DSC_0750.jpg
Линар Гарифуллин

ВРЕД БУДЕТ ВОЗМЕЩАТЬСЯ В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ

- Линар Рустамович, расскажите, пожалуйста, подробнее, какие риски, связанные с эксплуатацией разбившегося самолета, застрахованы в вашей компании?

- У нас застрахован риск гибели и повреждения самолета, а также в добровольном порядке риск гражданской ответственности перед пассажирами сверх той суммы, которую выплачивает страховая компания «СОГАЗ» (то есть свыше 2 миллионов рублей). В состав компенсируемого вреда входит возмещение утраченной доли заработка погибшего пассажира, приходившейся на каждого иждивенца в части, не покрытой выплатами от ОАО «СОГАЗ» и от фонда социального страхования РФ, а также компенсация морального вреда. Таким образом, может сложиться ситуация, когда сумма, выплачиваемая компанией «СОГАЗ», будет недостаточна для возмещения тех материальных потерь, которые понесли родственники погибших в связи с их смертью. Законодательством РФ установлено, что ответственность авиакомпании не ограничена каким-либо лимитом, а это означает, что вред будет возмещаться в полном объеме в соответствии с положениями российского законодательства.

- Как будет рассчитываться компенсация? На какие суммы могут претендовать родственники пассажиров?

- Расчет компенсации осуществляется на основании определенного пакета документов – это в первую очередь документы, удостоверяющие личность всех лиц, которые могут иметь право на компенсацию (паспорта, свидетельства о рождении), документы о доходах пассажира (в первую очередь это справка 2-НДФЛ), сведения о составе семьи. При необходимости могут быть запрошены другие документы. Размер вреда определяется согласно нормам главы 59 Гражданского кодекса РФ. Все наши действия осуществляются в строгом соответствии с действующим законодательством.

- Родственники пассажиров знают о том, что у них есть право на получение компенсации от вашей компании?

- Через день после катастрофы мы опубликовали соответствующий пресс-релиз. На сегодняшний день у нас есть все контактные данные, мы общаемся с родными каждого пассажира, в том числе и с иногородними, им предоставляется вся необходимая информация. Всем известным нам родственникам погибших направлены соответствующие письменные уведомления. На сегодняшний день по 14 пассажирам уже предоставлены документы, необходимые для расчета компенсации, по ним ведется работа.

МЫ ЗАИНТЕРЕСОВАНЫ БЫСТРО И ЭФФЕКТИВНО ВЫПЛАТИТЬ МАТЕРИАЛЬНУЮ КОМПЕНСАЦИЮ

- На страховом рынке общепринятой практикой является передача крупных рисков в перестрахование. Был ли самолет перестрахован или компании придется самостоятельно нести убытки?

- Конечно, все риски по договору были перестрахованы в определенной пропорции. Нашими партнерами по перестрахованию являются лондонские синдикаты Lloyd’s. Назначенные ими авиационные сюрвейеры и юристы помогают нам в работе по урегулированию произошедших убытков. Хотелось бы отметить, что благодаря оперативной работе партнеров уже до конца года планируется произвести выплату страхового возмещения по АВИАКАСКО самолета.

- Как вы относитесь к появившейся в СМИ информации о том, что различные иностранные юридические фирмы предлагают родственникам пассажиров и членов экипажа заключать с ними соглашения о предоставлении интересов, обещая возможность получить через предъявления исков в других государствах куда большие суммы компенсации, чем предусмотрено законодательством России?

- Пока неясно, есть ли вообще основания для возможности рассмотрения таких исков в иной юрисдикции, чем Российская Федерация. На мой взгляд, никакой необходимости торопиться с заключением соглашений с иностранными юридическими фирмами нет. Мы заинтересованы в том, чтобы максимально быстро и эффективно помочь родственникам пассажиров возместить их потери в плане материальной компенсации. В США судебные тяжбы могут длиться годами. Кроме того, суды США, рассматривая иски, связанные с авиационными происшествиями по внутренним перевозкам в других странах, как правило, применяют право этих государств (в данном случае Российской Федерации), и для подтверждения исковых требований необходимо предоставлять те же документы, что и в России.

Хотелось бы отметить, что наша компания не первый год на рынке, от того, как мы проведем работу по данному убытку, зависит наша репутация. А иностранные юридические фирмы являются, по сути, посредниками, для них это бизнес. Расходы на их услуги могут составлять весьма значительные суммы. И если что-то пойдет не так, даже защитить права граждан, доверившихся иностранным юристам, будет непросто, ведь соглашение, заключенное с ними, будет регулироваться нормами права другого государства. Поэтому прежде чем передавать право вести свои дела иностранным юристам, нужно очень взвешенно все обдумать.

Светлана Новикова