ДАМЫ С БУКЕТАМИ

Концерт Валерия Леонтьева в Казани традиционно организовала компания «Сабантуй» и лично ее шеф Фарид Мухамедъяров, о котором можно с уважением сказать, что он один из верных поклонников певца и всегда проводит его визиты в столицу Татарстана должным образом.

В фойе бросалось в глаза, что публика, пришедшая на концерт, в основном состоит из представительниц прекрасного пола в той возрастной категории, про которую говорят «немного за…». Многие были с букетами – это традиционно для концертов Леонтьева, который, к радости поклонниц, во время выступления совершает «вояжи» в зал и в это время ему можно вручить цветы, а, если повезет, и сфотографироваться с кумиром. Забегая вперед, скажем, что бесконечное фотографирование явно раздражало певца, о чем он неоднократно и недвусмысленно говорил.

Публика в почти заполненном зале была в основной массе явно не из самых обеспеченных слоев общества, что подчеркивалось туалетами с обилием пайеток и претензией на шик. Но это и трогало: зрители покупали далеко не дешевые билеты, как бы присягая на верность кумиру. Кстати, среди зрителей была замечена финалистка шоу «Голос» первого сезона Эльмира Калимуллина – очевидно, она пришла получить своего рода мастер-класс.

ЗАТМЕНИЕ СЕРДЦА

Когда в начале 80-х годов прошлого века Леонтьев появился на эстраде, зрители удивлялись: «Вот здорово: и поет, и танцует», не понимая, что это норма, всего лишь норма для мастера. Теперь удивляет иное: «Ему за 60, а он еще выступает!» И это тоже норма – быть в хорошей физической форме, если ты выходишь на эстраду, если ты человек публичный. Леонтьев просто-напросто всегда ведет себя, как нормальный человек его профессии.

…Он выходит на сцену неожиданно, просто вдруг появляется среди своих танцоров из группы «Опасные связи», и, кстати, работает в танце почти с ними наравне. Виртуозно владеет голосом, его характерные – чуть-чуть с прононсом, который он иногда утрирует, – интонации невозможно спутать. Там, где можно чуть пощадить голос, делает это очень умело – школа, полученная у одного из лучших выступавших на эстраде российских теноров Георгия Виноградова.

Первая песня – «Танцевальный час на солнце» Давида Тухманова на стихи Семена Кирсанова, с ней Леонтьев победил в свое время на всероссийском конкурсе в Ялте, и эта победа открыла дорогу к победе на «Золотом Орфее». Ему не нужно «разогрева» – он сразу берет максимальный темп. Экспрессия, эмоции бьют через край, Леонтьев умеет быть потрясающе собранным. Это как месседж из прошлого: я все тот же!

Но идет одна песня, вторая, третья… И потихоньку начинает накапливаться чувство внутреннего дискомфорта. Леонтьев работает как всегда с полной отдачей, но настроенность программы, ее несбалансированность не оставляют впечатления чего-то цельного. «Затмение сердца», «Три минуты» – здесь он хорош, искренен, ничего не играет, заставляет зал думать. Но некогда очень смешная песня «Сокровища Черного моря» в новой редакции оставляет впечатление грустное из-за удручающей безвкусицы кордебалета.

В свое время коронный номер, подаренный певцу Марылей Родович, польские «Разноцветные ярмарки» безнадежно испорчены от того, что первые два куплета шли в зале и были «сбиты» необязательной игрой с публикой.

Самый стильный номер концерта – «Американо». Костюмы, кордебалет – здесь все в меру. И сам Леонтьев – изящный, веселый, легкий… Прежний. Увы, это всего лишь один номер. А уже следующий – попытка изобразить подобие бродвейского мюзикла в домашних условиях – напоминает соревнование Эллочки Щукиной с дочерью Вандербильда.

«ВЫ ПРОСИТЕ ПЕСЕН? ИХ ЕСТЬ У МЕНЯ!»

Что же происходит с артистом, энергетике, глубине и потенциалу которого можно только позавидовать? Его маска Пьеро снята, вместо нее появилась иная – рубахи-парня. Но это именно маска, скрывающая глубинные причины, какое-то внутреннее неблагополучие.

Неблагодарная задача упрекать в чем-то многолетнего кумира, горько говорить: «Мы просим хлеба, а вы дали нам камень». Лучше вспомнить, что когда на нашей эстраде царил эзопов язык, Леонтьев, освоивший его, возможно, много лучше других, ох, как много говорил нам из того, что нам надо было услышать. Тот, кто помнит его «Ледяной дом» про царицу и шута или «Бал», поймет, о чем я.

Временами на вчерашнем концерте Леонтьев был так безоглядно весел, что верить в эту веселость было трудно. Она напоминала то, что Александр Блок назвал «болезнью, незнакомой телесным и душевным врачам, имя ее – ирония». Ею, писал поэт, больны лучшие люди своего времени. Эпидемии этой болезни случаются, когда время становится безвременьем. Не так ли у нас сейчас?

Порой было очень похоже, что Леонтьев иронизирует по поводу себя самого. Он нарочито сейчас играет на сцене такого «Валеру», которого хочет видеть публика. В шоу-бизнесе действуют законы рынка. Спрос рождает предложение, как это ни печально, и тот, кто был поводырем, сам становится ведомым.

Да, очевидно, большую часть его зрительского сегмента это устраивает, но ведь поменяйся он сейчас, и публика в залы на его концерты может прийти иная. И ей не нужны будут выходы в перьях и песня «Ягодка», а будут нужны и Данте, и Ахматова, и Вознесенский, и Норвид. Высокая поэзия и хорошая музыка, леонтьтевская пронзительная искренность и нонконформизм, он сам, пришелец из «ненаглядной стороны».

Леонтьев 40 лет на сцене, и за это время пробился сквозь кордоны запретов и непонимания, он сам сотворил себя в искусстве, он даже сумел преодолеть то, что могут преодолеть только самые сильные – медные трубы, в его поведении нет и никогда не было ни грана самолюбования.

В нем – огромный запас нерастраченных сил. Если бы это не чувствовалось, наверное, и говорить было бы не о чем. Леонтьев способен на то, что мы называем сейчас модным словом «перезагрузка». После чего для постановки его шоу может понадобиться режиссер, и сценограф, и художник по костюмам, то есть команда профессионалов, достойных работать с таким художником и очень ему необходимая. Как это уже было в его жизни в рок-опере «Джордано Бруно», в шоу «Полнолуние», «По дороге в Голливуд» и других работах. Он не должен быть ведомым пусть и любящей его публикой.

Не оставляете стараний, маэстро…