«НЕКОТОРЫЕ ПОРВАЛИ ПАРУСА, СЛОМАЛИ МАЧТЫ»

Сегодня в международном аэропорту Казань встретят команду яхтсменов из Татарстана, впервые участвовавшую в одной из самых престижных трансатлантических регат мира — ARC Atlantic Rally for Cruisers. Представители РТ пришли к финишу 16-ми, что можно расценить как неплохой результат, ведь в соревнованиях участвовало 250 судов.

Регата ARC стартовала 24 ноября из испанского города Лас Пальмас на острове Гран Канария и финишировала в Родни-бей на острове Сен Люсия (страна Сен Люсия). Длина маршрута — 2,8 тыс. морских миль, среди участников — мировые лидеры парусного спорта: США, Австралия, Британия, Германия и Франция. В экипаже от Татарстана — инструктор Глеб Стрикалев, журналист Евгений Антропов и пять предпринимателей из Казани, Нижнекамска и Москвы: Марат Долотказин, Роберт Талипов, Игорь Полуэктов, Виталий Смирнов и Рустам Гайнутдинов (координатор экипажа). Он и рассказал газете «БИЗНЕС Online» о том, как проходила регата — мы связались с ним по телефону незадолго до возвращения татарстанцев на родину.

— Вначале регаты мы не совсем верно оценили действие циклона — он затянул нас и не отпускал дней 8, — начал с самокритики Гайнутдинов. — 8 дней (!) мы убили на борьбу с циклоном, который неожиданно возник на нашем пути. Все остальные, кто ушел на юг, к островам Кабо-Верде, прошли весь путь без погодных осложнений.

— Насколько известно, яхта «Алабай» предназначена для средиземноморского плавания, а не для морских регат. Как она справилась с нагрузкой?

— Если бы мы пошли по южному маршруту, вопросов бы не было. Но поскольку мы пошли по северному и попали в сильные шторма, «Алабаю», конечно, досталось. Он скрипел во всех швах, но с честью выдержал испытания, и почти без потерь мы пришли к концу регаты. Между тем более половины лодок порвали паруса (некоторые — по 5 - 6 парусов), сломали мачты. Некоторые доходили буквально на подручных средствах. Некоторые, даже из нашего дивизиона, были вынуждены включать двигатель (по условиям регаты, включать двигатели запрещеноавт.), чтобы дойти до конца регаты, потому что уже не было возможности идти на парусах. У нас тоже не обошлось без аварий. Было два обрыва снастей, которые поднимают паруса: вначале мы оборвали спинакер-фал, а за неделю до финиша — и стаксель-фал, поэтому, естественно, не могли воспользоваться полным парусным вооружением. Шли на том, что было, шли на гроте (нижний прямой парус на грот-матчеавт.)... Дополнительные траты оказались связаны с тем, что наш компьютер залило водой, а мы по нему получали и навигацию, и все сводки погоды. Примерно с 3 декабря никакой связи не было. У нас был резервный спутниковый телефон, и вот по нему нам пришлось разговаривать и тратить трафик.

— Были ли такие моменты, которые вы не учли при подготовке к регате?

— Расход электроэнергии на судовые нужды оказался гораздо более большим, и нам приходилось во всем себе отказывать. Первоначально мы все-таки рассчитывали, что солнечных батарей и ветрогенератора хватит. Не хватило. На будущее надо будет ставить батареи в два-три раза больше.

«20 ДНЕЙ МЫ ШЛИ, НЕ ВИДЯ НИ ОДНОГО СУДНА ВОКРУГ»

— Как проводили время на яхте?

— Два человека спали, двое по хозяйству работали, еще двое стояли за штурвалом и следили за парусами. Менялись по так называемой голландской системе: 4 часа сна ночью, 4 днем и 16 часов работы. Еду готовили те, кто нес вахту по хозяйству. Получается, что все успели показать свои кулинарные таланты. Свободное время было только во сне. Но если не спалось, я мог побренчать на гитаре. Другие играли на гармошках, на флейте, — целый оркестр.

— Что было в меню?

— Обычная еда: спагетти, картошка, крупы, гречневая, рисовая пшенная каши. И к гарниру, естественно, были мясные добавки. Мы купили две ноги хамона и почти все съели.

— В интернете писали, что у вас овощи, закупленные в магазине, а не на рынке, испортились. Были ли с этим какие-то проблемы?

— Там несколько сгустили краски. Мы на самом деле выкинули часть картошки. Одна партия, которую мы брали, оказалась плохой, ну и морковь очень быстро испортилась. Остальное — апельсины, яблоки, лимоны, фрукты — сохранилось, экипаж не испытывал ни в чем нужды. Запасов питьевой воды хватило до самой Сент-Лючии.

— Какие впечатления по итогам регаты?

— Мы больше 20 дней шли, не видя ни одного парусника, ни одного судна вокруг, ведь мы выбрали свой маршрут. Это удивительно! Океан до такой степени огромен, это трудно себе представить! И никого вокруг, даже самолеты очень редко пролетали.

— Куда в следующий раз отправится татарстанская команда?

— Это мы будем обсуждать в федерации парусного спорта Татарстана. Идей много, но их нужно заново пересмотреть, поскольку уже есть опыт, есть некое видение.