ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ПОГАШЕНА, НО...

В одной из крупнейших агрокомпаний РТ введена процедура наблюдения. В конце минувшей недели в уполномоченном СМИ появилось объявление о том, что ЗАО «Татплодоовощпром» (ТПОП) признано несостоятельным. В ЗАО была введена лишь начальная процедура банкротства — наблюдение.

Как выяснила газета «БИЗНЕС Online», инициатором признания компании несостоятельной стало некое ООО «Офисный центр «Московская» (находится на улице Мовсковской в Казани), перед которым у «Татплодоовощпрома» возник относительно небольшой долг в 765 526 рублей 40 копеек. Суд, рассмотрев заявление «офисников», ввел в компании наблюдение и назначил в «Татплодоовощпром» арбитражного управляющего Гульназ Хаертдинову — члена саморегулируемой межрегиональной общественной организации «Ассоциация антикризисных управляющих». Получить комментарий арбитражного управляющего не удалось, телефон не отвечал. Недоступны для комментариев были и представители ООО «Офисный центр «Московская».

Детали происходящего «БИЗНЕС Online» удалось прояснить с помощью материалов Арбитражного суда. Оказалось, что «Татплодоовощпром» стал жертвой сделки по аренде земель, которую аграрный гигант заключил с двумя физлицами, владевшими солидными участками в Лаишевском районе. С первым хозяином земли, неким Гимадеевым, компания договорилась в 2010 году об аренде участков в 360 га и 340 гектаров. Помимо этого, «Татплодоовощпром» арендовал в начале 2011 года 7 земельных участков и у некоего Николая Парфирьева — всего 51 гектар. Позже Парфирьев сдал в аренду еще три участка общей площадью 330 гектаров. Однако за аренду «Татплодоовощпром» не платил, и в декабре 2012 года Гимадеев и Парфирьев переуступили свои долги ООО «Офисный центр «Московская». Последнее оказалось не случайностью, так как 100% собственником этой компании является как раз один из арендодателей — Парфирьев.

В итоге через суд в пользу компании «Московская» было взыскано 537 тыс. рублей задолженности и пени в размере 228 тыс. рублей. Но «Татплодоовощпром» не погасил и эти долги, и офисный центр в конце концов подал иск о банкротстве бывшего партнера.

Газете «БИЗНЕС Online» удалось получить комментарий от компании «Татплодоовощпром». Ответ достоин того, чтобы привести его без купюр:

«В отношении ЗАО «Татплодоовощпром» процедура банкротства не введена, так как задолженность перед кредитором ООО «Офисный центр «Московская» погашена. Такая ситуация сложилась из-за того, что в 2011 году между ЗАО «Татплодоовощпром» и частными лицами Парфирьевым Н.А. и Гимадеевым И.В. был заключен договор аренды земли, которая расположена в Лаишевском районе Республики Татарстан, и эти земли относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения. Так как наше предприятие занимается производством сельскохозяйственной продукции (овощи, картофель, зерно и продукция животноводства), из-за нехватки земель для обеспечения кормами животных и производства зерна мы вынуждены были дополнительно заключить договора аренды с частными лицами, которые приобрели земли сомнительным путем. Это земли сельскохозяйственного назначения при бывшей главе администрации Лаишевского района (Тимофеев А.П.). Так как арендная плата за эти земли (сельскохозяйственного назначения) несколько раз превышала стоимость аренды государственных земель, которые тоже находятся на этой же территории, между частными лицами и нашим предприятием возникли некоторые спорные моменты. В связи чем мы подали кассационную жалобу на определение Арбитражного суда РТ по этому делу.

С целью срочного возврата задолженности частные лица Парфирьев Н.А. и Гимадеев И.В. переуступили свой долг юридической компании ООО «Офисный центр «Московская». После того как данной компании стало известно о нашем желании продолжения наших судебных споров, а также с целью скорейшего возврата этих денег ООО «Офисный центр «Московская» подало заявление о признании нашего предприятия несостоятельным (№127-ФЗ ОТ 26.10.2002 года). Ввиду того, что юрист нашей компании сменился и новый специалист не полностью владела ситуацией, с ее стороны была допущена ошибка во время судебного заседания, а руководитель в это время находился в отпуске. На данный момент с нашей стороны подано заявление о прекращении дела о «банкротстве» ввиду того, что была произведена оплата. Дело будет рассмотрено 16 января 2014 года. ЗАО «Татплодоовощпром» на сегодняшний день продолжает свою финансово-хозяйственную деятельность и обеспечивает население республики овощами, картофелем и животноводческой продукцией».

ПЛОДООВОЩНОЙ ПАТРИАРХ

Компания «Татплодоовощпром» наряду с «Татпотребсоюзом» в недавнем прошлом относилась к ключевым предприятиям сельского хозяйства республики. Созданный в условиях плановой экономики «Татплодоовощпром» выполнял задачу по обеспечению населения ТАССР агропродукцией, в его состав в лучшие времена входили 45 хозяйств. Свой расцвет объединение пережило при Саясе Гиматдинове — известном аграрии, которого из Твери в Татарстан вернул еще первый секретарь Татарского обкома КПСС Фикрят Табеев.

В 1975 году Гиматдинов возглавил убыточный трест «Татплодоовощпром» и сумел за два с половиной года утроить производство овощей и вывести его на прибыль в 10 млн. рублей при выручке в 40 млн. рублей. Тогда это были фантастические показатели. При нем бурное развитие получило тепличное хозяйство. К 1983 году общая площадь теплиц составляла 110 га, из них 70 — зимних. В управлении треста тогда находились два крупнейших тепличных комбината — «Майский» (поселок Осиново под Казанью) и «Весенний» (Набережные Челны). В начале 80-х были построены овощные базы, рассчитанные на хранение 50 тыс. т овощей, росла собственная торговая сеть, но в 1986 году Гиматдинов вышел на пенсию по состоянию здоровья. Его сменил ныне действующий директор «Татплодоовощпрома» 64-летний Раил Зиатдинов и показал чудеса устойчивости — он работает на своем посту уже целых 27 лет.

Именно с Зиятдиновым «Татплодоовощпром» вошел в рыночные условия. В июле 1994 года в то время премьер Мухаммат Сабиров подписал постановление о его акционировании. Предприятия Татарского республиканского производственно-коммерческого концерна по плодоовощной продукции «Татплодоовощпром» были преобразованы в холдинговую компанию на базе 15 акционерных обществ, 28 преобразованных совхозов и аппарата концерна. «Этим же постановлением была признана «целесообразной реализация до 10 процентов акций акционерных обществ по торговле, переработке, автотранпортного предприятия сельским товаропроизводителям (совхозам), а до 15 процентов акций акционерных обществ на базе совхозов — смежникам». Президентом — генеральным директором АО «Холдинговая компания «Татплодоовощпром» был назначен Раил Зиатдинов.

Холдинг пережил экономические перипетии 90-х и нулевых. Но с каждым годом количество предприятий в его структуре уменьшалось. Настоящим потрясением для профессионалов отрасли стала гибель уникального тепличного хозяйства «Весенний» в Набережных Челнах в 2010 году, которое перешло в разграбленном состоянии конкурсному управляющему. «У «Весеннего» нет средств на переоснащение, а оно необходимо в любом случае, чтобы быть конкурентоспособным на довольно жестко поделенном внутреннем рынке республики. Он исчерпал себя морально и физически. Сегодня теплицы повсюду, они уже мешать начинают друг другу, перепроизводство наблюдается», — объяснял тогда в СМИ причину краха подразделения руководитель «Татплодоовощпрома».

ИЗ ПРИБЫЛЕЙ В УБЫТКИ

В 2012 году в состав концерна входили 12 сельхозформирований, которые, кроме производства овощей, фруктов и ягод (в лучшие времени общая площадь, отведенная под плодово-ягодные культуры, достигала 2,5 тыс. га), успешно занимались животноводством и традиционным растениеводством. Среди дочерних предприятий числились ООО «Нармонка» Лаишевского района, филиал ОАО «Заря» Верхне-Услонского района, ООО «Волжанка» Тетюшского района, «Алма» Кайбицкого района, ООО «Нур-1», ООО «Урзала», ООО «Кургузи» Зеленодольского района и ООО «Идел» Высокогорского района.

Согласно базе данных СПАРК, объемы деятельности ЗАО «Татплодоовощпром» в последние годы быстро сокращаются. Выручка сельхозпроизводителя за год упала на 54% — с 401 млн. рублей в 2011 году до 183,6 млн. рублей в 2012 году. Правда, чистый убыток предприятия уменьшился в 5 раз — с 15 млн. рублей за 2011 год до 3 млн. рублей за 2012 год. Хотя в еще в 2009 и 2010 годы компания получила прибыль 77 млн. рублей и 24 млн. рублей соответственно, но положительный результат был достигнут за счет прочих статей: с высокой вероятностью это поступления от продажи основных средств.

Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», еще два дочерних предприятия холдинга, расположенных в Лаишевском районе, находятся в стадии банкротства. Речь идет о ООО «Нармонка» и ООО «Перестройка». В настоящее время оба находятся в различных стадиях процедуры несостоятельности. В отношении «Нармонки» процедура наблюдения была введена в сентябре 2013 года. Сама по себе эта информация вызывает удивление: предприятие является известным брендом, и его продукция пользуется успехом в Казани. Как сообщается в материалах Арбитражного суда РТ, общая сумма требований кредиторов по денежным обязательствам, которая не оспаривается должником, составляет всего 37,7 млн. рублей, в том числе 1,3 млн. рублей — размер задолженности по оплате труда работников должника и выплате им выходных пособий, 5,7 млн. рублей — размер задолженности по обязательным платежам перед пенсионным фондом России. И еще 30,7 млн. рублей — задолженность компании перед контрагентами. Важная деталь: крупным кредитором «Нармонки» является сам же «Татплодоовощпром», который, обратившись в суд с иском, потребовал включить сумму в размере 13,7 млн. рублей в реестр требований кредиторов. Другими словами, холдинг с какими-то одному ему известными целями банкротит предприятие, являющееся «огородом» столицы Татарстана... Хотя прежде осуществлял солидные вложения в него. «Нармонка» в 2007 году уже переживала банкротство. Тогда предприятие реанимировал бывший главный инженер Казанской меховой фабрики Ильфар Сабиров, проводивший конкурсное управление. Шеф «Татплодоовощпрома» Раил Зиатдинов позже сообщал об инвестициях в «Нармонку» в размере 142 млн. рублей. Так или иначе, но в ходе процедуры наблюдения, назначенной в отношении «Нармонки» в этом году, судом назначен тот же арбитражный управляющий — Сабиров.

Вышеупомянутое ООО «Перестройка» (Лаишевский район) признано банкротом в конце 2010 года, на тот момент оно задолжало 1,6 млн. рублей. Арбитражным управляющим был назначен тот же Сабиров.

«ВТО СДЕЛАЛО КОНЦЕРН НЕКОНКУРЕНТОСПОСОБНЫМ»

Газета «БИЗНЕС Online» выяснила мнение экспертов о ситуации и будущем «Татплодоовощпрома».

Камияр Байтемиров — председатель ассоциации фермерских хозяйств:

— В свое время — в советское время, двухтысячные годы — компания была успешной. Затем в связи с тем, что государственные инвестиции иссякли и хлынул поток продуктов из-за рубежа, а также в связи со вступлением России в ВТО «Татплодоовощпром» стал неконкурентоспособен. Для «Татплодоовощпрома» 800 тысяч рублей — это не такие средства, при которых можно было подать на банкротство. Думаю, что есть более глубинные проблемы. Компания работала самостоятельно и основную продукцию поставляла на рынки. Сыграло роль в этой ситуации и то, что работники этого концерна стали самостоятельными, перешли в фермерские хозяйства, начали производить более конкурентоспособную продукцию. Может, организация исчерпала свои возможности, надеясь только на государственные субсидии. Директор концерна Зиатдинов — деловой человек, предприниматель, который имеет массу идей. Но в том, как использовать эти идеи, возможно, произошел какой-то перелом. Явных недостатков в его работе не было. Продукция, которую выращивали в «Татплодоовощпроме», востребована. Единственное, о чем можно сказать, — видимо, концерн не успел перестроиться. Наверное, необходимо было перестроиться, поменять организационно-правовую форму и выступить одной из таких систем, которая бы объединяла свободных предпринимателей, допустим, по переработке продукции, по реализации.

Андрей Михайлов — антикризисный управляющий и конкурсный управляющий ОАО «Спец РСУ»:

— Если должник полностью произвел выплату, то он должен обратиться в суд с заявлением о том, чтобы прекратили процедуру наблюдения. Чем ему грозит процедура наблюдения? Дело в том, что если есть и другие кредиторы, то они сейчас имеют право обратиться в суд, чтобы их также внесли в реестр кредиторов. И тогда должник для прекращения процедуры наблюдения должен будет заплатить и долги других кредиторов, которые заявили о включении в реестр.

В законе указывается, что введение процедуры наблюдения не ограничивает ни в чем директора, кроме как в заключении крупных сделок и реализации крупных объектов. Текущая деятельность сохраняется. Другое дело, если предприятие участвует в каких-либо тендерах, аукционах. Почему-то в законе о тендерах написано, что предприятие, находящееся в процедуре банкротства, не может быть участником того или иного тендера. Для меня это, честно говоря, непонятно, но такое ограничение есть.

Что касается опасений по «захвату» собственности. Есть совершенно «белые» схемы, где не нужно нарушать законы. Раньше было модным такое слово — рейдер, рейдерство. Им и сейчас очень часто пугают друг друга, грозят этим словом. На самом деле сегодня рейдерством практически никто не занимается. Люди используют эту грязную фразу, пытаясь друг друга оклеймить. Но реального рейдерства я не видел очень давно. Но очень часто встречаются ситуации, когда собственник просто неэффективен. Например, берут кредиты, с которыми впоследствии не могут рассчитаться. И если собственник неэффективен, он должен меняться — это рынок. И процедура банкротства, как мы знаем, это всего лишь инструмент рынка и тех, кто умеет использовать этот инструмент.

Марс Алиев — генеральный директор ООО «Татптицепром»:

— Раиль Зиатдинов — это специалист, организатор высокого класса, который в самые трудные времена обеспечивал население республики продукцией. Благодаря ему горожане еще до рыночной экономики круглогодично начали получать огурцы и помидоры. Он заготовлял огромное количество картофеля, обеспечивал всю Казань. О нем можно сказать только доброе. Бывают трудные ситуации. Повлияла засуха, наверное, «Татплодоовощпром» вовремя не заплатил, и кто-то захотел этим воспользоваться и «войти». За ними закрепили ряд отстающих хозяйств. Он их взял на свои плечи, а тут наступила засуха на четыре года подряд. Я надеюсь, что все это уладится, потому что наблюдение — это не уничтожение, оно должно быть оздоровлением. А у нас банкротство считают похоронами. И ведь сколько колхозов-совхозов похоронили. Но в области птицеводства мы ряд птицефабрик из подобных ситуаций выводили. Надеемся, что у него это тоже получится.

Мухаммат Сабиров — экс-премьер-министр РТ:

— Любая компания такого масштаба, как «Татплодоовощпром», в первую очередь зависит от руководителя. От команды, которая подбирается, определится, как будут выполняться поставленные цели. Я думаю, что сегодня еще не тот уровень системы, которая должна быть в компании. Но на ошибках, как известно, учатся. У каждого работника кроме теоретических знаний есть еще и практический опыт. И опыт накладывается на практику, после чего возникают способности и владение ситуацией человеком. Я сторонник специализаций. «Татплодоовощпром» — это как раз-таки одно из направлений по специализации, но все зависит от тех руководителей, которые стоят во главе.