ПЯТЬ ЛЕТ ТЮРЬМЫ ЗА ПРИЗЫВЫ К РАЗВАЛУ РОССИИ

Сегодня президент РФ Владимир Путин подписал закон «О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации». Закон этот Госдума РФ приняла 20 декабря 2013 года, Совет Федерации одобрил 25 декабря. Перед Новым годом, по уже сложившейся традиции, власти преподнесли обществу «подарок». Так что предновогоднее настроение граждан вряд ли поспособствует бурному обсуждению закона в обществе и даже в интернете.

«Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, наказываются штрафом в размере до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до 300 часов, либо лишением свободы на срок до трех лет», — говорится в документе.

Еще строже будут наказывать СМИ, что и понятно, ведь они способны повлиять кардинально на настроения в обществе, разжечь либо притушить практически любой пожар. Поэтому те же самые призывы к сепаратизму, но уже сделанные с использованием СМИ и информационно-телекоммуникационных сетей, интернета, предполагают уже не только наказание в виде обязательных работ на срок до 480 часов, но и лишение свободы на срок до пяти (!) лет.

ОТДАТЬ СИБИРЬ КИТАЮ

Напомним, Госдума в первом чтении 17 декабря приняла закон, который был внесен КПРФ. По словам авторов, депутаты стремились не напугать граждан наказанием, а предостеречь их от антироссийской риторики. Потому документ получился достаточно мягким. В середине октября Геннадий Зюганов сообщил, что Путин поддержал идею о недопустимости призывов к сепаратизму. Позднее на встрече со студентами-юристами президент поддержал необходимость введения ответственности за высказывания, подвергающие сомнению территориальную целостность страны.

Кстати говоря, высказывания сепаратистского характера позволяют себе не только в национальных республиках. Например, в октябре в эфире радио «Эхо Москвы» либеральная журналистка, главный редактор журнала The New Times Евгения Альбац заявила, что готова отдать Китаю всю Сибирь, как раньше ее коллеги были готовы отделить от России Курильские острова и Кавказ.

Закон вступит в силу 9 мая 2014 года, в День Победы.

«ВЛАСТИ ПОСЛЕДНИЕ ДВА-ТРИ ГОДА ДЕЙСТВУЮТ В РАМКАХ ТУПОЙ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЛОГИКИ»

Появление новой статьи в Уголовном кодексе газете «БИЗНЕС Online» прокомментировали эксперты.

Павел Салин — директор центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ:

— В начале 90-х годов проблема сепаратизма была актуальна для многих территорий России, включая Свердловскую область, которая пыталась объявить себя Уральской республикой. Все 90-е годы эта проблема была актуальна для Северного Кавказа. В Чечне происходило неизвестно что, а руководство других республик очень внимательно следило за чеченским опытом, как бы находясь на низком старте. Сейчас ситуация с сепаратизмом на Северном Кавказе стабилизировалась по одной причине — северо-кавказские лидеры понимают, что без дотаций из России им не прожить. Там любой, кто делает сепаратистские заявления, — практически кандидат в покойники. С боевиками там поступают достаточно жестко, как я подозреваю, есть негласная команда живыми их не брать. Поэтому сейчас, несмотря на серьезные проблемы с терроризмом, в Дагестане идет гражданская война, пока удается ценой колоссальных усилий ситуацию держать под контролем.

А что касается Татарстана, складывается впечатление, что последние год-полтора происходят какие-то фундаментальные сдвиги, проблемы, которые до этого были в латентной форме, вышли на поверхность. Убийство Валиуллы Якупова прошлым летом стало неожиданностью и продемонстрировало то, что радикалы имеют очень серьезные позиции в республике. Москву это серьезно настораживает, потому что, скажем, когда в 90-е татарские власти разыгрывали карту сепаратизма, то тогда эти движения были под контролем властей, это была такая игра, элемент торга с федеральным центром. А сейчас, когда радикальные исламисты устраивают на нескольких десятках машин пробег, полиция этого не замечает и начинает предпринимать действия только после реакции федерального центра, создается впечатление, что сепаратистские процессы выходят из-под контроля. Проблема сепаратизма в Татарстане, думаю, будет обостряться.

Необходимо думать, как этот процесс замораживать. У федерального центра пока хватает сил сдерживать эти процессы в Северном Кавказе, таких же ресурсов на вторую точку, допустим, на тот же Татарстан, может и не хватить.

Сейчас угроза сепаратизма в Татарстане исходит от исламистов. В 90-е годы сепаратизм носил этнический характер. Чеченцы хотели создать свое независимое государство, татары — свое. Сейчас сепаратизм имеет наднациональный характер. Те же боевики на Северном Кавказе выступают не за независимость своих республик, а за создание единого исламского халифата как минимум на основе Северного Кавказа. Речь идет о сепаратистах, которые мыслят не национальными категориями, а конфессиональными категориями.

Если говорить о принятии нового закона, то у меня складывается такое впечатление, что власти последние два-три года действуют в рамках тупой административной логики. Когда есть проблема и ее нужно решать, они принимают закон по борьбе с этой проблемой, и создают ведомство по решению этой проблемы, и все по умолчанию считают, что проблема решена. У нас и так предусмотрены наказания за призывы к нарушению территориальной целостности страны. Если прежний закон плохо работает, зачем принимать еще один? Надо думать, почему прежний плохо работает. Не думаю, что принятие закона изменит ситуацию.

Алексей Мухин — директор центра политических технологий:

— Проблема сепаратизма в России, конечно же, есть. Всегда есть люди, которые пытаются заработать на этом финансовые средства либо политический капитал. Есть люди, которые совершенно искренне полагают, что национальные республики России вполне могли бы существовать самостоятельно. Но существует Конституция РФ, и нарушение этого закона должно караться со всей строгостью. Татарстан периодически «радует» федеральный центр тем, что в нем усиливаются сепаратистские настроения. Природа их происхождения понятна, поэтому федеральный центр с пониманием относится к подобным процессам. От региональных властей требуется одно — держать эту ситуацию под контролем. Такие выводы я делаю на основании анализа татарстанской прессы и заявлений, которые делают некоторые националистические организации. Ничего страшного я в этом не вижу, это нормальные процессы. Не следует подавлять сепаратизм военным образом, но регулировать эти процессы, чему и способствует закон, подписанный президентом РФ, нужно. Целостность Российской Федерации можно сохранить, исполняя ее законы и принуждая к их исполнению. Я не хотел бы показывать пальцем на тех, от кого исходит угроза сепаратизма, чтобы не усугублять ситуацию.

Алексей Панин — замгендиректора центра политической информации:

— Сепаратизм в бытовом ключе проявляется в заявлениях ряда одиозных преимущественно оппозиционных политических лидеров, например, хватит кормить Кавказ, и все из этого проистекающее. Выводы, которые из этого проистекают, и могут быть истолкованы, как призывы к сепаратизму. В данном случае речь идет и о дополнительной фильтрации тех лозунгов, которые позволяет себе ряд оппозиционных деятелей. Основная функция закона — снизить градус дискуссии в отношении этого вопроса, потому что современная политическая жизнь не предполагает на серьезном уровне такой дискуссии, как сепаратизация страны. Возьмем любого более или менее видного националистического деятеля, и понятное дело, что там можно будет найти разного рода призывы к сепаратизации. Основная функция закона — это прекращение всякого рода инсинуаций на предмет того, что страна будет дробиться. Будучи начатым этот процесс никогда не будет остановлен, потому что всегда есть регионы, которые могут заявить о своем намерении выйти из состава РФ, и под предлогом таких намерений выбивать себе дополнительные льготы, преференции от федерального центра. Если говорить о Татарстане, на мой взгляд, сейчас таких тенденций в татарстанском обществе мало. Сейчас все-таки, слава Богу, не начало 90-х годов, когда Татарстан, Башкортостан наряду с кавказскими республиками были едва ли не лидерами сепаратистских настроений. Тем не менее в радикально настроенных кругах в том числе и молодежных групп такие идеи имеют место, но повторюсь, это прежде всего маргинальные идеи, они не сильно распространены в татарском обществе.

ЗАКОН НЕ СООТВЕТСТВУЕТ СИТУАЦИИ НИ В ТАТАРСТАНЕ, НИ В РОССИИ В ЦЕЛОМ

Фандас Сафиуллин — депутат парламента РТ (с 1990 года), депутат Госдумы РФ третьего созыва (с 1999 года):

— Закон, я считаю, не соответствует ситуации ни в Татарстане, ни в России в целом. Что касается нашей республики, то разговоры о сепаратизме — это надуманные обвинения для того, чтобы прикрыть истинных российских сепаратистов, которые 12 июня 1990 года приняли решение о выходе из состава СССР, то есть о развале большой России. И чтобы это прикрыть, свалить вину на невиновных, были придуманы «сепаратизм» и «парад суверенитетов». Татарстанский суверенитет был объявлен, наоборот, ради сохранения страны. Потому что идея нашей декларации о суверенитете могла быть реализована только при существовании единой большой России под названием СССР. Не было республики более заинтересованной в антисепаратизме, то есть в сохранении единства большой страны. Суверенитет по-татарстански — это означало равноправие народов в рамках единой страны. Но, наверное, прошел срок давности по сепаратизму Верховного Совета России, развалившего СССР, и новый закон тех депутатов уже не будет касаться.

Фандас Сафиуллин
Фандас Сафиуллин


Зато по этому закону, похоже, может последовать наказание за любые разговоры о равноправии народов, о национальной политике. Один пример: по последним данным ВЦИОМ, больше 60 процентов россиян поддерживают лозунг «Россия для русских». Следовательно, они сепаратисты, они за отделение всех национальных республик. И всех этих людей можно подвести под новый закон, если понимать его буквально. И еще под действие закона попадают те, кто предлагает «не кормить Кавказ», отделить его. Это тоже сепаратисты, их тоже большой процент. Всех их можно оштрафовать — какая там сумма штрафа? — и таким образом Россия себе еще один бюджет заработает.

Рафаэль Хакимов — вице-президент академии наук РТ:

— Уже есть достаточное законодательство, и новый закон, он просто излишний. Тем более что нет в Российской Федерации сегодня ни республик, ни областей, ни тем более партий, которые были бы настроены сепаратистски. Есть отдельные неосторожные высказывания, но они вовсе не касаются нарушения территориальной целостности Российской Федерации, отделения от нее. Я не могу назвать ни одной партии, ни одного движения, которые призывают к этому. Тем более в Татарстане. Думаю, новый закон появился, потому что, во-первых, есть и растут шовинистические настроения, а во-вторых, таким образом просто отвлекают людей от проблем экономических.

«В КРИЗИС РЕГИОНЫ ПОТРЕБУЮТ ОСТАВЛЯТЬ БОЛЬШУЮ ЧАСТЬ СВОИХ ДОХОДОВ НА МЕСТАХ»

Сергей Сергеев — профессор кафедры социальной и политической конфликтологии Казанского национального исследовательского технологического университета:

— Данное предложение исходило от думской фракции КПРФ. Может быть, их попросили, может, это была их собственная инициатива, которая совпала с представлениями и идеями партии власти о том, что нужно делать в России. Что касается самой этой инициативы, я думаю, что пик опасности сепаратизма пришелся на начало 90-х годов. Сейчас эта угроза как бы существует, но именно «как бы». Это такая тлеющая угроза, то есть в период какого-то обострения она может актуализироваться.

Если говорить о Татарстане, здесь есть некоторые печатные издания и их сайты. Правда, эти печатные издания газетами назвать сложно, скорее, это «боевые листки» национального, этнического движения, на которые мало кто обращает внимания. По-моему, большая часть их нераспроданного тиража идет в макулатуру. Не думаю, чтобы от них была какая-то большая угроза. Хотя меня лично они несколько оскорбляют, но против этого есть очень простой способ: не брать их, не читать. Руки будут чище от типографской краски.

Так почему закон появился именно сейчас? Тут можно только догадываться. Версия у меня такая: финансовые отношения регионов и центра сейчас являются достаточно напряженными. И вот это одна из возможных проблем, которая может в ближайшем будущем при наступлении финансово-экономического кризиса дать довольно сильную негативную реакцию. Регионы потребуют, особенно обеспеченные регионы, оставлять большую часть своих доходов на местах. Возможно, чтобы это намерение пресечь в корне, как раз и принимается этот закон. А не против тех одряхлевших сепаратистов, которые живут еще представлениями начала 90-х годов и, по-моему, являются просто клоунами.