городу. Во время поездки Симаков продолжал бить Будырина. В какой-то момент нетрезвый приятель Симакова не справился с управлением автомобиля, в результате чего машина получила серьезные повреждения. После этого злоумышленники бросили авто и ее владельца и скрылись.

В больнице Будырину поставили диагноз «перелом основания черепа и кома второй степени». Мужчина пролежал в реанимации больше месяца и скончался, так и не приходя в сознание.

Проститься с Вячеславом Будыриным пришли более 30 таксистов

28 октября 2013 года Будырина похоронили на Арском кладбище Казани. В тот день десятки автомобилей такси различных таксомоторных служб, даже нарушая правила, парковались на улице Ершова, возле кладбища. Проститься с коллегой пришли более 30 таксистов. Будырина похоронили на 10-й центральной аллее Арского кладбища, которое фактически уже давно закрыто для захоронений по причине отсутствия мест. А церемония погребения Будырина проходила по иудейским канонам: прочитать молитвы над гробом усопшего был приглашен раввин.

Добавим, что приятелю Симакова, который сейчас находится под домашним арестом, уже предъявлено обвинение по статье «Угон».

ЭТО ФАКТИЧЕСКИ ТО ЖЕ САМОЕ УБИЙСТВО

Адвокат Айрат Хикматуллин, известный по участию в защите обвиняемых в организации ОПГ «Перваки», рассказал «БИЗНЕС Online», что в случае признания Симакова невменяемым, он вполне мог бы оказаться на свободе через пару лет после решения суда.

«В отличие от тюрьмы, у подозреваемого в случае признания его невменяемым есть шанс остаться на свободе, — говорит Хикматуллин. — Теоретически, если бы ему дали, например, 10 лет общего или строго режима, то в случае с невменяемостью он может полежать год-другой в больнице и его могут выпустить. Некоторые называют признание человека невменяемым «отмазкой», но здесь нужно четко понимать, что он не «отмазался», а невиновен. Если человек действительно невменяем и не осознает, что он делает, то он невиновен, так как не совершал преступление осознанно.

В прошлом году водители такси еще три раза попадали в криминальную хронику в виде пострадавших

Я бы не ставил вопрос так, что признание подозреваемого невменяемым может сократить ему срок. Либо человек отдает отчет своим действиям, либо нет. Если у него действительно заболевание, при котором он не отдавал отчета своим действиям, то фактически можно сказать, что этот человек невиновен. Он не осознавал своих действий не оттого, что сам виноват — напился или находился в состоянии наркотического опьянения — а именно в силу заболевания. И он не виноват, что страдает таким заболеванием.

Если психиатрия признала бы подозреваемого недееспособным и невменяемым, значит он невиновен. Другой вопрос, что он все равно остается опасным для общества, поэтому его необходимо лечить в принудительном порядке. Его кладут в больницу и лечат до тех пор, пока он не перестает быть опасным. В принципе, как правило, если заболевание очень серьезное, то и лечение будет длительным. Сами понимаете, принудительное лечение в психиатрии, наверное, ничуть не лучше тюрьмы», — отметил адвокат.

По его словам, бывают случаи, когда человек может выздороветь или получить улучшение через какой-то период времени, или его состояние по медицинским показаниям стабилизируется, и он перестает быть опасным для общества. Тогда его могут выпустить на свободу, оставив на учете или под наблюдением врача.

ТРЕВОЖНАЯ КНОПКА ВМЕСТО «ДОМКРАТА»

Полистав данные оперативной сводки МВД по РТ, газета «БИЗНЕС Online» обнаружила, что в прошлом году водители такси еще три раза попадали в криминальную хронику в виде пострадавших (если отбросить мелочь, вроде краж). Так, в феврале двое молодых людей из Самарской области напали на подвозившего их водителя LADA Priora одной из таксомоторных компаний Казани. Будучи пьяными, они попытались задушить водителя шнурком-удавкой, а затем на трассе М7 выбросили его из машины. По случайности это заметил сотрудник ГИБДД, в результате нападавших удалось задержать, а водителя — спасти.

В июне был убит таксист из Бугульмы, а его обгоревшая машина с сожженным телом внутри была найдена между деревнями района. Это преступление сотрудники полиции раскрыли быстро и через сутки задержали молодого человека 1987 года рождения. Он рассказал, что остановил автомашину, по дороге пожаловался водителю на проблемы в личной жизни. Услышав от таксиста неприятное замечание в адрес своей бывшей девушки, набросился на него и задушил. Тело решил сжечь, скрывая следы своего преступления...

Фигурантом еще одного дела стал сам сотрудник полиции. В июле суд признал начальника отделения экономической безопасности и противодействия коррупции отдела МВД России по Чистопольскому району республики 29-летнего Ивана Корнева виновным в нанесении побоев, совершенных из хулиганских побуждений, и превышении должностных полномочий. Оказалось, что в Чистополе Корнев просто не смог разъехаться с двигающимся ему навстречу таксистом на перекрестке. Тогда он вышел из машины и избил водителя.

Как убедилась газета «БИЗНЕС Online», сила и ловкость таксистов пока остаются самыми эффективными средствами при непредвиденных обстоятельствах. Раньше таксисты в случаях, угрожающих их жизни, использовали рации. Например, сигналом бедствия у некоторых водителей являлось слово «домкрат», которое они говорили по рации. Находящиеся неподалеку от попавшего в беду коллеги таксисты тут же бросали свои дела и стягивались на помощь.

По словам водителя таксомоторной службы «Татарстан» Александра Неймана, после того, как в такси запретили использовать рации, на смену «домкрату» пришла тревожная кнопка, которой оснащены таксометры в автомобилях таксистов. Но и она не всегда поможет, считает таксист.

«На нее не во всех случаях успеешь нажать. Она включена в программу таксометра. Если успеешь ее нажать, сигнал о происшествии принимает диспетчер. Он перезванивает тебе на телефон, спрашивает, что случилось и дает команду другим таксистам, которые находятся неподалеку от тебя, приехать на помощь. Пока диспетчер всем сообщит, пока ближайшие машины подъедут — это опять-таки время, — рассказал Нейман. — Если что-то серьезное случится, коллеги могут не успеть подъехать. Если диспетчер не дозванивается до водителя и понимает, что что-то случилось, он сам дает команду «тревога» и направляет на место происшествия ближайших таксистов. Вот такая система безопасности существует сегодня в такси».

По словам представителя компании, такие кнопки тем не менее не раз выручали водителей от пассажиров-дебоширов.

Владимир Кудряшов
Владимир Кудряшов: «Посоветовал бы таксистам использовать видеорегистратор, который ведет как уличную запись, так и запись внутри салона, чтобы в случае конфликта можно было разобраться»

«ТАКСИСТЫ НЕ ЗАСТРАХОВАНЫ ОТ ПОДОБНЫХ СЛУЧАЕВ»

Генеральный директор компании «Белый Барс» Владимир Кудряшов также считает, что таксистам в случаях с буйными клиентами приходится рассчитывать только на себя.

«По большому счету таксисты не застрахованы от подобных случаев. Водитель психологически должен оценивать, кого он везет. Как правило, такие случаи происходят, когда водитель берет пассажира с улицы, а не по заявке. Потому что в случае с заявкой есть телефон, который в случае чего станет зацепкой для полицейских.

У нас каждый месяц проходят инструктажи с водителями, где мы рекомендуем им не связываться с неадекватными клиентами.

Что можно посоветовать водителям в случае встречи с пьяными и неадекватными клиентами? — продолжает Кудряшов. — Лучше не вступать в перепалку, не идти на конфликт, высадить пассажира, пусть он и не заплатит деньги. Еще я бы в обязательном порядке посоветовал таксистам использовать видеорегистратор, который ведет как уличную запись, так и запись внутри салона, чтобы в случае конфликта можно было разобраться. У нас был случай, когда клиентка пожаловалась, что наш таксист приставал к ней. А когда мы посмотрели запись с видеорегистратора, оказалось, что она была пьяная, пыталась на ходу выйти из машины. Она обратилась с заявлением в полицию, а мы предоставили запись. В итоге ее привлекли к ответственности за лжесвидетельство», — отметил он.