DSCN9692.jpg

МЭРИЯ НИЖНЕКАМСКА СТАНЕТ ПУБЛИЧНЕЕ

Вчера вечером в мэрии Нижнекамска глава района Айдар Метшин во второй раз за неделю подвел итоги года — на этот раз в рамках пресс-конференции (напомним, в прошлую среду он выступил в прямом эфире нижнекамского телевидения). Закрепляя имидж открытой администрации, на который руководство района нацелилось в перспективе 2014 года, мэр выразил полную готовность отвечать на любые вопросы журналистов до тех пор, пока они не устанут. Однако следует признать, это не особо добавило остроты беседе. Главная действительно резонансная из актуальных тем района оказалась вне компетенции главы: существуют рамки осведомленности и для мэра, о чем он сам заявил, услышав вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о ходе следствия по делу о поджогах церквей и обстреле «Нижнекамскнефтехима». Метшин признался, что ему известно по наиболее актуальной теме района не более чем всем остальным. Зато сферу ответственности администрации района он обещал перевести в формат максимальной публичности.

Как узнали корреспонденты «БИЗНЕС Online» перед пресс-конференцией, в 2014 год руководство Нижнекамского муниципального района (НМР) намерено вступить под девизом открытости и прозрачности муниципальных органов власти. В ответ на просьбу прокомментировать данное намерение мэр рассказал, что в первую очередь идея должна отразить процесс минимизации человеческого фактора в предоставлении госуслуг, однако и важность доведения информации до СМИ и населения в мэрии давно осознали.

— Я говорил об этом в кругу коллег, неофициально. Но вы иногда знаете больше, чем мы, — послал Метшин скромный комплимент в адрес «БИЗНЕС Online». — Как конкретно сформулировать упомянутый принцип, мы пока не обсуждали, но открытость в общении с народом — наша позиция на перспективу. Неполноценное информирование людей на каком-то этапе становится препятствием в работе, отталкивает граждан и создает нам лишние проблемы, а грубость муниципального служащего становится «лицом власти». Как бы я лично не переживал по этому поводу, если идеология не будет реализована на уровне исполнителя, сложно будет счесть нашу работу эффективной. Поэтому мы реализуем программу многофункциональных центров по предоставлению госуслуг «в одно окно», сводя к минимуму участие человека в этом процессе. В январе мы завершим эту программу, и нижнекамский проект МФЦ — самый крупный в республике.

На уточняющий вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», можно ли в этой связи рассчитывать и на оnline-трансляцию деловых понедельников, Метшин ответил, что администрация к этому готова, если в трансляции есть необходимость.

— Если нужно, проблем нет, — заявил мэр. — Я знаю, что Геннадий Емельянов в Елабуге ввел такую практику. Я заинтересован. В 2014 году мы намерены изменить систему информационной работы с населением. Мы и сейчас не закрыты, хотя, может быть, не так публичны на страницах электронных газет.

4 МИЛЛИАРДА НА ЭКОЛОГИЮ

Возвращаясь к итогам уходящего года, наиболее значимым вопросом для себя — в профессиональной, разумеется, плоскости — Метшин назвал состоявшееся переселение в городские квартиры жителей деревни Алань, оказавшейся в санитарно-защитной зоне промышленных предприятий. Он в целом повторил уже почти программную речь о том, что республика не имела до сих пор опыта переселения целых деревень и что это не Алань пришла в санитарно-защитную зону, а наоборот. Правда, ранее неизменно говорили и о второй деревне с похожей судьбой — Мартыш, теперь же она была упомянута вскользь. Однако Метшин пояснил, что сейчас, после размещения в многоквартирных домах 29 семей Алани, на повестке дня стоит реализация второго этапа программы — остальные 87 домохозяйств получат денежные компенсации. Здесь речь идет о непрописанных в зоне экологического риска собственниках недвижимости. «Сегодня идет процедура оформления договоров купли-продажи между государственным жилищным фондом при президенте республики и собственниками имущества, — пояснил мэр. — По мере решения формальных вопросов мы начнем выплачивать компенсации, возможно, уже на этой неделе».

Общая сумма на реализацию программы переселения и компенсации ущерба сельчан составила 129 млн. рублей. Что интересно, оценку проводили специалисты предприятий-загрязнителей — тех самых природопользователей, которые и несут все расходы. По словам Метшина, так и должно быть — хозяйствующим субъектам лучше знать, что почем на их территории. Отметим также, что в целом, по словам мэра, на экологические программы в 2013 году промпредприятия района потратили 4 млрд. рублей.

DSCN9704.jpg

Вообще, о целевых программах Метшин говорил с особым оптимизмом, отмечая уникальную определенность в этом вопросе на стыке 2013 и 2014 годов.

— Впервые республика уже в декабре точно знает, какие программы у нас будут реализовываться в будущем году. Для Татарстана это, кажется, 24 программы, для нашего района — 21 программа на общую сумму 2,6 миллиарда рублей, включая 11 жилищных. Четкий план позволяет нам уже сегодня готовиться к их реализации. Я только надеюсь, что общая экономическая ситуация не спровоцирует серьезного секвестирования.

ЗАПУСК ГИДРОКРЕКИНГА НА ТАНЕКО ОТЛОЖЕН

К перспективе секвестирования бюджета в мэрии Нижнекамска относятся предельно серьезно, что можно было понять и из недавнего прямого эфира с главой района. Как он уточнил вчера, в этом году бюджет района недобрал 50 млн. (планировалось, что бюджет составит 3,58 млрд. рублей ред.), в связи с чем муниципалитет даже отказался от местной традиции дарить новогодние наборы детсадовцам — сумма подарков составляла 3,8 млн. рублей. В итоге городу помогли ТАИФ и «Татнефть», причем генерал ТАИФа Альберт Шигабутдинов сам позвонил и предложил финансовое участие, что стало для Метшина приятным сюрпризом. То же сделал и гендиректор «Татнефти» Наиль Маганов.

Отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о том, насколько, по предчувствиям главы, придется затягивать ремень муниципалитету, Метшин сказал, что гадать пока рано, но худеть определенно предстоит.

— Мы, как одна из ведущих промышленных территорий в республике, не можем не ощущать стагнацию в мировой экономике. Руководители «Татнефти», ТАИФ-НК готовятся к спаду. Я встречался с ними — паники нет, они профессионалы и работают над минимизацией рисков. Как я говорил в прямом эфире, первыми тенденцию спада ощутили шинники как звено машиностроительной цепочки. Кстати, на передаче также прозвучал вопрос о сокращении производства и зарплат на «Нижнекамскнефтехиме». Я уточнил: на НКНХ как раз подвели итоги по коллективным договорам за 2013 год — так вот, все обязательства как по зарплатам, так и по соцгарантиям выполнены на 100 процентов.

Как уточнил нашей газете Метшин, по шинному комплексу пока никаких конкретных негативных прогнозов и расчетов нет, в этом году производство ориентируется на заявленные в январе показатели. Пока речь конкретно ведется лишь об удлинении новогодних каникул.

DSCN9700.jpg

Эмоционально воспринял мэр вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о дате запуска установки гидрокрекинга, который ожидался до конца этого года.

— Вы бывали на ТАНЕКО, видели, какое это производство? Мощь! И эту мощь построили наши люди. В кризисный период на этой стройке работали 80 процентов нижнекамских специалистов. Если бы нам в самом начале сказали, что нам придется построить... Но, как говорится, глаза боятся, а руки делают. Это ведь будет пятый в мире завод по уровню технологий! Там такие мозги задействованы, что только диву даешься, как люди могут такое реализовать. И инвестиции соответствующие. Я хочу обратить внимание — Шафагат Фахразович Тахаутдинов ни разу за все время не обмолвился о том, как тяжело строить, как непросто с финансированием и так далее. В те сложные годы «Татнефть» была закредитована, но не останавливала выплату зарплат, создавала все условия для скорейшего ввода этого высокотехнологичного комплекса в эксплуатацию. Да — позднее, чем всем бы хотелось, и им в первую очередь, ведь увеличивается срок окупаемости ТАНЕКО. Ведь гидрокрекинг — это уже не первичная обработка, это совсем другая экономика и реальная отдача, она нужна «Татнефти». В следующем году установка будет запущена, сейчас там идут пусконаладочные работы, но не надо забывать — это большое производство.

«Я ОБЪЯСНИЛ КОММЕРСАНТАМ, ЧТО ПЕРЕМАНИВАТЬ ВРАЧЕЙ НЕХОРОШО»

Любопытное ноу-хау ввел глава НМР, пытаясь решить вопрос дефицита врачей. Он настоятельно рекомендовал коммерсантам от медицины делиться кадрами. По словам Метшина, вопрос доступности медицинских услуг отчасти утратил свою остроту для города и района с 2008 года, когда на предновогоднюю прямую линию поступал шквал обращений.

— Люди задавали элементарные вопросы. Почему услугу нельзя получить бесплатно, а за деньги — можно? Почему нельзя сделать анализы быстро? В 2009 году мы начали оптимизацию отрасли: объединили детские и взрослые лечебные учреждения, чтобы при дефиците оборудования хотя бы имеющееся использовать на адекватном уровне загрузки, а не на 50 процентов. Мы высвободили на тот момент 108 ставок административного и хозяйственного персонала, средства остались в системе. Этого было мало. Три года назад мы занялись привлечением врачей из других районов республики, перевезли к себе 80 специалистов. В качестве стимула мы к настоящему времени предоставили им более 50 квартир. Но проблема кадров осталась, и она общая, это не бич Нижнекамска — в Медицинском университете конкурс, как в советское время, но выход специалистов не более 30 процентов, а в бюджетной системе остается еще меньше. Государство тратит на подготовку каждого специалиста порядка 2,5 миллионов рублей. А коммерческие клиники предлагают зарплату, образно говоря, на рубль больше, меньшую нагрузку и условия получше и переманивают подготовленных государством врачей. За три года они переманили у нас 51 врача.

На прошлой неделе я встретился с представителями коммерческой медицины. У нас в целом уже была договоренность о том, что так поступать не надо. Теперь мы договорились о том, что в 2014 году клиники и страховые компании дадут врачам, привлеченным из бюджетной системы, возможность работать по совместительству в государственных больницах и будут этому способствовать со своей стороны. Но это гибкий механизм, мы не говорим категорично «только у нас в такое-то то время». Все будет организовано в приемлемой для обоих сторон форме.

Отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о поддержке в районе малого и среднего бизнеса и, в частности, о том, как реализуется программа минэкономики РТ по созданию муниципальных промпарков, Метшин прибегнул к сравнению с соседними Набережными Челнами.

— Мы, конечно, создаем такие производственные площадки. Есть индустриальный парк в Камских Полянах, хотя, конечно, объем его не тот, который хотелось бы видеть. В позапрошлом году запустили ООО «Ай-Пласт». Это замечательное производство. Мы, кстати, все бюджетные учреждения, все предприятия ЖКХ перевели на потребление мусорных контейнеров этой фирмы. Но, к сожалению, предприимчивых людей у нас не так много. Мы в этом смысле от Челнов всегда отличались. Когда КАМАЗ остановился после пожара на заводе двигателей, город решил активизировать внутренние процессы, власть занялась созданием условий для развития малого и среднего бизнеса. Очевидно, толчком стала трагедия на КАМАЗе. У нас, слава Богу, не было таких потрясений, которые бы заставляли вплотную заняться этой сферой. Хотя рынок, тренды развития и мировая интеграция подталкивают и предлагают как условия, так и возможности. Мы над этим будем работать, — заверил мэр.

Кстати, для самого Метшина, как он засвидетельствовал, главным событием 2013 года стало рождение внучки.