Новый туристический сезон, стартующий в мае, будет очень непохожим на те, что были в докризисный период. Многие россияне, затягивая пояса, готовы сэкономить на отдыхе, что принесет неизбежные проблемы компаниям, занятым в сфере турбизнеса. Лидеры туристического рынка прогнозируют серьезный спад потока желающих провести отпуск и, соответственно, падение своих доходов. О том, каким будет весенне-летний турсезон-2009, рассказал президент компании "Интурист" Александр Арутюнов.

ПАДЕНИЕ ТУРРЫНКА СОСТАВИТ 40%

- Как в целом финансовый кризис отразился на российском туррынке?

- В конце прошлого года мы изучали отчеты исследований потребительских предпочтений, которые выясняли, от чего в кризис российские и европейские граждане готовы отказаться в первую очередь. Согласно результатам опроса в случае кризисной ситуации россияне готовы отказаться от туризма и путешествий, отдыха на море в первую очередь, а европейцы - в последнюю. Почему так происходит? Оказалось, что по состоянию на январь 2009 г. расходы среднестатистической российской семьи на продукты питания составляют 76%, а на остальные нужды, в том числе и турпоездки, остается лишь 24%. Для сравнения: европейцы тратят на питание лишь 20% своих доходов.

- Насколько упал российский туррынок?

- В конце прошлого года мы сделали предварительный прогноз , согласно которому выездной турпоток в 2009 г. сократится на 22%. Наши последние расчеты показывают, что падение составит примерно 40%. С одной стороны, кризис - это сокращение рынка, а с другой стороны - оздоровление отрасли. Те компании, которые увеличивали долю рынка преимущественно за счет демпинга и держались исключительно на оборотном капитале и заемных средствах, просто не выживут. Сейчас туркомпании не слишком охотно кредитуются банковским сообществом, поэтому ресурсов для подобных игр практически не осталось. Это означает, что слабые игроки с недостаточно профессиональным управлением вынуждены будут уйти с рынка, что приведет к перераспределению клиентской базы. На мой взгляд, особенно пострадают туроператоры, специализирующиеся на турецком направлении, которое, по нашим прогнозам, в этом летнем сезоне будет хотя и наиболее массовым, но не слишком удачным с точки зрения заработка.

- Как ведут себя зарубежные отельеры, снижают ли они цены?

- Мы можем говорить об этом на примере наиболее сравнимых рынков - египетского и турецкого. Туристический сезон в Египте как раз пришелся на начало кризиса. В конце декабря - начале января гостиницы стояли полупустыми. Отельеры, видя катастрофически низкую загрузку, снизили цены на 30-40%, запустили спецпредложения, и рынок восстановился. Турецкий сезон закончился в октябре, до начала кризиса в России, поэтому отельеры практически не почувствовали спада турпотока и на снижение цен не идут. Важно то, что российские операторы отказались от так называемых жестких блоков на гостиницы и работы по депозитам. Сейчас бронирование идет по так называемым мягким блокам - туркомпания лишь заявляет о количестве номеров, которое она хочет взять, но без каких-либо обязательств. Надеюсь, что настроение турецких партнеров изменится уже в конце мая - начале июня и мы увидим снижение цен на это направление. Конкурентов у турок хватает. Например, Тунис и Болгария более гибко подходят к ценообразованию и будут существенно привлекательнее для россиян.

РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ТУРБИЗНЕСА – 2-4%

- Как отразился кризис на вашей компании?

- Мы видим общее снижение продаж по пакетам на 15-20% в I квартале. Это цифра предварительная, но могла быть гораздо хуже. Мы очень своевременно отреагировали на первые сигналы приближающегося кризиса. В октябре - ноябре 2008 г. [в "Интуристе"] было создано два антикризисных комитета - операционный и финансовый, и уже осенью прошлого года мы провели ряд необходимых мероприятий по двум направлениям. Первое - сокращение расходов по всей группе компаний, изменение системы мотивации, пересмотр инвестиционной программы, сокращение инвестирования в оборотный капитал наших дочерних компаний, потому что на падающем рынке не нужно, к примеру, платить депозиты и т. д. Второе направление - анализ потребительского спроса, пересмотр маркетинговой политики, оптимизация продаж. Например, на египетском направлении у нас быстро сработали все подразделения, которые в нем задействованы, и объем бронирований в марте по сравнению с февралем вырос в шесть раз. Наименее чувствительной к кризису оказалась наша розничная сеть, объем продаж которой по сравнению с прошлым годом не снизился, а скорее даже увеличился. Еще год назад наша розничная сеть была молодой, сейчас она серьезно укрепила свои позиции. По уровню загрузки наших зарубежных отелей существенного влияния кризиса на гостиничный бизнес мы пока не видим. Например, наша гостиница в Чехии работает в люксовом сегменте и существенного снижения количества клиентов мы не почувствовали. Снижение загрузки наших российских гостиниц составило примерно 10-15%, но это прогнозируемый спад начала года. Летом поток иностранных туристов всегда увеличивается. К тому же в этом году цена турпакета снизилась из-за девальвации рубля и уменьшения стоимости гостиничных услуг.

- Насколько рентабелен туристический бизнес? Те, кто им занимается, обычно жалуются, что рентабельность  - несколько процентов.

- Рентабельность действительно невелика. У агентского бизнеса - около 3-4%, у операторов - около 2-3%. И это не особенность российского рынка, в отчетности зарубежных компаний - TUI, Thomas Cook - вы увидите такие же цифры. Бизнес низкомаржинальный, однако в абсолютном выражении приносит его владельцам прибыль за счет незначительных капиталовложений. В то же время нужны приличные оборотные средства . У "Интуриста" сейчас рентабельность выше среднерыночной минимум в два раза. Это обусловлено тем, что у нас серьезные объемы бизнеса сосредоточены на гостиничном рынке, который обеспечивает нам при модели вертикальной интеграции более высокий уровень рентабельности. Однако с развитием в "Интуристе" выездного сегмента рентабельность будет постепенно снижаться до среднерыночной.

НА РОССИЙСКИХ КУРОРТАХ ЭТИМ ЛЕТОМ НЕ БУДЕТ ДЕШЕВЛЕ, ЧЕМ В ТУРЦИИ

- Могли бы вы корректно оценить обороты российской туриндустрии?

- Сложность оценки заключается в том, что не все въезжающие и выезжающие с туристическими целями могут быть действительно отнесены к туристам. Многие из них - челноки из приграничных регионов, ввозящие в Россию товар из Польши, Китая и Финляндии. Согласно статистике, выезд россиян с целью туризма в 2008 г. составил 8,56 млн человек. В деньгах это можно оценить примерно в $9,2 млрд. Въезд в Россию групп иностранных туристов мы оцениваем в 1,69 млн человек. Оборот - около $1 млрд. Данные о внутреннем туризме разнятся больше всего, поскольку объем организованных туров пока еще крайне мал. Мы оцениваем его примерно в 20 млн человек, в деньгах это примерно $15,4 млрд. Наша дочерняя компания, один из ведущих туроператоров, специализирующихся на внутреннем туризме, - "Ориент" обслуживает около 120 000-130 000 человек от этого объема. Причем компаний, более или менее заметных на рынке, работающих в этом сегменте, примерно 5-7. Это говорит о том, что организованного внутреннего туризма в России очень мало. Мы считаем, что в перспективе внутренний туризм будет расти, и приобретение нами в прошлом году компании "Ориент" основано как раз на этом прогнозе. Власти прилагают большие усилия для повышения интереса российских граждан к нашим отечественным курортам. Главный вопрос заключается в ценах. Я сомневаюсь, что отдых на российских курортах этим летом будет дешевле, чем, например, в Турции или Египте. Кроме того, если мы посмотрим уровень комфорта российских и зарубежных гостиниц на массовых направлениях, например таких, как Турция, Египет, Тунис или Болгария, боюсь, сравнение не в нашу пользу. Внутренний туризм будет расти, но для этого он должен быть подкреплен инфраструктурными изменениями. Я думаю, пик роста придется на 2014 г.

"Ведомости"