1.jpg

ОТЦЫ И ДЕТИ

Нынешняя фестивальная программа рассчитана на два дня и включает в себя целый ряд мастер-классов именитых литераторов, презентацию августовского номера литературно-художественного журнала «Октябрь», где большая часть посвящена Василию Аксенову.

В этом году на фестиваль приехал большой московский десант: это и главный редактор «Октября», координатор фестиваля Ирина Барметова, прозаик Александр Кабаков, сценарист Леонид Юзефович, поэт Евгений Попов, родственник Аксенова, занимающийся его архивом, Виктор Есипов. Из новых персон — казанец Денис Осокин и его верный друг, режиссер его звездных фильмов Алексей Федорченко.

Главным событием нынешнего фестиваля станет перформанс «Анфан террибль и его родители». Он сделан по письмам к Аксенову его родителей — Павла Аксенова и Евгении Гинзбург. «Это будет настоящее погружение в эпоху, не «фанера» и не фильм «Стиляги», — пояснил в ходе пресс-конференции Попов. Именно эта изюминка программы продиктовала основную тему «Аксенов-феста» этого года — взаимоотношения родителей и детей.

«ЕВГЕНИЯ СЕМЕНОВНА ШИЛА ПАЛЬТО ВАСЕ...»

О том, что эти письма найдены, Барметова заикнулась на прошлогоднем фестивале, но год назад еще было неясно, что из этого выйдет. «Я пришла к Виктору Есипову и увидела у него лежащий немного в стороне сверток с туго перевязанными листками. На мой вопрос, что это, он ответил, что это письма родителей Василия Павловича. Они писали ему часто, но он, как всякий молодой человек, отвечал им реже. Его ответы вообще не сохранились, к сожалению», — рассказала она.

Письма путешествовали 60 лет. Они писались в 50-е годы, приходили в Казань, потом Аксенов увез их в Ленинград, в Москву, оттуда — в эмиграцию в Вашингтон, затем они вернулись в Москву и вот снова прозвучат в Казани. Так как ответы не сохранились, авторы текста перформанса взяли вместо них произведения Аксенова, и он словно отвечает родителям своими сочинениями.

На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», подвергались ли письма купюрам, Барметова ответила утвердительно, пояснив, что в них много личного, личных оценок членов семьи, и не стоит все это выносить на публику, так что приходилось не переходить грань и не внедряться в личную жизнь людей. «Мы не хотели делать «клубничку», — подчеркнула она.

- Евгения Семеновна своим трудом тащила всю семью. Она тащила своего третьего мужа, своего второго мужа, который сидел в Красноярске. Она шила пальто Васе, умоляя его, чтобы он учился так, чтобы у него была хоть какая-то «стипуха». Зубодробительная назидательность, которая есть в этих письмах, сочетается с искренними порывами женской любви и женской натуры. И все это покрыто сквозящим везде в письмах легким флером юмора, за который прячется Евгения Семеновна, — рассказала Барметова.

«ПРОЗА ОСОКИНА БЫЛА САМОЙ ИНТЕРЕСНОЙ»

Еще одна фишка фестиваля этого года — участие Осокина и Федорченко. Осокин был на пресс-конференции, но не выразил желания пообщаться с журналистами, а Федорченко к моменту встречи с журналистами не успел приехать в Казань. Поэтому о его последних успехах рассказала Барметова. По ее словам, Федорченко хорошо пробует себя в прозе и вот-вот получит премию журнала «Октябрь» за успешный дебют — таковым стал его рассказ «Спички».

Что касается Осокина, то он, как выяснилось, имеет большой успех и на театральной сцене, и не какой-нибудь, а МХТ им. Чехова. В МХТ, на прославленной сцене в Камергерском переулке, где витают тени Станиславского и Качалова, недавно был поставлен литературный спектакль «Пространство прозы» по сочинениям современных российских прозаиков. Режиссер спектакля Марина Брусницына выбрала 9 авторов, среди них есть и Осокин. Инсценировка его рассказа «В Ожидании Ольги» стала, по мнению Барметовой, самой удачной. Осокин в МХТ — это тянет на сенсацию.

И Осокин, и Федорченко проведут на фестивале мастер-классы. Помимо этого, будет показана ретроспектива лент последнего.

«ПОНЯТИЕ ПРОВИНЦИИ ИСЧЕЗЛО С ИНТЕРНЕТОМ»

«Аксенов-фест» этого года проводится в непривычное время — обычно фест собирает поклонников творчества Василия Павловича осенью. Как оказалось, фестиваль этого года вообще мог не состояться из-за отсутствия денег. Но благодаря личному участию застрельщика фестиваля — мэра Казани Ильсура Метшина — «Аксенов-фест» все-таки было решено проводить.

- В этом году мы приехали в Казань не очень большим составом, потому что буквально в последнюю минуту узнали, что фестиваль будет, пришлось срочно корректировать планы, — пояснила Барметова. Тем не менее программа фестиваля, на первый взгляд, выглядит весьма интересной. К примеру, завтра в ее рамках пройдет круглый стол на тему «Культура провинции — понятие географическое: проблемы существования и развития».

В ответ на вопрос журналистов, можно ли считать Казань провинцией, довольно-таки резко высказался Юзефович: «Если раньше жители столиц имели доступ не только к колбасе, но и к информации, то сейчас, с появлением интернета, все изменилось. Я могу назвать вам с десяток отличных писателей, живущих не в Москве. Более того, издательства ищут новых, нераскрученных авторов».

В свое время и наш земляк, чьим именем назван фестиваль в Казани, был «молодым и нераскрученным», но, став мэтром, Аксенов не стал «бронзовым», а оставался всю жизнь «джазово-джинсовым», как назвала его Белла Ахмадуллина. Об этом нам лишний раз напоминает «Аксенов-фест».