Август 2013, Швеция. Я стою на берегу Балтийского моря. Дует сильный ветер. Холодно. Я одет в зимний свитер и думаю о том, что зря не надел куртку. В это время в воду лезут люди в черных гидрокостюмах с белыми шапками на голове. Всего 2034 человека. Я наблюдаю. Сегодня у них «самый длинный день в жизни». Им предстоит проплыть 4 км в холодной воде, потом проехать 180 км на велосипеде и еще 42 км пробежать. Это знаменитый Ironman. Соревнование, которое сегодня испытает всех. Потому что на берегу тоже стоит толпа, тысячи три болельщиков, друзей, родственников. Все переживают.

Сейчас дадут старт. Мое сердце бешено колотится: где-то там в этом огромном косяке белых шапочек стоит по пояс в воде мой младший брат. И я не знаю, что его ждет и добежит ли он до финиша. Перед стартом мы с ним обсуждали, как он это сделает. Он говорит, что не представляет как, просто будет двигаться в нужном направлении. Старт для всех в 7 утра, финиш закроют в 23:00. Кто не успел — милости просим на следующие соревнования.

Дали старт, остается только ждать и надеяться. Время тянется бесконечно. Ждем до самого вечера. Ждем... Ждем... И вот уже я стою на финише и ору во все горло от счастья. На табло рядом с результатом 11 ч. 33 мин. появляется надпись «Ильнар Исмагилов». Он стоит, а слезы просто текут по его лицу. И меня мучает вопрос только один: что он пережил? Оказывается, что последние 6 часов он себя уговаривал идти дальше. Сначала кончились силы, потом кончились эмоции, позже невыносимо заболели ноги, и остался только характер. В голове только одно: «Сходи... Сходи... Не мучай себя... Сходи с дистанции». Он так и скажет — дошел на характере.

ironman2.jpg

«ДОЖИВЕТ ЛИ МОЯ КОМПАНИЯ БЕЗ ВОЗДУХА, ПОКА МЫ БУДЕМ ВСПЛЫВАТЬ?»

Декабрь 2008 года. Казань. Я стою на залитой светом сцене в ресторане 5-звездочного отеля. В зале 120 человек празднуют Новый год. Это вся наша команда управленцев. Аплодисменты. Овации. Я говорю тост: «Поздравляю с Новым годом! Это самый удачный год за всю историю компании! Говорят, что в стране кризис. И даже «Газпром» отменил корпоратив. А мы нет!» В зале хохот, все поднимают бокалы. Настроение зашкаливает.

Тогда я еще не знаю, что нас впереди ждет зубодробилка. Следующие полтора года я не смогу себе позволить зайти в «Бахетле». Моя компания будет задерживать все без исключения платежи. Даже зарплату мы за один месяц попросим сотрудников не брать. И многие не возьмут! (Через два года мы все вернем). Мы просрочим всем банкам, поставщикам, подрядчикам и даже родственникам.

И вот я не знаю, что делать. Перестал проводить собрания. В основном молчу. Сначала молчу на работе, потом дома, сидя на диване. Молчу, оказывается, уже полгода. Изо дня в день. Внутри пусто. Близкие переживают — не свихнусь ли я?

Перечитал все доступные статьи и всю информацию про кризис. Нашел интервью Уоррена Баффета — самого успешного инвестора в мире с состоянием в $56 миллиардов. Он говорит, что видел города и целые страны в руинах после Второй мировой, так что кризис его не пугает. Гениально! Вот, думаю, и позитив. Город мой не разрушен. Войны нет. Руин тоже. И второе, что мне помогло, — фраза с глубоким на тот момент для меня смыслом: «Ничто не катится вечно вниз». Вопрос лишь один: где дно? И доживет ли моя компания без воздуха, пока мы будем всплывать?

А всплывать не дают. Там, наверху, в лодке сидят кредиторы. Они внимательно следят за тонущими. А тонут все. И люди в лодке выбирают, кого спасти, ведь мест в лодке на всех не хватит. Решают, у кого просто рюкзачок с хорошими залогами забрать, а кого придется тащить целиком. Так как возиться с плохими залогами — дело неблагодарное. И даже самые большие союзники, сидящие в лодке, отворачиваются.

В нашем банке просрочка была у 100% клиентов (так по большому секрету сказал мне знакомый банкир). А нас давила с особым удовольствием, можно сказать, с наслаждением, коллекторская служба банка. И вот мне больше нечего предъявить: денег нет, сил тоже, эмоции — понятно какие. Остается лишь характер. И каждый день тянется, как на Ironmanе.

КАК ДОЙТИ ДО ФИНИША ГОДА IRONMAN

Январь, 2014 год. Россия. Вся страна на старте Ironmanе. Особенно экономика. Впрочем, пока Олимпиада в Сочи не завершится, старт не дадут. А потом наступит настоящий год Лошади — будем бежать в пене.

Пока же остается ждать и верить, что 2014 год будет не слишком плохим. В прошлом году прогноз роста ВВП страны понижали три раза. А реальность оказалась хуже самого пессимистичного прогноза. Банки под конец года разваливались с необычайно высокой для здоровой экономики скоростью. И процесс продолжается. Доллар и евро выбрали свой путь наверх, и это еще только начало года. Доверие к банкам, не входящим в число самых крупных, продолжает таять, как мартовский снег. Люди ринулись за вкладами. И все знают, что только 700 тыс. рублей государство обещает спасти. А у многих заморожены счета вместе с операционными деньгами.

Каждый день приближается момент истины для бизнеса. Момент старта. Только, в отличие от Ironmana, это будет не один день испытаний. И здесь за участие мы заплатим не $1 тысячу. Думаю, год Лошади испытает всех, независимо от того, решили вы участвовать в забеге или будете просто смотреть. Поддержки ждать неоткуда. Инвестиций в страну все меньше.

фото-2-(1).jpg
На табло рядом с результатом 11 ч. 33 мин. появляется надпись «Ильнар Исмагилов»

Как выжить и преуспеть в таких условиях? Попробую обобщить свой опыт.

Первое и самое быстрое. Урезайте все личные расходы. Абсолютно все. Все, к чему привыкли и что является неотделимой частью вашего «я». Урезать свои расходы можно быстро и эффективно. Мне, например, не хватало денег на бензин. Маршруты продумывал до мелочей, чтобы не пришлось толкать авто на заправку. Ездил на лампочке. Заправлял Mercedes на 200 рублей.

Второе. Продайте автомобиль, купите подешевле. Пострадает ваш престиж, но это лучше, чем увидеть крах компании из окна престижного авто. Правда, это не всегда получается во время общего кризиса. Я сам пытался продать свой автомобиль три раза, но никто не взял.

Третье и самое важное. Ищите возможность рефинансироваться, пока не начали просрочивать платежи в банк. Переговоры начинайте уже завтра! Просроченный кредит практически невозможно напрямую рефинансировать. Плюс ставка кредита будет более адекватна, если придете заранее, а не с ворохом проблем. Заходите и оставляйте заявки во все банки, не бойтесь. Это цивилизованно! Вы клиент и ищете себе лучших условий и лучшего партнера. Ваши клиенты поступают точно так же. Не переживайте за свой банк, потому что он и без вас знает, что делать. Плюс к этому все друзья, родственники, знакомые и даже сосед, с которым раньше не здоровались, могут оказаться полезными. Наступите на горло своей гордости — и вперед! В моем случае я момент упустил. В итоге готов был брать деньги на любых условиях. И нашел небольшую сумму под 5% в месяц. Это продлило жизнь компании на 30 дней.

Четвертое. Определите, что для вас самое главное из того, что под ударом. Спасти все не получится. Смиритесь с этим! В моем случае я продал три мойки, еще две закрыл. Больно, но эффективно. Опередите банк. Начните искать покупателей на свои залоги. Если повезет, найдете партнера, у которого при желании в будущем сможете выкупить все свое ценное имущество обратно. И цена будет более сносной. В моем случае мой банк не дремал, присылал покупателей на залоги за 30% от цены! Переговоры оказались настоящим унижением. Люди смотрят на меня, как на живой труп. В глазах сожаление... Но я еще жив и верю в это.

В итоге мне повезло. А могло не повезти, как рухнувшим в прошлый кризис компаниям-гигантам нашей республики. По-человечески повезло. Друг за руку отвел меня к нужному человеку, банкиру. Смотрит мне прямо в глаза и говорит: «Деньги дам. Какой залог?» Мне горько и смешно. Какой залог у человека, который все заложил и не платит в банк четыре месяца? Никакого! Ха-ха! Но мне поверили и все. Конец моим терзаниям — я победил. Я обогнал Лошадь!

Владелец сети автомоек «Мойдодыр»
и станций шиномонтажа «Пятое колесо»
Айдар Исмагилов

ironman3.jpg