ТОПОВЫЙ МОСКОВСКИЙ ЗОДЧИЙ

Татарстанский девелопер «Ак Барс Девелопмент» привлек к работе над созданием концепции одной из частей реализующегося сегодня жилого района «Седьмое небо» известного столичного архитектора Сергея Скуратова. Он подготовит эскизный проект развития территории 8-го микрорайона.

Что интересно, это не первый опыт, когда Казань привлекает известных архитекторов со стороны. Эксперты «БИЗНЕС Online» с ходу назвали архитекторов Николая Голованова и Дмитрия Величкина, которые проектировали для ТАИФ и инвесторов комплекс «Европейский». На слуху также приглашение голландца Эрика Ван Эгераата (нереализованный проект «Национальная библиотека») и главного архитектора Барселоны Хосе Асебилью.

Руководство Ак Барс Девелопмент
Руководство «Ак Барс Девелопмент» и президент РТ Рустам Минниханов

Что же касается Скуратова, то он, по мнению экспертов, входит в пятерку самых известных (как, впрочем, и дорогих) столичных архитекторов, и многие из его объектов на слуху. К примеру, небоскреб на Мосфильмовской, ставший предметом противостояния между застройщиком «Дон-строй» и тогдашним градоначальником Юрием Лужковым. Предлагалось даже срезать несколько верхних этажей высотки, но в итоге объект был достроен и сдан без радикальных изменений. Мало того, в 2013 году этот небоскреб вошел в пятерку объектов, претендовавших на международную премию Emporis Skyscraper Award (определяет лучшие небоскребы планеты). Сюда даже водят экскурсии, которые рассказывают, что именно здесь, на самой вершине башни, расположены самые дорогие апартаменты в Москве. Ценник за них превышает миллиард рублей. Эксперты отмечают, что мастерская «Сергей Скуратов Architects» активно работает в сегменте luxury, и непременно вспоминают столичный фешенебельный Copper House. Сейчас в портфеле мастерской также проект микрорайона «Садовые кварталы» в Москве, который реализует структура Бинбанка известного миллиардера Михаила Гуцериева. Что интересно, консультантом по структуре микрорайона выступает известный в Казани главный архитектор Барселоны Хосе Асебилью.

Кстати, в ходе поездки в Казань выяснилось, что мать Скуратова родом из столицы Татарстана.

2 ТЫС. КВАРТИР ПОВЫШЕННОЙ КОМФОРТНОСТИ

Согласно утвержденному проекту планировки 8-го микрорайона «Седьмое небо», общая его территория составит 25,7 га, из которых 16,8 га будут отведены под жилую застройку. Территория будущего микрорайона располагается между центральным входом на ипподром и улицей Патриса Лумумбы (недалеко от высотки «Лазурные небеса»). Ожидается, что здесь будет возведено 1829 квартир общей площадью 256 тыс. кв. метров. Общее количество жителей составит более 5 тыс. человек. Сроком реализации проекта называют период после 2018 года. «Это станет своеобразной вишенкой на торте нашего жилого района «Седьмое небо». У нас получается интересный кусок на пересечении улицы Патриса Лумумбы, между улицей Камалеева, Мамадышским трактом и ипподромом. Там у нас будет жилье повышенной комфортности с соответствующей инфраструктурой», — рассказал «БИЗНЕС Online» советник по архитектуре и градостроительству «Ак Барс Девелопмент» Дмитрий Пузырев.

Что касается объектов соцкультбыта, то здесь (опять-таки согласно проекту планировки территории) предусмотрено строительство двух внешкольных учреждений. Также предусмотрены кинотеатр, библиотека, поликлиника, магазины, предприятия общественного питания, отделение банка и спортзалы.

Основные планируемые показатели проектируемого жилищного фонда жилого района «Седьмое небо»

№ микро-района

Терри-тория,

га

Жилые террито-рии, га

Насе-ление, чел.

Общая площадь квартир, кв. м

Коли-чество квартир

Средняя жи-лищная обес-печенность, кв.м/чел.

Плотность населения микрорайона при пересчете на 20 кв.м/чел., чел./га

1

28,24

22,34

11 697

315 831

4 178

27,0

430,3

2

12,41

10,81

5 178

139 803

1 849

27,0

425,3

3

10,50

7,01

3 239

87 449

1 157

27,0

417,5

4

16,24

5,72

2 457

66 339

878

27,0

393,7

5

50,74

6,27

3 590

96 922

1 282

27,0

442,2

9,69

1,96

1 020

25 510

444

25,0

450,0

11,45

6,79

4 844

139 504

1 994

28,8

450,0

28,62

0,83

632

14 890

238

23,6

450,0

8

25,76

16,89

5 120

256 000

1 829

50,0

423,6

ИТОГО

193,65

78,62

37 777

1 142 248

13 849

30,6

-

ПОЧТИ 500 ГА АЭРОПОРТА ПОД ЖИЛЬЕ

Напомним, что летом прошлого года исполком Казани утвердил проект планировки территории жилого района «Седьмое небо», который намереваются реализовать АБД на территории старого аэропорта. Первая очередь под названием «Казань XXI век» уже была реализована. Сам проект «Седьмое небо» развернется на огромной территории, которая на севере будет граничить с ул. Патриса Лумумбы и Мамадышским трактом, на востоке — с пр. Победы, на юго-востоке — с ул. Сахарова и Назиба Жиганова, на юге — с Вознесенским трактом, на юго-западе — с ул. Аделя Кутуя, на западе — с ул. Шуртыгина. Общая площадь территории района — 445,44 гектара.

Как сообщается в документах, расчетная плотность населения микрорайонов при средней жилищной обеспеченности планируется на уровне 20 кв. м на человека — 438,34 человека на гектар. Общая площадь жилых домов составит 1 435,12 тыс. кв. метров. Из них на жилье бизнес-класса придется 256,0 тыс. кв. метров. Причем из них существующий сохраняемый жилищный фонд составит 262,86 тыс. кв. м, а новое жилищное строительство — 1 172,26 тыс. кв. метров. Всего в комплексе будет 12 микрорайонов. Концепцию одного из них — восьмого — и будет реализовывать гость из Москвы Скуратов. Всю территорию планируется застроить за 8 - 10 лет. Предполагаемое количество жителей создаваемого жилого района — 46 тыс. человек.

В этом году «Ак Барс Девелопмент» начал строительство микрорайона 6Б — это продолжение застройки по улице Камалеева, вторая очередь ЖК «XXI век».

Сергей-Скуратов-Рё-Дмитрий-Пузырев-осматривают-место-Р±С
Сергей Скуратов (справа) и Дмитрий Пузырев осматривают место будущей застройки в районе «Седьмое небо»

«СВЕЖАЯ СТРУЯ — ЭТО ХОРОШО»

Сергей Саначин — градостроитель:

— Поскольку «Ак Барс Девелопмент» — частная компания, она имеет право привлекать кого хочет без всяких тендеров, аукционов. Частник привлекает любого — может быть, они дружат, или просто понравились работы этого архитектора. Свежая струя — это, по-моему, хорошо, тем более есть уже некие стереотипы в работах казанских архитекторов. Ну а Скуратов — это один из ньюсмейкеров московской архитектуры. Он хороший архитектор.

В других регионах московские архитекторы, разумеется, также работают. Такие, как Скуратов, работают, кстати, и за границей. Думаю, что это интересная затея. Главное — то, что «Ак Барс Девелопмент» решился раскошелиться на москвича, поскольку их услуги дорогие. Еще в 90-е годы мы сравнивали стоимость услуг в Казани и Москве, и оказалось, что москвичи были дороже в 8 раз. При этом работа делалась та же самая. В случае со Скуратовым также речь идет о типовой работе, а не о какой-то работе с общественным звучанием. Если есть деньги и желание, то это очень хорошее движение со стороны казанского девелопера. Возможно, это будет примером и ориентиром для местных проектировщиков.

Здесь, конечно, затрагивается больной вопрос, ведь многое в Казани проектируется неправильно. Я не касаюсь эстетической стороны, она скользкая. Есть градостроительные принципы, которые в нашем городе не соблюдаются. Со времен советской власти до последних пор у проектировщиков и заказчиков было желание переуплотнять районы, микрорайоны, кварталы, чтобы построить как можно больше жилья. И раньше, и сейчас было стремление перепичкать, сделать больше жилых домов за счет уменьшения всего остального. Вот отсюда-то в городе и не хватает стоянок, в частности. То же для зеленых объектов. Поэтому приходится сажать полоски деревьев вдоль магистралей, хотя это получается лишь гигиенический эффект. А людям нужны скверы, сады, бульвары. Важно помнить, что помимо эстетической стороны есть еще такой важный градостроительный момент, который местные архитекторы упускали.

Безимени-1.jpg
Чтобы загрузить картинку, кликните по ней мышкой

«ЗДЕСЬ МОЖЕТ БЫТЬ РАСЧЕТ НА ЗВЕЗДНОЕ ИМЯ»

Александр Дембич — заведующий кафедрой градостроительства КГАСУ:

— Московских архитекторов, по-моему, здесь немало работает. Те же Голованов и Величкин. Еще одно также строят московские архитекторы, но я сейчас конкретно их не вспомню.

С зарубежными архитекторами больше проблем, потому что они не знают ни нашего законодательства, ни правил согласования проектов, ни нашей строительной базы. Как правило, их работы редко увенчаются успехом. По крайней мере, я не знаю ни одного здания, спроектированного и построенного по проектам зарубежных архитекторов.

И Скуратов, и Голованов — это хорошие архитекторы. По классу они опережают подавляющее большинство казанских. Поэтому для проектирования отдельных зданий и сооружений, я думаю, вполне приемлемо их приглашать.

Все работы Скуратова в основном сосредоточены в Москве. Он проектировал очень много жилых домов. Действительно, они качественно проработанные, красивые. Знаковых проектов я у него не вспомню, как правило, это повседневная застройка. Но очень хорошего качества, рассчитанная на довольно элитных потребителей.

Здесь может быть расчет на звездное имя. Но я в этом сомневаюсь, потому что звездные имена московских архитекторов известны довольно узкому кругу профессионалов и неизвестны широкому потребителю. Поэтому, в данном случае, я не совсем понимаю, на что делается расчет. Возможно, они хотят привлечь московских инвесторов.

У московских архитекторов эскизные проекты стоят минимум в пять раз дороже, чем у казанских. Эскизный проект целого микрорайона, конечно, будет стоить дорого. Казанские сделали бы дешевле, тысяч за 200 - 300, эскиз, а москвичи, наверное, сделают за 1,5 - 2 миллиона, а может, и дороже.

Но тут есть важный момент: именно планировочные проекты они делают довольно посредственно. Объемные работы по отдельным зданиям — да, Скуратов хороший архитектор, он может сделать отдельные здания, комплексы зданий. Но есть разница между архитектором и архитектором-градостроителем. И планировочные работы лучше заказывать архитекторам-градостроителям. И они это сделают гораздо лучше, чем архитекторы, которые занимаются отдельными объемами. Я давно знаю творчество Скуратова, и он все-таки больше «объемщик». И в этом, я думаю, что «Ак Барс Девелопмент» делает не совсем правильный ход. Лучше бы они заказали планировку какому-нибудь градостроителю, а потом на отдельные здания пригласили бы Скуратова. Это было бы правильнее. А архитекторов-градостроителей немало и в Казани, и в Москве.

Виктор Токарев — генеральный директор ЗАО «АС-Ком», член союза архитекторов России и Татарстана:

— Практика привлечения московских архитекторов в Казани не очень распространена. Я знаю Величкина и Голованова, которые работают с ТАИФом. Такая практика полезна, потому что она дает новую кровь. Местные архитекторы могут посмотреть, как работают иногородние. Лично Скуратова я не знаю, но знаю достаточно большое количество других московских архитекторов. Московская школа является достаточно хорошей и имеет высокий класс.

Андрей Асадов — руководитель творческой мастерской Асадова, член правления союза московских архитекторов, преподаватель МАРХИ:

— Это сотрудничество — вопрос для меня интересный. Дело в том, что в 2008 году для того же инвестора мы выполнили конкурсный проект всего комплекса «Седьмое небо», но результаты конкурса так и не были объявлены. Ситуация была крайне странной и неприятной для нас. Поэтому, отвечая на ваш вопрос, сколько могут стоить услуги московских архитекторов, могу с сожалением констатировать: могут и нисколько не стоить!

Привлечение столичных архитекторов в регионы — весьма распространенный процесс, если заказчик хочет «столичную» архитектуру, хотя зачастую с самими архитекторами обходятся так же, как и в наших столицах с иностранцами: получают от них красивые концепции и дорабатывают силами местных проектировщиков. Хорошо, если проектировщики оказываются порядочными и исполнительными и берут автора проекта на сопровождение, но иногда автор и не подозревает, как выглядит его проект в доработанном виде, и происходит полное искажение первоначального замысла.

Что касается Сергея Александровича Скуратова, то он, безусловно, является одним из эталонов качества в современной российской архитектуре, поэтому, с одной стороны, можно порадоваться за будущий качественный проект, а с другой, надеяться, что заказчик сумеет воплотить заложенные идеи без потерь и прислушается ко всем доводам в пользу качественной архитектуры.