ПРИЧИНА — ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР

Сегодня в «Российской газете» опубликовано большое интервью генпрокурора Юрия Чайки. Глава надзорного ведомства рассказал в нем не только о состоянии преступности в стране, коррупционерах-чиновниках, вывозе капитала за рубеж, но и выразил свою позицию по авиакатастрофе в Казани. Чайка признал, что с безопасностью на воздушном транспорте действительно есть проблемы, причем серьезные. Приводим фрагмент интервью генпрокурора:

«Да, действительно, ситуация с безопасностью на воздушном транспорте вызывает у нас серьезные опасения. В июне мы провели в Генпрокуратуре межведомственное совещание, где обсуждались меры по снижению рисков в гражданской авиации.

Согласно заключениям проведенных международным авиационным комитетом расследований, причиной происшествий в большинстве случаев является человеческий фактор. Катастрофа «Боинга-737» в Казани еще раз подтвердила наши выводы о недостатках при подготовке пилотов, выдаче и продлении сроков действия свидетельств авиационного персонала. Поэтому при проверке мы особое внимание уделяем процедуре выдачи свидетельств авиационному персоналу. Ведь на протяжении длительного времени отсутствовала необходимая нормативная база. В результате консолидированных усилий в августе прошлого года правительство утвердило соответствующие правила. В начале этого года они вступят в силу. Я уверен, что комплексные меры, принимаемые сейчас не только прокуратурой, весьма положительно скажутся на безопасности полетов.

После катастрофы на место незамедлительно выехала комиссия Генпрокуратуры. Кроме того, по всей стране была организована внеплановая проверка исполнения закона в сфере обеспечения безопасности полетов. Вывод комиссии: управление безопасностью полетов в авиакомпании «Татарстан» осуществлялось неудовлетворительно. За два года было допущено 28 авиационных событий. Несмотря на это, вопросам безопасности в авиакомпании должного внимания не уделялось. Имело место несоответствие руководителей авиакомпании квалификационным требованиям. Например, у генерального директора не было необходимого профессионального образования и стажа работы в авиации. Более того, руководящие работники авиакомпании были незаконно аттестованы на свои должности. По итогам рассмотрения актов прокурорского реагирования аттестация гендиректора аннулирована, он уволен.

Кроме того, к полетам допускались члены экипажей воздушных судов с незаконно выданными свидетельствами пилотов. В частности, командир разбившегося самолета имел подложное свидетельство пилота. Свидетельство второго пилота также было получено незаконно при отсутствии необходимой летной практики. Материалы по этим фактам переданы в следственный комитет для организации уголовного преследования».

Отметим несколько важных моментов из интервью генпрокурора. Во-первых, на столь высоком уровне впервые звучат слова о том, что командир «Боинга» и второй пилот имели незаконно полученные свидетельства пилотов. До сих пор эта тема обсуждалась с достаточной степенью осторожности. В частности, премьер-министр России Дмитрий Медведев после ознакомления с предварительными причинами крушения заявил, что «случай очень странный», и советовал не торопиться с выводами. Во-вторых, после заявления генпрокурора о том, что многие руководящие сотрудники авиакомпании «Татарстан» — а в данном случае он говорит не только об экс-Аксане Гиниятуллине — имели незаконную аттестацию, есть вопросы относительно их будущего. Однако из комментария Чайки все же неясно: после передачи материалов проверки в следственный комитет кто именно будет подвергаться уголовному преследованию по поводу липовых свидетельств, выданных пилотам, те, кто выдавал такие документы, или кто-то из- топ-менеджмента АКТ.

Попытка «БИЗНЕС Online» получить комментарий руководства АКТ не увенчалась успехом — телефон и.о. гендиректора компании Руслана Шакирова был недоступен.

«У НАС СИСТЕМНЫЕ НЕДОСТАТКИ»

В разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» эксперты удивились тому, что генпрокурор заговорил об этой проблеме только сейчас, хотя она была известная и ранее. При этом глава надзорного ведомства оставил за бортом более глобальные проблемы в российской авиации, считают специалисты.

Олег Смирнов — председатель комиссии гражданской авиации общественного совета Ространснадзора, бывший замминистра гражданской авиации СССР, заслуженный пилот СССР:

— Чайка — генеральный прокурор России. И то, что он обратил внимание на сегмент гражданской авиации, похвально, но это маленький частный аспект. Мы бы хотели, чтобы генпрокурор обратил внимание на системные недостатки нашего государства в регулировании гражданской авиации — вот о чем должен говорить генеральный прокурор, а не прокурор районного масштаба.

Дело в том, что в последние годы мы занимаем лидирующие позиции по количеству авиакатастроф в мире. Почему генпрокурор не задается этим вопросом? Почему именно Россия работает наравне с Африкой? Мы уже опустились до такого уровня, что Африка — наш единственный в мире конкурент, в то время как Австралия и соседняя Финляндия полвека не имеют ни одной катастрофы? Вот какие вопросы должен задавать генпрокурор. Если бы он задал и изучил их, он убедился бы, что существуют системные ошибки, которые приводят по одним и тем же причинам к авиакатастрофам. Это говорит о неэффективности государственных органов регулирования.

Кто бы что ни говорил, а наивысший критерий истины — практика. А практика говорит, что мы худшие в мире. Почему? Потому что у нас системные недостатки. Первый: мы единственная страна в мире, не имеющая единого полномочного органа регулирования гражданской авиации. Вторая проблема, непонятная для нас, профессионалов: в США расследует авиационные происшествия независимая государственная организация NTSB, директора которой назначает президент. Предписания этой организации обязательны к исполнению. А у нас такой организации нет. У нас расследует МАК, но в то же время сертифицирует самолеты. Такого в мире нет. На эти системные вопросы генпрокурор Чайка должен обратить внимание. Пока мы их не решим, будет перекладывание вины на плечи погибшего экипажа — это пустая работа, это не так. Человеческий фактор надо искать не только в экипаже. И в Перми, и в Казани вина не экипажа, а организации летной работы, которая допустила неподготовленный экипаж к штурвалу. Вот причина. Человеческий фактор надо искать именно там. Получается виновником только командир корабля, а чиновники, которые регулируют гражданскую авиацию? А тот, кто ввел системы коллективной безответственности — не человеческий фактор? Еще один системный парадокс: ни у одной из семи нянек не прописана ответственность за безопасность полетов. Откуда ей тогда взяться?

Россия является членом международной организации ИКАО. Перед ИКАО, куда входят 195 стран мира, несет ответственность не авиакомпания, не аэропорт, не завод или фабрика, а государство. Если это персонифицировать, то ответственность несет старший в стране — президент. Так вот президент был обязан перенести эту ответственность на плечи некой вертикали органов госрегулирования. А вот этого не сделано. Это трагическая системная ошибка, из-за которой будут продолжаться авиакатастрофы, если мы ее не решим. Вот о чем должен говорить Чайка — генпрокурор страны, а не какого-то района.

Олег Пантелеев — руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт»:

— Работа авиационных учебных центров, которые проводят подготовку летного персонала, регламентируется авиационными правилами. Все эти центры проходят, безусловно, лицензирование. Росавиация допускает их к работе и выдает документы только после соответствующих проверок. Да, действительно есть опасения, об этом свидетельствуют и результаты проверки, проведенной Росавиацией, что взаимодействие ряда авиакомпаний с учебными центрами носит формальный характер, то есть в то время как пилоты продолжают выполнять полеты в самой авиакомпании, они якобы проходят обучение, повышение квалификации, переподготовку. Некоторые работы на бумаге оформляются, но по факту не проходят. Подобные факты вскрывали, это было известно и ранее.

Можно сказать, что проведенная массовая проверка прокуратуры в действительности тоже не является первой. Сами по себе авиационные учебные центры регулярно подвергаются проверкам. То обстоятельство, что этим проблемам придали особое значение только сейчас, тоже вызывает определенное непонимание. Об этой проблеме было известно компетентным органам и лицам и ранее.