БАНГКОГ БУНТУЮЩИЙ

В ноябре 2013 года в Бангкоке вспыхнул новый виток напряженности между правящей партией («краснорубашечники») и оппозиционной «Демократической партией» («желторубашечники»). В связи с этим МИД России неоднократно и настоятельно рекомендовал отказаться от посещения если не всего Таиланда, то хотя бы Бангкока. СМИ тут же подхватили эту тему, рассказывая о массовых беспорядках и чуть ли не гражданской войне. Параллельно начали развиваться события в Киеве с его «Евромайданом», что подлило масла в огонь таиландофобии.

Публика, настроенная отметить новогодние праздники на курортах Таиланда, забеспокоилась, а объем турпотока российских туристов сюда неуклонно растет последние годы и уже приближается к 2 млн. в год.

Разумеется, турфирмы активно развенчивают миф о какой-либо угрозе туристам, оно и понятно — это их хлеб. Однако и практические все отзывы от экспатов-россиян, проживающих в Таиланде длительное время или постоянно, говорили о том, что на самом деле все спокойно, демонстрации носят локальный характер и вообще никак не касаются обывателей и тем более туристов.

Признаюсь, меня тоже на какое-то время насторожили эти «беспорядки», ведь мы собирались провести месяц именно в Бангкоке, но, увидев репортаж, как оппозиционеры после демонстраций у Дома правительства и противостояния с полицией отдраивают улицы и «убирают за собой», я успокоился.

И вот мы в «Городе ангелов», видим происходящее своими глазами и готовы поделиться своими впечатлениями с читателями «БИЗНЕС Online».

ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ СРАВНИВАТЬ ТАЙСКИХ ОППОЗИЦИОНЕРОВ С УКРАИНСКИМИ И РОССИЙСКИМИ

Таиланд с 1932 года — конституционная монархия. Нынешний король, 86-летний Пхумипон Адульядет, правящий с 1946 года (!), имеет невообразимую для современного россиянина популярность: его лицо на всех денежных купюрах, его портреты буквально на каждом углу и в каждом доме, от центральных площадей до крестьянских хижин, все киносеансы и любые общественные мероприятия Таиланда начинаются с гимна и трансляции фильма о жизни короля. В 18:00 повсеместно в городах звучит гимн, и люди почтительно останавливаются на одну минуту. Любовь подданных к своему королю искренна и не имеет ничего общего с культами диктаторов. Самое удивительное, что король практически не участвует как-нибудь заметно в политической жизни страны. Но любое новое правительство, пришедшее к власти в результате выборов или военного переворота, первым делом присягает верности королю.

А власть меняется в Таиланде часто. С 1932 года только военных переворотов было 18. В последнее десятилетие борьба происходит между двумя основными силами: партиями «краснорубашечников» (партий много, т.к. их регулярно запрещают), возглавляемых кланом Чиннаватов, и «Демократической партией» — «желторубашечников». «Красные» — левые, традиционно опираются на сельское население, давая популистские обещания (и отчасти выполняя их), а «желтые» — умеренные, за ними бизнес-элита. Ныне изгнанный из страны Таксин Чиннават — «красный», медиамагнат и миллионер пришел к власти в 2001 году, выиграв на выборах, однако в 2006 был свергнут в результате военного переворота, за которым стояли «желтые». В 2008 и 2010 годах «красные» активизировались, чем вызвали введение ЧП в стране и смогли победить на выборах 2011 года. Премьер-министром Таиланда стала сестра опального Таксина — Йинглак Чиннават, умница и красавица, а «желтые» опять оказались в оппозиции.

Новый виток противостояния был спровоцирован летом 2013 года попыткой амнистии, в результате которой к власти мог вернуться Таксин. «Желтые» подняли бучу, требуя сначала отмены амнистии, а потом и отставки правительства.

В начале декабря 2013 года премьер-министр объявила об отставке и назначила на 2 февраля 2014 всеобщие выборы. Вроде бы «желтые» должны удовлетвориться и праздновать победу, но на деле они продолжают свои выступления и бойкотируют выборы, призывая вообще их отменить, искоренить институт парламента, а власть передать наместнику короля. Вот такие страсти.

«ДЕМОНСТРАНТЫ БЕСПРЕПЯТСТВЕННО ЗАНИМАЛИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ЗДАНИЯ,
ОДАРИВАЯ ИХ РАБОТНИКОВ ЦВЕТАМИ»

Тут важно отметить, как именно все это происходило. Все демонстрации носили мирный характер. Армия и полиция не вмешивались (полиции в Таиланде по сравнению с Россией совсем немного). Демонстранты беспрепятственно занимали правительственные здания, одаривая их работников цветами — они не оказывали и не встречали никакой агрессии. Так что не было никаких вооруженных захватов и столкновений с полицией, как это подавали некоторые СМИ.

Да, была серьезная стычка, в результате которой погибли четверо гражданских и один полицейский, между группами «красных» и «желтых», но это был единичный случай в череде почти ежедневных манифестаций.

Правительство оцепило колючей проволокой некоторые важнейшие свои объекты в центре столицы и пару дней даже применяло в одной конкретной точке противостояния водометы и слезоточивый газ, но все это меркнет по сравнению с заварухой в Киеве. Тем более в результате премьер-министр Таиланда пошла на всевозможные уступки оппозиционерам и объявила об отставке и новых выборах.

Представить себе такой оборот в Украине и России просто невозможно. Но главный нонсенс заключается в том, что в данном случае именно оппозиция в лице «Демократической партии» боится выборов, выступает против «диктата большинства», требует перехода к монархии. Это вообще с трудом укладывается в голове российского оппозиционера.

Впрочем, если копнуть глубже, то становится ясно, что и за той, и за другой стороной стоят серьезные силы: свое влияние на Таиланд оказывают США и Китай. Китай очень сильно заинтересован в ископаемых ресурсах Таиланда и в удобном транзите углеводородов из региона Персидского залива, а основная бизнес-элита Таиланда состоит из этнических китайцев. С другой стороны, для США это единственный серьезный, в том числе и военный партнер в Юго-Восточной Азии, окруженный бывшими коммунистическими режимами.

Правительство Таиланда, какого бы цвета оно ни было, ловко лавирует между интересами двух сверхдержав и откровенно пользуется этими интересами (вопреки мнению пакетных туристов из России, считающих, что «эти обезьяны только за счет нас и живут», доходы от туризма в Таиланде составляют всего 6 - 7% от ВВПприм. авт.). Поэтому принципиального изменения внутренней и особенно внешней политики при любом раскладе сил ожидать не следует.

ПРОТЕСТ ПРОТЕСТОМ, А ЭКСКУРСИЯ ПО РАСПИСАНИЮ

Однако вернемся к главной теме статьи: насколько же опасен Таиланд для российских туристов? Оказалось, что за все время в результате политического противостояния в Таиланде серьезно не пострадал ни один из многих сотен тысяч туристов, которые одномоментно проживают в стране.

Подавляющего количества российских туристов политические волнения вообще никак не касаются — все это происходит в четко ограниченных правительственных кварталах Бангкока, и лишь изредка ненадолго перекрываются отдельные улицы, что может каким-то совсем незначительным образом доставить неудобства некоторым туристам, забредшим в эти районы столицы страны.

Мы специально направились в исторический центр Бангкока 22 декабря, когда оппозиция пообещала вывести на улицы 3 млн. человек. Мы увидели колючую проволоку и немногочисленных невооруженных полицейских вокруг правительственных зданий, увидели десятки двухэтажных автобусов, на которых, видимо, привезли манифестантов. Лица некоторых их них мне откровенно не понравились, у меня сложилось впечатление, что этих растерянных и уставших крестьян привезли из глубинки, но основная масса — вполне дружелюбные и радостные люди, будто бы вышедшие на первомайскую демонстрацию в СССР — с флажками, свистками и ленточками. К нам, фарангам, как называют европейцев сами тайцы, они не проявляли никакого интереса и занимались своими привычными делами: тусовались, торговали едой, символикой и периодически свистели.

В центре города ряд улиц был заполнен стоящими машинами и бродящими людьми, но стоило отойти на 50 шагов в сторону, как Бангкок становился совершенно обычным: мы продрались через манифестантов у монумента Демократии к знаменитой Каосан Роад и увидели там привычную для этого места веселую тусовку туристов со всего мира. Мало того, работало и метро, и речной транспорт, никуда не делись и таксисты с тук-тукерами. У одного из буддийских храмов в центре мы видели микроавтобус, привезший русских туристов, явно из Патайи. Так что все нормально даже в день, когда оппозиция обещает поставить на уши весь Бангкок, турфирмы делают свое дело.

3 млн. оппозиция так и не собрала, в новостях потом прозвучала цифра в 110 тысяч. Основные дороги и мосты перекрыты не были. В конце дня руководство метро решило впускать демонстрантов на станции без турникетов, с оплатой на конечной станции, и заработало, кстати, поставив очередной рекорд суточной прибыли.

В ОЖИДАНИИ НОВОГО ГОДА

Бангкок активно готовится к встрече Нового года. Вообще-то Новый год в Бангкоке можно встретить трижды. Кроме «европейского» Нового года, тайцы в конце января отмечают встречу Нового года по китайскому лунному календарю. А потом наступает время празднования «Сонгкрана» — национального тайского нового, 2557 года. В 2014 году празднование придется на середину апреля.

Сейчас на улице +28, повсюду стоят елки, санта-клаусы, неоновые снежинки, народ ходит в красных колпаках, все торговые центры работают, везде распродажи, достопримечательности доступны, вечерами громыхают салюты. Народ, что местный, что приезжий, улыбается и радуется жизни.

Впрочем, нельзя полностью исключить очередного переворота, стрельбы на улицах, захвата телевидения и аэропортов — такое здесь уже бывало, причем совсем недавно. Особенно учитывая, что оппозиция возложила похоронные венки с именем премьер-министра, а лидеру оппозиции выписан ордер на арест за госизмену, и грозит смертная казнь.

Но, по моему мнению, даже это в итоге не заставит российского туриста отказаться от удовольствия понежиться в теплом море на белом песочке в окружении улыбчивых тайцев в ощущении полнейшей безопасности.

Продолжение следует...