Один из самых известных российских ученых - глава Курчатовского института Евгений Велихов (академик РАН, секретарь Общественной палаты) предрекает полный крах нынешней экономической модели и считает, что России для выживания необходимо развивать четыре ключевые технологии и позаимствовать некоторые элементы своего недавнего прошлого.

КРИЗИС – ТЯЖЕЛАЯ БОЛЕЗНЬ

- Евгений Павлович, а может, кризис - это испытание во благо, призванное излечить нашу страну от некоего "ожирения мозгов", эйфории шальных нефтедолларов? Не станет ли он толчком для серьёзных преобразований?

- Кризис не может быть благом. Это тяжёлая болезнь, которая больно ударяет по людям. У нас уже свыше 6 миллионов безработных. Но "казино-капитализму" действительно пришёл конец. Другой вопрос, какой выйдет из кризиса Россия. Сегодня это не просто шанс, это условие выживания. В противном случае мы угробим страну. Рекомендации Общественной палаты по этому поводу мы передали Владимиру Путину. Несколько основных моментов. Должна быть сделана ставка на развитие внутреннего рынка. Ориентир на внешнюю конъюнктуру должен остаться в прошлом. Это будет стимулировать и активность населения. Апатия граждан не способствует развитию. Второй момент, без которого невозможно говорить уже ни о каком развитии, - создание среды, поощряющей и облегчающей инновационную деятельность. Если мы хотим занимать лидирующие позиции в мировой экономике, то должны развивать четыре ключевые технологии, которые будут способствовать выходу из кризиса, - это нано-, биотехнологии, информационные и когнитивные (то есть технологии сознания).

МЫ НЕ ВОСПОЛЬЗОВАЛИСЬ ШАНСАМИ

- Но в период латания дыр на финансирование отраслей, которые вы назвали, денег может не хватить.

- Конечно, американцам, которые решили выделить 20 миллиардов долларов на науку, проще. Они доллары печатают. У нас финансирование должно быть точечным, размазывать деньги сейчас невозможно! Достаточно создать несколько научных центров мирового уровня, где сосредоточатся лучшие отечественные умы. При достойном финансировании эти центры притянут исследователей и из других стран. Кроме того, мы должны развивать у нас малые компании, специализирующиеся на высоких технологиях, - такие успешно действуют во всём мире…

- Но до кризиса в стране было полно денег, а наука почему-то оставалась сиротой. Те, у кого были деньги, покупали яхты и самолёты, а о создании научной базы и не думали.

- К сожалению, прежними шансами мы не воспользовались. Потому что те, у кого были деньги, считали источником благосостояния страны вовсе не науку, а "кэш", наличность. На науку они смотрели так: надо будет - купим! Олигархи - особая каста, и, видимо, они скоро вымрут, как динозавры.

- Говорят, Карл Маркс сейчас - самый модный экономист на Западе, к социалистической экономике там питают особый интерес. Как человек, проживший большую часть жизни при социализме, что бы вы взяли из той эпохи в сегодняшний день?

- Прежде всего - культ знания. Государство всячески способствовало образованию граждан. Кстати, судя по опросам, и сегодня качественное образование является приоритетом для большинства россиян. Правда, само это понятие зачастую подразумевает покупку престижного диплома. Ещё - позаимствовал бы некоторые элементы системы здравоохранения и… плановую экономику. Не в смысле "планов громадьё", а с точки зрения согласованности элементов хозяйственной системы.

Когда конкурирующие между собой предприятия думают только о частной выгоде, никакой пользы для общества, государства от этого нет. Посмотрите, даже муравьи вынуждены действовать согласованно. Если бы они только соревновались друг с другом, то никогда муравейника бы не построили. Сейчас цель в виде стратегии-2020 вроде бы найдена. Стратегическое планирование, целеполагание необходимы, но в условиях кризиса планы должны быть гибкими. Мои приятели в крупных нефтяных компаниях в Америке, например, говорят: "У нас всё по плану, но мы меняем его каждые три месяца!"

"АиФ"