«МЫ СТОИМ НА ОДНОМ УРОВНЕ С БАНГЛАДЕШ»

Сегодня стало известно о новой инициативе депутата от Татарстана Александра Сидякина. Он усомнился в том, что межгосударственный авиационный комитет объективно проводит расследования авиакатастроф. Депутат недоволен тем, что одно и то же ведомство сначала выдает сертификаты на самолеты, а затем оно же расследует происшествия. Это, на его взгляд, может привести к необъективности и, как следствие, к продолжению авиакатастроф — МАК выдает сертификат летной годности воздушному судну, и если авиакатастрофа связана с недостатками воздушного судна, то это минус в работе МАКа. Единоросс собирается вносить поправки в Воздушный кодекс, а пока направил соответствующий запрос в министерство транспорта России и генпрокуратуру. Корреспондент «БИЗНЕС Online» связалась с Сидякиным и выяснила, что он готов «перепотрошить и реформировать» и МАК, и Росавиацию.

— Александр Геннадьевич, почему вы недовольны работой МАК?

— Причина в катастрофах, которые происходят каждый год в России. МАК у нас сертифицирует полеты, типы самолетов, а потом расследует катастрофы. Это нелогично. Я считаю, что спрос должен быть со всех, кто отвечает за полеты. У семи нянек дитя без глазу — эта поговорка как раз про МАК, Росавиацию и министерство транспорта. Мы стоим на одном уровне со странами типа Бангладеш по авиакатастрофам, они у нас происходят каждый год. До этого хоккейная команда «Локомотив» под Ярославлем разбилась, в этом году у нас в Казани, до этого был Петрозаводск... Но я не помню ни одной катастрофы в США за последнее время.

— Почему же тогда вы именно МАК обвиняете, а не Росавиацию или тот же минтранс?

— У меня претензии ко всем ведомствам.

— Но все же, как я понимаю, вы направили запрос на проверку именно МАКа?

— И МАКа, и Росавиации.

— Вы сказали, что у семи нянек дитя без глазу. Так может, воссоздать тогда министерство авиации, как это было в СССР?

— Есть авиационная промышленность, есть ведомство, которое отвечает за безопасность полетов — это два разных явления. Воссоздавать можно что угодно! Можно создать образ Сталина, который будет карать каждый раз за разбившиеся самолеты. А должна быть персональная ответственность. У нас упал самолет, и всегда летчики виноваты, а чиновники — нет. Меня не устраивает ситуация с безопасностью. Кто у нас отвечает за безопасность полетов? Кто осуществляет сертификацию воздушных судов? Кто отвечает за суверенную адаптацию правил? Два ведомства: МАК и Росавиация. Вот их и надо проверить, перепотрошить и реформировать.

«У НАС НЕТ КОНЦЕПЦИИ АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СТРАНЕ»

— Поправки в Воздушный кодекс будут внесены по итогам проверки? Может, у вас уже есть какие-то заготовки, задумки?

— У нас нет концепции авиационной безопасности в стране. Это и есть самая большая проблема.

— Эксперты считают, что дело как раз не в сроке эксплуатации самолетов.

— Я знаю. Но надо, чтобы самолет соответствовал последним правилам.

— К кому вы направили запрос на проверку МАКа и Росавиации?

— В минтранс, Генпрокуратуру.

— Когда ждете конкретных результатов?

— Через 30 дней. Кроме того, мы вызвали 2 июня министра транспорта на правительственный час, будем и его опрашивать.

— Так это долго...

— Думаю, к этому моменту будут уже какие-то изменения.

ИНИЦИАТИВА ДЕПУТАТА ЗАПОЗДАЛА ЛЕТ НА 8 КАК МИНИМУМ»

Опрошенные корреспондентом «БИЗНЕС Online» эксперты сочли инициативу Сидякина правильной, но слишком запоздалой.

Олег Смирнов — председатель комиссии гражданской авиации общественного совета Ространснадзора, бывший замминистра гражданской авиации СССР, заслуженный пилот СССР:

— Александр Сидякин мелко замахнулся, надо шире замахиваться, раз «Единая Россия», они же нами руководят, диктуют правила. Этот депутатский запрос отражает в некоторой степени те предложения, которые летные профессионалы на протяжении 20 лет ставят в письменной и устной форме всем государственно-регулирующим органам, но все это не учитывается. Результатом игнорирования профессиональных предложений в системе государственного регулирования гражданской авиации стала очень высокая цена: мы в последние три года являемся одними из лидеров в мире по авиакатастрофам. «Единая Россия», наконец, решила проверить. Но ей еще надо задаться вопросом, что называется, уровнем выше: почему мы, как члены международной организации гражданской авиации, не имеем единого полномочного органа регулирования гражданской авиации?

Если вы у всех этих семи государственных нянек прочитаете положения, то не найдете в них ни одной строчки об ответственности за безопасность полетов. За это никто у нас в стране не несет ответственности. Так как Россия является членом международной организацией гражданской авиации, то перед международным сообществом ответственность за все проблемы с гражданской авиацией несет государство. Оно обязано было эту ответственность переложить на госвертикаль, как это делается в США, Европе, во всех странах мира. Это главный вопрос, который был должен единоросс поставить. Эта неразбериха и привела к авиакатастрофам.

Дальше он должен был задать вопрос: «Почему у нас нет, в отличие от США и стран Европы, независимого государственного органа расследования летных происшествий». У нас сразу изменится ситуация по безопасности полетов. Но почему-то этот вопрос никто не ставит.

У нас все расследует МАК, но полномочий на невыполнение предложений и рекомендаций он не имеет. Поэтому выполняется незначительная часть предложений. Это значит, что причины теплятся в недрах гражданской авиации, затем они разовьются и выльются в очередную авиакатастрофу. Это продемонстрировали последние три года, когда у нас произошла масса летных происшествий. По данным МАКа, везде сыграл человеческий фактор. Единороссам не хватает ума сделать регулирующий орган и орган расследований, как в Америке. Сделали бы — все было бы в порядке. И это тоже человеческий фактор.

МАК много положительных вещей сделал для стран СНГ, когда произошел развал, взял на себя международные дела. Но мы уже 20 лет просим, умоляем, требуем: организуйте независимый орган расследования. В мире нет ни одной организации, которая бы занималась сертификацией воздушных судов и расследованиями летных происшествий. Это было лет 30 - 40 назад, но все отошли от этого! Получается, что организация расследует саму себя.

Азат Хаким — глава группы компаний «Тулпар»:

— По работе МАКа уже давно существует ряд вопросов. И вообще, что это за комиссия? Кем она создана? За что она отвечает? К государству она не имеет никого отношения. Таким образом, сама легитимность вызывает большое сомнение. Думаю, именно в этом парламентарию нужно разобраться и поставить окончательную точку. Что касается расследований катастроф и инцидентов одним ведомством, то Росавиация не может заниматься расследованием деятельности самой себя. Катастрофы должна расследовать одна независимая комиссия. Например, в США подобными вопросами занимается комиссия, которая, во-первых, является полностью государственной, а во-вторых, она состоит из представителей нескольких ведомств.

Жорж Шишкин — заслуженный пилот СССР, летчик-испытатель, эксперт международной ассоциации руководителей авиапредприятий:

— Инициатива депутата запоздала лет на 8 минимум. Мы изначально в период создания МАК говорили, что это ненормальная схема, неправильное распределение функций, когда одна и та же организация дает добро на эксплуатацию самолета, то есть сертифицирует машину, а в случае происшествий эта же организация расследует и говорит, что все было исправно, вместо того, чтобы вскрыть причину: самолет допущен неправильно, не все проверено, не все соответствует отечественным нормам. Поэтому инициатива депутата совершенно правильна: если они расследуют, то не имеют права сертифицировать, если выдают сертификаты, то надо забрать у них расследования. Это будет логично.

Однако работа МАК во время развала Советского Союза была правильна, особенно в первые три-пять лет они свою консолидирующую задачу выполнили, а с 1995 года они практически не нужны. Они держатся за счет авторитета председателя МАК Татьяны Анодиной. А так функции МАК можно распределить в каждом государстве по министерствам транспорта, ассоциациям, другим структурам.