ЕСТЬ ЛИ ПРИЧИНА ДЛЯ ТОСКИ?

Сначала скажу о вещах неприятных и малоинтересных. О массовом языковом невежестве и о своем смущении при виде инвалидов. Не от легкой жизни и отнюдь не в лучшем настроении я отправился на встречу в центр изучения английского языка EF English First, что на улице Баумана, рядом с театром Качалова. Сам формат встречи показался несколько неожиданным, даже «искусственным»: красавица Олеся — посол «Сочи-2014», олимпийская чемпионка среди спортсменов с ограниченными возможностями, проще говоря, среди инвалидов. Она говорит о своих успехах в жизни, спортивных достижениях, об освоении английского языка по всемирно признанной методике EF, делится впечатлениями и взглядами на современность. На основе своей 25-летней биографии.

Признаюсь, я как-то не обращал внимания на фирму EF, хотя ее логотип где-то видел. Да и за соревнованиями паралимпийцев раньше не следил, не запоминал имена чемпионов. Просто не думал, какие это люди и насколько мощные, интригующие события происходят в этой среде.

Было как-то неудобно, жалко, даже страшновато. Недавно видел, как площадке у мечети «Ярдэм» идет футбольный матч среди спортсменов с ДЦП. Было любопытно, но неловко, даже стыдно, как будто заглядываю в чужую беду, как в бездонный колодец...

На красавицу Олесю решил пойти из интереса. Как и многие казанцы, я тоже пытаюсь втянуть в татарский язык своих внуков, живущих в столице Татарстана. А она (находя время в промежутках между тренировками и соревнованиями), выучила иностранный язык настолько, что бегло говорит на нем, беседует с журналистами. Интрига великая: как же по единой системе учат английскому в Оксфорде, Нью-Йорке, Пекине и Казани, причем за приличные деньги? По ней же готовят организаторов и 20 тысяч волонтеров Сочинской олимпиады. Здесь же выучили английскому языку 5 тысяч волонтеров Универсиады-2013.

Олеся Владыкина
Олеся Владыкина

Правда, нашу красавицу Эльмиру Калимуллину — официальное лицо студенческих игр — в дни Универсиады и после я ни разу не видел. А так хотелось наблюдать, как она общается с лидерами мирового уровня, гостями Казани, беседуя с ними на разных языках, которыми Эльмира владеет.

Хотелось увязать тему глобальных процессов лингвистики с изучением татарского языка в Татарстане и в регионах, особенно в Казани, где живет полмиллиона татар. Уж больно «неуспешная» и щепетильная пока тема...

«ХЕНДЕ ХОХ», «МЕРСИ», «ДЕАР ФРЕНДС».

«Исэнмесез!» — это значит «Здравствуйте!». Многие научились здороваться по-татарски. Недавно запущена третья по счету госпрограмма по языкам народов РТ, заложено немало денег и всяческих мер на изучение и татарского, и других языков.

Но, признаюсь, успехов пока немного. В частности, в Казани татарский язык не очень-то приживается. Есть в республике и стране тысячи учителей татарского, есть радио, ТV, газеты, журналы, книги, факультеты, академическая и вузовская наука, немалые суммы на все это потрачены за два десятилетия работы на языковой ниве. Однако урожай весьма скуден, результаты довольно скромны. Есть отчего отчаяться!

Чуть лучше обстоит с изучением иностранных языков. Здесь побольше учебников, методик, кадров, информационно-культурной поддержки, теле-радиопередач, записей, театров, художественной литературы. Говорят, что в мире 90 процентов текстов (может быть в компьютерах и интернете?) существуют на английском. Есть английские, французские, немецкие, турецкие культурно-языковые общества, культурные центры, случаются поездки, встречи.

Но! Вы часто видите соседа или знакомого, шпарящего на иностранном? Или читающего газету, книгу на английском? Очень редко. Всего 9 процентов населения владеет иностранным. Редко кто может похвастаться, что он говорит лучше министра спорта Виталия Мутко образца позапрошлого года. Массовое знание языков — на уровне «хенде хох», «мерси», «деар френдс». Любой чернокожий горничный египетского отеля, стамбульский продавец может обратиться на английском или немецком, но редкий россиянин с вузовским дипломом в первый же приезд за границу сможет поддержать простейшую беседу с персоналом ресторана или магазина.

ВЕЛИКИЙ, МОГУЧИЙ И СТРАДАЮЩИЙ...

Депрессивный настрой усиливается от сознания того, что немногие соотечественники даже на русском-то пишут и говорят грамотно. Жаргон, мат, канцелярит, наукообразный треп, политические штампы... Дело дошло до того, что депутат ЛДПР в экстазе патриотизма, чтобы поддержать русский язык, выдвинул законопроект, запрещающий гастарбайтерам на работе говорить на своем языке. В объяснительной записке самого депутата Зелинского обнаружена масса ошибок, словно он жил и учился где-то в кишлаке. Не говоря уже о сомнительной мотивировке запрета таджикам, узбекам говорить на своем языке на стройке или подметаемой улице, дабы не смущать местный контингент. Так ведь разговор и на татарском в Казанской ашхане может «вызвать негодование местного населения»? Что, собственно, и бывало раньше, когда иные требовали в трамвае «говорить на человеческом языке»...

Вся беда в непонимании чужого или малоизвестного «родного» языка. Не секрет, языковая политика в ряде стран часто приводила к конфликтам и даже революциям. Даже сейчас из-за языка русского населения натянуты отношения России с некоторыми сопредельными государствами. Нет, не праздная это тема, господа!

ЕСТЬ В НЕЙ ЧТО-ТО ГАГАРИНСКОЕ...

Пойдем-ка посмотрим на успешную красавицу с языками! Олеся Владыкина шокирует своей «звездной» простотой, обыденностью, искренностью. Как будто беседует со старыми друзьями, но без панибратства. Не лукавит и не стремится понравиться. Говорит все как есть. Как много значит для нее спорт. Как плавание и участие в соревнованиях помогли ей обрести дух. Как крупные спортивные форумы, олимпиады и универсиады создают инфраструктуру городов и регионов. Как помогает ей владение английским языком. Правильные вещи. От души.

Я живо поверил ей и представил ее, как она бежит по Васильевскому спуску у Красной площади, высоко держа единственной рукой факел, вызвавший у интернет-сообщества столько насмешек. Бежит, испытывая при этом эйфорию от потрясающего состояния, какое могло быть и у древних олимпийцев, и нынешних «огненосителей». Да, Олеся Владыкина — настоящий посол этого огня. Такие девчонки могут спасти ситуацию, достойно представить сложные и неоднозначные мероприятия.

Олеся Владыкина и Римзиль Валеев
Олеся Владыкина и Римзиль Валеев

Она говорит непринужденно, без конспекта. Ни одной стилистической ошибки, ни единого штампа, даже секундного замешательства и случайной оговорки. Настоящая находка для телевидения, радио. Могла бы выглядеть убедительной в роли крупного политического деятеля или пресс-секретаря государственного ведомства. Ее можно давать в эфир без монтажа, прямо «живьем»!

И красота ее не «топ-моделевская». Выглядит как обычная спортивная девушка, нормальная блондинка. Не киноактриса, но глаз от нее отрывать не хочется. Просто трудно. Попытался вывести ее из себя «коварными» вопросами, мол, не хочешь ли стать министром спорта, какие социальные проблемы российских регионов смогла увидеть, выехав из Москвы? И о чем хотела бы спросить Путина на «прямой связи» в четверг? Ответы были сдержанные, спокойные, разумные. При этом она не стала упоминать свои встречи с Путиным и Собяниным, которые, полагаю, ее запомнили крепко и надолго, так как им эти были даже нужнее. Кто-то поинтересовался ее личной жизнью. Олеся отказалась детализировать тему: «В этом смысле нет никаких проблем!»

Стало понятно, что передо мной настоящая звезда крупного калибра. Не только благодаря победам на Пекинской и Лондонской олимпиадах и мировым рекордам и награждению орденами Почета и Дружбы. Есть в ней что-то гагаринское, притягательное, вызывающее желание обнять, пожать руку, спросить что-то.

БЕДА ПРИНЕСЛА ДРУГУЮ ЖИЗНЬ

Обычная московская девушка. Музыкалка, спорт, иностранный язык. Ежедневно занималась плаванием, «доплыла» до кандидата в мастера спорта. До олимпиад и мировых чемпионатов было далеко. Окончила школу, поступила в Московский университет путей сообщения на кафедру спортивного менеджмента. Времени на тренировки не осталось. После развода родителей матери было нелегко тянуть ее и братишку. Параллельно с учебой стала работать продавцом в ЦУМ, в бутике Armani.

Через три месяца даже повысили. Началась абсолютно новая жизнь: друзья, вечеринки, клубы, кино. В отпуск, 14 февраля ее день рождения, махнула с подружками в Тайланд, чтобы окунуться в лето.

Дальше — экскурсия на автобусе, авария. Близкая подружка погибла, а Олеся лишилась левой руки. Жутко представить это «кино» с непонятным полетом над землей, переворотом машины, кровью, больницей, консульством, страховкой, полетом домой, лечением, процедурами... Совсем другая жизнь. Об этом Олеся не говорила, я вычитал в интернете в изложении коллег-журналистов. Но я верю им, все так и было.

Другая жизнь началась пять лет назад, когда ей исполнилось 20 лет. Как много всего уместила эта пятилетка! Как много пришлось сделать, не прекращая тренировок, не вылезая из абсолютно мокрой воды. В Пекин поехала, чтобы увидеть Китай, великую стену. А вернулась с олимпийской медалью, мировым рекордом. Это же как надо было рвануть по воде, как сконцентрироваться, посягнуть на невозможное!

Потом были тренировки, поездки, Лондонская олимпиада, участие на международных встречах, даже на Экономическом форуме в Петербурге, наряду с президентами крупнейших стран.

Можно только представить, как она училась жить и быстро плавать без одной руки. С фантомной болью, когда болит потерянная часть тела. Привыкать жить среди людей. Молодая, красивая...инвалидка. Инвалидность оформляли не без проблем. Наверное, надо было установить причину, найти тайландского шофера. Поэтому дали третью группу «по общему заболеванию» (!?). Жить с увечьем среди людей, ловить взгляды, ощущать жалость и бессердечие — как это непросто. Олеся говорит, что в цивилизованных странах на особенности тела не обращают внимания. В России смотрят с ужасом, только дети подходят, трогают, спрашивают, пока не прибежит мамаша в панике и уводит ребенка от «ненормальной» спортсменки. Менталитет меняется медленно. Ради этого стоит больше показывать соревнования паралимпийцев, рассказывать о них.

Жить с любым увечьем непросто. С детства помню соседа-инвалида с деревянной ногой. Добрый человек, руки золотые, хорошо работал, все умел. Только иногда, по выходным, отстегивал протез, выпивал граненый стакан, вытирал слезы...До сих пор помню его. Знаю слепых композиторов, певцов, глухих и слабослышащих, прикованных к постели писателей или обычных добрых соседей. А ведь многие из них — лучшие люди страны, цвет нации...

ПУСТЬ НЕ ОБИЖАЮТСЯ ЗДОРОВЫЕ «ИНВАЛИДЫ»

С Олесей Владыкиной расстался с удивительным чувством. Никакой жалости, даже сочувствия к ней из-за ее перегрузок не было. Только восхищение, зависть, белая зависть. Она не запомнилась как инвалид. Она живет, делает все по своему выбору, по необходимости своего графика жизни. На некоторых фотографиях виден протез, который она выбросила. Так ей удобнее. Наверное, не только физически, но и морально.

Запомнилась она как обычный счастливый человек. Уверенная, полноценная, такая, как есть. Плывет, как дельфин, живет, как живут нормальные сильные люди. Ездит верхом на лошади, это полезно. Помните, безногий академик Федоров тоже увлекался лошадьми, летал на своем самолете? Олеся прошлой зимой так лихо каталась на сноуборде, что даже сломала кисть правой руки, пришлось походить в гипсе. Тут ей хочется сделать замечание, предостережение: осторожнее, Олеся! Ты же нужна всем! Твой опыт постижения современной жизни, преодоления трудностей и покорения языков нужны остальным!

Вот в этом все дело. Олеся — естественная героиня спорта и современной России. А вот здоровые, упитанные «неудачники», не блещущие своей культурой, образованием, выглядят реальными инвалидами в не лучшем смысле слова!

Кто-то не может выучиться, получить специальность, найти место в жизни или нужную себе работу. Давайте проверим других современников, их знание обычных сторон действительности, грамотность, их владение языками, даже родным, государственным, иностранным, региональным! Давайте! Разве не калека тот, кто не может освоить школьную, вузовскую программу, выучить язык отца, матери, понять жизнь еще живых бабушек и дедушек? Предлагаю считать инвалидами здоровых лодырей, не способных освоить два-три языка, включая родной...

Разве можно считать полноценным человеком чиновника, составляющего безграмотные, бездарные бумаги и даже законопроекты? Особенность такой «инвалидности» в том, что за некомпетентность, лень, малодушие никто не платит пособий и пенсий.

РЕАЛЬНО ЛИ ПОВТОРЕНИЕ ПРИМЕРА ОЛЕСИ?

Не дай Бог, чтобы с кем-то из вас случилось подобное несчастье. Или другое. Но если когда-нибудь с кем-нибудь случится или уже случилось такое, ее пример, воля и стиль поведения весьма поучительны и оптимальны. Мне она показалась ключиком от тупика, примером недопущения безысходности и депрессии.

Не могу согласиться с тем, что 5 - 6 миллионов российских татар обречены на потерю идентификации, языка, культуры только из-за того, что они не живут в одном независимом государстве, составляя в нем большинство. Есть регионы, где татар 1,5 - 2 миллиона (Татарстан, Башкортостан), 150 - 200 тысяч (Ульяновская, Пермская,Тюменская и другие области). Количество эстонцев намного меньше, чем татар. Сопоставимо число литовцев, латышей. Не понимаю, почему татары должны прибедняться, комплексовать, мол, нас мало и за нами нет своего государства, состоящего в Организации объединенных наций, с посольствами в зарубежных странах. По-моему, у нас есть все, что нужно для адаптации в современных реалиях. Просто сегодня не буду перечислять.

У нас полно своих «послов» — астрофизик Рашит Сюняев, тренер Зиннатулла Билялетдинов, математик Карима Нигматуллина и ее отец — академик Роберт Нигматуллин, крупные политики и экономисты, государственные деятели, определяющие облик и место Татарстана. Разве не могла бы «лицо» Универсиады Эльвира Калимуллина достойно выступить перед журналистами? Кроме русского, она знает татарский, английский языки.

Все дело в том, чтобы общение с миром, с разными народами и странами стало обыденностью. Способность легко переходить на другой язык дает внутреннюю свободу, позволяет найти партнеров и друзей. Поэтому и тратят на освоение языков немало сил, времени.

НА УЛИЦЕ БАУМАНА, СРАЗУ ЗА ТАРАНТАСОМ ЕКАТЕРИНЫ ВТОРОЙ

Не удержался от соблазна хоть немного вникнуть в языковую школу Enlish First, которая полтора года назад открыла свой филиал в Казани. Она не может не удивлять! Полагаю, подобных компаний в мире немало, как и школ, колледжей, курсов, университетов. Но есть вещи, которые не сразу укладываются в голове. EF работает 49 лет, в 55 странах, развернув более 500 школ. Учат английскому и другим языкам по самой крутой системе, разработанной совместно с Кембриджским университетом. Частная, живущая на заработанные деньги компания, принадлежит то ли Швеции, то ли еще какой-то стране. Преимущественно учит английскому — и в Сан-Франсиско, и в Париже, и Кейптауне, и в Сиднее и Пекине, и теперь в Казани. По единой системе. Как это? Даже не скажу. Есть свои особенности. Каждый включается в учебу со своего уровня, приходит в удобное для него время и изучает ради своей цели, смотря для чего нужен язык.

Прежде всего — для того, чтобы выжить в эпоху глобализации. Сегодня английский язык является родным для 400 миллионов человек, но сейчас им уже владеют 2 миллиарда землян! С какой целью? А так, для понимания других народов, для бизнеса, науки, культуры, туризма. Не грозит ли подавление всех языков одним глобальным средством общения — английским языком? Знатоки говорят, что как раз наоборот. Современный человек знает свой родной, думает на нем, а на иностранном общается с другими народами. Верю: владение 2 - 4 языками гарантируют достойное применение каждого языка. Если человек их ценит и умеет пользоваться ими.

Просто уму непостижимо, чтобы в совершенстве овладеть языком за год активных занятий, или даже раньше, причем без отрыва от работы и домашних дел. Цена — примерно 500 рублей в час. Обычная расценка рядового репетитора. И люди платят! Даже организаторы Универсиады, Олимпийских игр не скупятся, привлекают компанию в качестве поставщика.

Но вряд ли EF — это панацея, лекарство на всякие случаи жизни. Например, не всегда язык сохраняется в памяти без активного применения. Как-то надо самим обладателям языков крутиться. Описание всех способов индивидуальной работы, оnline-обучение, программ языкового туризма, отдыха в странах и городах, где работают языковые школы и прочие чисто данные я здесь пропускаю. Оказывается, рекламные материалы и новостные сюжеты неоднократно публиковались в «БИЗНЕС Online», а так же появлялись в телеканале «ТНВ».

Захотелось погрузиться в это языковое море, привлечь к изучению татарского языка мировую, испытанную методику.

ЯЗЫКОВЫЕ ЛОДКИ В БУРЮ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Ознакомившись со всеми тонкостями работы поставщика Сочинской Олимпиады, вновь обратился в казанскую школу EF English First со своей идеей применения ее методики в изучении татарского языка. Хватит уже ссылаться на несовершенство методики, нехватку учебников, сильных преподавателей. Пусть татарский язык тоже изучают на уровне мировых достижений! Директор центра EF English First в Казани Валерия Семенова в один миг остудила воображение и мой реформаторский пыл. Оказывается, уже более года назад начали запрягать мировую компанию к телеге татарского языка!

Именно этим проектом был увлечен президент Татарстана Рустам Минниханов в своих переговорах с руководителями мировой языковой школы, с которыми теперь сотрудничают минобрнауки РТ и ученые КФУ. И уже сейчас можно учить татарский, зарегистрировашись на сайте. Вроде сейчас записались более 9 тысяч «учеников» при плановой нагрузке 10 тысяч человек! Можно определить свой уровень владения татарским и включиться в учебу, поставив конкретные задачи. Даже если допустить некую приписку, все равно есть шанс! Было бы желание, серьезная мотивация.

Уроков, платных курсов, бесплатных занятий для взрослых много. EF English First — один из шансов, если английский здесь дают за деньги, а татарский — совершенно бесплатно, по интернету, без отрыва от работы и семьи. Значит, все дело в желании и решимости овладеть языками?

Вот это да! Почему я ни от кого об этом не слышал, вернее, пропустил мимо ушей официальные сообщения? Наверное, просто не поверил. А другие? То же самое...

Почему никто из моих знакомых не включился в постижение татарского языка по системе, опробованной при изучении английского в 55 странах мира? Восторг и удивление, радость и смятение... Выходит, я вламывался в давно открытые двери, не обращая внимания на объявление в правительственных СМИ и сайтах? И деньги нашлись, и значение на уровне президентов и олимпиад придали. И презентация, оказывается, была!

Возможно, пока недостаточно массовости, приобщения всех заинтересованных к проекту. Будет лучше, если побольше народу узнает обо всех возможностях. Уже в январе по интернету начнется обучение в прямом контакте. Для этого сотрудники EF провели тренинги с 20 преподавателями, обучающими татарскому языку. Быть удачливым, знать языки, народы и страны, сохранять традиции и культуру предком оказалось технически возможно, просто реально! Все дело в том самом настрое, который вытащил Олесю Владыкину на гребень удачи после страшной аварии. Настрой на победу, благополучный исход умножает силы. Встреча с ней изменила мое настроение, убавило депрессию от растерянности перед глобализацией и всеобщим жлобством.

Меня ничуть не огорчили собственная неосведомленность, отставание от проектов нового времени. Да здравствуют и татарские, и русские, и прочие языковые школы, а так же online-занятия на уровне Кембриджского университета! Тревожно только то, что в череде мелькающих событий весь народ может оказаться в неведении, не придавая значения реальным шансам и переменам. В этом и заключается парадокс информационного века — новостей и знаний много, а времени и сил для их осмысления не хватает. Как бы не остаться без языка и мышления — это же самая натуральная инвалидность, только за нее никаких пенсий не платят.

И НАПОСЛЕДОК Я СКАЖУ...

Какой вывод можно сделать после нашего исследования? Способов овладеть 2 - 3 языками много. И педагогов, репетиторов, методик тоже немало. Пример Олеси показывает, что мотивация, стремление жизни, современным ритмам обязательно дает результат. И в спорте, в бизнесе, и в освоении языков, и в политике. Если же все останется по-прежнему, и госпрограммы будут нацелены на освоение выделенных средств, школьные и институтские уроки десятков миллионов учащихся — на проведение назначенных часов, репетиторы — на бесконечное продолжение платных занятий, так и останутся без языков и знания 90 процентов населения. «Хенде хох», «мерси», «деар френдс»... В мире уже так не живут, господа! Одноязычный «калека» с полуграмотным слогом неконкурентоспособен и мало кому интересен.

Пусть меня простят деканы и профессора инфаков и светилы педагогики и лингвистики вместе с чиновниками от образования. Все очень просто: результатом обучения признать только знание и применение языков, что не так сложно в эпоху глобальных коммуникаций. Такой лихой вывод я делаю после встречи с красивой девушкой перед Новым годом. Это же нормально, не так ли?