«ПАВЛИК, ЧТО ХОРОШЕГО ВЫ В ЭТОМ ЛЕСУ НАШЛИ?»

Сегодня федеральные СМИ со ссылкой на источники в правоохранительных органах сообщили, что к громкому теракту на железнодорожном вокзале в Волгограде, в котором, по последним данным, погибли 16 человек и 44 получили ранения различной степени тяжести, может быть причастен уроженец Марий Эл Павел Печенкин. Тем временем следственный комитет сегодня же подтвердил просочившуюся в интернет информацию о том, что смертником во втором теракте — подрыве троллейбуса в том же Волгограде, в результате которого погибли 14 человек — мог быть мужчина. Его останки сейчас направлены на генетическую экспертизу.

Как выяснилось, 32-летний Печенкин в 2003 году окончил зеленодольское медицинское училище, после чего пять лет работал фельдшером скорой помощи в Казани. Об этом стало известно после того, как имя предполагаемого смертника было обнародовано — пользователи сети обратили внимание на видеозапись, которая появилась в сети в сентябре. На ней родители Печенкина рассказывают информационному агентству Дагестана об исчезновении своего сына. По их словам, их сын в 2011 году поехал на заработки в Москву, но затем пропал. Попытки найти его были тщетны. Родители рассказали, что в январе 2012 года Печенкин принял ислам и взял имя Ансар ар-Руси. До своего отъезда в Москву он пять лет работал фельдшером в Казани, ездил по вызовам скорой помощи. Семейство Печенкиных признается — сын, исчезнув, ушел в «лес», встал на путь радикального ислама.

— Павлик, пожалуйста, вернись — мы на все готовы, — обращается к сыну Фаназия Печенкина через видеоролик в YouTube. — Даже правоохранительные органы нам сказали, что за тобой ничего кровавого нет. Только 208 статья (ст. 208 УК РФ — «организация незаконного вооруженного формирования или участия в нем»прим. ред.). А если ты вернешься, с тебя ее снимут. Подержат два-три часа и потом ты вместе с нами поедешь домой. Павлик, и все те, кто с ним в лесу, вернитесь и вы тоже, вас тоже семьи дома ждут. Что хорошего в лесу вы в этом нашли? В Махачкале очень доброжелательные люди — как тут можно воевать? Вы очень большой грех совершаете — пошли против власти, против своих родителей.

Родители говорят сыну, что живут в аду, не могут спокойно есть и спать, «катаются по полу от боли».

— Мать зашла в магазин, я схватился за сердце — ко мне тут же подошел молодой человек и спрашивает: «Я врач. Вам помочь?» Такой же, как ты! — не скрывая слезы говорит отец Николай Печенкин. — Может, чуть помоложе... Вертайся домой! Ты же помнишь, я сам тебе покупал мясо халяль — что тебе еще нужно?

Затем мать Печенкина рассказывает, как нашла на компьютере сына песню «Я моджахед», а отец добавляет, что сыну несколько раз звонили на мобильный телефон люди с «кавказским акцентом». Родители говорят, что Павел уезжал в Москву со своим товарищем по имени Артур. Последний вернулся домой осенью и сообщил, что в столице потерял связь с Печенкиным, выглядел очень напуганным.

— До сих пор не верится, что наш сын, который всех жалел, состоит в так называемых неформальных организациях — как здесь говорят, бегает в лесах, — продолжает безутешный отец. — Паша, ты все-таки вертайся, но пусть на твоих руках будет кровь от ран, которые произошли в быту, на дороге, на производстве...

ОТВЕТ СЫНА

Вскоре в сети был найден и ответ Печенкина. Он, посмотрев видеообращение родителей, решил записать свое послание.

— Грустно было видеть ваши слезы, печально, — говорит парень на фоне черного флага с арабской вязью. — Когда я понял, что это ваше обращение, я не хотел его смотреть — думал, оно ослабит меня, и я раскисну.

Затем Печенкин объясняет, зачем он приехал в Дагестан, принял ислам, рассказывает, как он понимает те или иные отрывки из священной книги Коран, зачитывает цитаты из писания. Его риторика схожа с теми посланиями, которые записывали «моджахеды Татарстана» — Печенкин ругает так называемых «кяфиров», рекомендует матери принять ислам.

— Отец, мы не думаем убивать детей, — говорит Печенкин. — Не я один здесь такой, чьи родители плачут и просят вернуться. У кого-то здесь отца парализовало на нервной почве, кто-то оставил двоих детей, жену беременную. Если бы вы знали, что ваши слезы не стоят того, из-за чего вы плачете — вы меня призываете идти в огонь. Если бы я поддался на ваши уговоры и вернулся домой, я бы вошел в огонь, который в 70 раз жарче. В данный момент это является искушением. Имущество, семья и дети — это искушение, которое может нас остановить на пути Аллаха. Не так просто выйти на путь Джихада. Одумайтесь, посмотрите мои записи и записи других братьев.

«ПЕЧЕНКИН ВСЕГДА ДЕРЖАЛ КУРС НА КАЗАНЬ...»

Корреспондент «БИЗНЕС Online» связался с Александром Лазебным — директором медицинского училища Зеленодольска, в котором Печенкин учился на фельдшера в 2000 - 2003 годах.

«Павел Печенкин поступил к нам на учебу в 2000 году на коммерческое отделение, закончил в 2003 году. Он сам из Волжска, Марий Эл, по национальности он татарин. Родители — обычные работяги: мама — швея на фабрике, отец — наладчик этих швейных машин. Учился он неровно — «тройки», «четверки», «пятерки» — всякие оценки есть. Завершил учебу и потом работал на скорой помощи в Казани. Он даже не хотел переводиться в Волжск, где также есть учреждение, подобное нашему, потому что он брал курс на Казань. «Иначе меня не возьмут на скорую помощь в Казани с волжским дипломом», — говорил он мне. У нас сейчас преподавателями работают люди, которые вместе с ним трудились на скорой помощи, и ничего о нем сказать не могут плохого. Это был обычный парень средних способностей», — рассказал Лазебный.

По словам директора медучилища, во время учебы Павел ничего не говорил о религии. Однако позже, при общении с Печенкиным через интернет, некоторые выпускники медицинского училища, которые когда-то учились с ним, отмечали, что у него появились определенные религиозные мотивы.

«Внешне он изменился, говорят, бороду отпустил — это уже когда работал на скорой, — продолжает Лазебный. — Здесь он особенно ничем не выделялся — не был в плохих, и не сказать, что отличник был. Агрессии за ним не замечалось, иначе его бы сразу уволили со скорой — там разговор короткий, желающих работать много».

Директор отметил, что в медицинском училище очень удивлены последними событиями.

«Мы сейчас подняли его дело, смотрим, удивляемся. Впрочем, наверное, это надо все проверить, доказать, я считаю», — резюмировал Лазебный.

Газета «БИЗНЕС Online» вышла на связь с заместителем главного врача по медицинской части МУЗ «Станция скорой медицинской помощи города Казани» Рифатом Идрисовым. Но поговорить о Печенкине он не захотел и, услышав о том, что тот пять лет работал фельдшером в Казани, бросил трубку.