«ЕДИНСТВЕННЫЙ СЛУЧАЙ, КОГДА ТРАНЗИТ ЗАДЕРЖАЛСЯ ДО 15 ДНЕЙ, БЫЛ ВЫЗВАН ФОРС-МАЖОРОМ»

Возможности ускорения транзита товаров, проблемы их классификации и другие вопросы взаимодействия с участниками внешнеэкономической деятельности обсудили участники расширенного заседания Общественно-консультативного совета таможенных ведомств ПФО, прошедшего в минувшую пятницу в режиме видеоконференции. Пока центр в лице Приволжского таможенного управления в Нижнем Новгороде готовился дать старт заседанию, представители крупнейших предприятий РТ-участников ВЭД и руководство Татарстанской таможенной службы за круглым столом в одном из кабинетов ведомства внимательно изучали пухлый пакет раздаточных документов. Совещание, которое, как выяснилось, в этом году проводится уже в третий раз, предваряет 100-процентный переход на электронное таможенное декларирование с 1 января 2014 года — в этой связи таможенники собрались с целью обозначить готовность — свою и бизнеса — к работе на новом уровне взаимодействия.

Вскоре с экрана слово взял и.о. первого заместителя начальника управления по таможенному контролю Приволжского таможенного управления Сергей Жданович. Он сообщил, что в этом году в округе было пропущено свыше 10 тыс. партий товара, 99% которых составили прямые поставки. Он отметил, что с начала октября для 259 товарных партий возникла необходимость дополнительного таможенного обеспечения — преимущественно в виде внесения денежных средств на депозит ТС.

— Как показала практика, ежедневно с колес перемещается около 25 товарных партий, средняя время транзита составляет около трех дней. Единственный случай, когда товар задержался более 15 дней, был вызван форс-мажорными обстоятельствами, — рассказал Жданович. Тем не менее, по мнению спикера, даже три дня — срок достаточно большой, «мы над этим с вами работаем», а сократить его позволят информационные технологии: переход на электронное таможенное декларирование и сопровождение поставки, оnline-взаимодействие между ведомствами.

ЭКСПЕРИМЕНТ №1: ТРАНЗИТ БЕЗ ОБЕСПЕЧИТЕЛЬНЫХ МЕР

Кроме того, в этом и грядущем году таможенная служба запускает ряд экспериментов, приглашая к добровольному участию участников ВЭД. Правда, не всех, а тех, кто соответствует определенным критериям, порой достаточно жестким для участников рынка.

Как рассказал Жданович, с 1 ноября текущего года ФТС организован эксперимент с участием транспортных компаний — добросовестных участников рынка, для которых таможенный транзит будет осуществляться без обеспечительных мер. Главная цель эксперимента — интенсификация автомобильного грузового траффика. Для этого компании необходимо соответствовать установленным требованиям и обратится с заявлением в региональное управление ТС. Однако пока перевозчики не достаточно активно вовлекаются в процесс, а вовлеченные зачастую отсеиваются по формальным и объективным признакам.

Так, по словам Ждановича, в регионе потенциальными участниками эксперимента являются 40 - 50 транспортных компаний. Из них пока только 11 обратились с соответствующим заявлением, а в итоге подошли только 5: кто-то показал отсутствие чистой прибыли, одна из организаций оказалось подвергнута административному наказанию. Но даже указанная пятерка не смогла пока реализовать задумку ФТС ввиду отсутствия справки из другой службы, налоговой, о применении организацией упрощенной системы налогообложения.

Комментируя ситуацию, начальник Приволжского таможенного управления (ПТУ) Сергей Рыбкин призвал усилить контроль за проведением эксперимента: «Может, участники внешэнеэкономической деятельности не в полной мере знают необходимый перечень документов, проинформируйте».

ЭКСПЕРИМЕНТЫ ДЛЯ НИЗКОРИСКОВЫХ: «ЗЕЛЕНЫЙ СЕКТОР» И ЭЛЕКТРОННАЯ ПРОВЕРКА

Другим «пробным шаром» таможни является формирование так называемого «зеленого сектора» — участников ВЭД с низкой степенью таможенного риска — и установление для них минимального таможенного контроля. Как доложил начальник службы таможенного контроля после выпуска товаров ПТУ Руслан Николаев, в ПФО в такой грин-реестр вошли 15 организаций, от которых получено предварительное согласие на участие в эксперименте. По словам Николаева, идея состоит в том, чтобы свести к минимуму контакт добропорядочного участника ВЭД и таможенного инспектора.

— Мы рассматриваем и возможность освобождения данных организаций от выездных проверок, — порадовал Николаев. По его словам, альтернативой послужит очередное новшество ТС — электронная камеральная проверка.

— Наиболее затратное направление — это отправление запросов проверяемому лицу и получение ответов. По нашим расчетам, переход на электронную проверку позволит сократить время ее проведения в пять раз — до 6 дней, — отметил спикер.

«БУКВАЛЬНО ОДНА БУКВА НЕ ТА, И ПРОГРАММА УЖЕ НЕ ВОСПРИНИМАЕТ»

Обсудили члены Совета и первые проблемы транзита в рамках Таможенного союза — в частности, связанные с классификацией товаров. Как констатировал замначальника Приволжского ТС Николай Харюшин, с увеличением товарного потока и усложнением номенклатуры возросло и число спорных случаев. Такими товарами, в частности, является продукция нефтехима и машиностроения — отраслей, где в Татарстане представлены наиболее активные участники ВЭД.

— Выявляется ряд нарушений, в том числе неточное описание товара (графа 31 декларацииред.), отсутствие подтверждающих документов и — редко, но бывает — предоставление заведомо неверных сведений. Особенно много ошибок при указании номера сертификатов соответствия, — отметил Харюшин. В качестве примера таможенник привел ОАО «Казаньоргсинтез», где проводилось декларирование жидких продуктов пиролиза — смеси ароматических углеводородов, товаров, как оказалось, беспошлинных. Однако, по его словам, участнику ВЭД необходимо было указать, что в составе ввозимого товара количество таких углеводородов составляет более 50%, а такие данные отсутствовали.

— Аналогичные недостатки выявляются в декларациях таких фирм, как «Нижнекамскнефтехим», «Роснефть», «Русский погрузчик» и ряде других, — отметил спикер.

Между тем, подобные ошибки дорого обходятся участникам ВЭД. Как отметил Рыбкин, неверное заполнение 31 графы приводит к увеличению сроков таможенного оформления и, соответственно, удорожанию товара. При этом полный переход на электронный документооборот может только усугубить проблему — «буквально одна буква не та, и программа уже не воспринимает».

Но, оказывается, не только участники ВЭД «виновны» в задержках по формальным признакам — таможенный транзит нередко тормозит неэффективная работа органов исполнительной власти.

— Практика показала, что за последние три месяца таможенными органами региона было направлено 9 тысяч запросов (в органы исполнительной власти ред.) на предоставление электронных документов, и только треть получила ответ. Половина не найдена, 4% — с ошибками, в отношении 16% ответы не получены. Очевидна недостаточная готовность сервисов госорганов, — подчеркнул Харюшин, а Рыбкин, в свою очередь, назвал ситуацию «удручающей».

Но, по словам Харюшина, бизнес может подстраховаться, обратившись в таможенное ведомство за предварительными решениями, срок вынесения которых составил в среднем 23 дня.

«УЧАСТНИКИ БУДУТ ПРОСИТЬ ЕЩЕ БЫСТРЕЕ, НАС БУДЕТ ЕЩЕ МЕНЬШЕ, НО МЫ ДОЛЖНЫ РАБОТАТЬ ЕЩЕ ЛУЧШЕ!»

Когда основная часть заседания завершилась и потух экран видеосвязи, руководство Татарстанской таможни и приглашенные участники ВЭД подвели краткие итоги услышанному.

Отметив, что по количеству выданных электронных сертификатов РТ находится на втором месте в округе (после нижегородских коллегред.), начальник Татарстанской таможни Альберт Мавликов сообщил, что в рамках эксперимента транзита без обеспечения в республике были выбраны пять компаний. Однако на сегодняшний день, по его словам, документы подготовили два перевозчика, из них в конечном счете прошел лишь один (второй оказался непроходным по формальному признаку ред.). В «зеленый сектор» татарстанского таможенного пространства, как сообщил Маликов, вошли 9 промышленных предприятий и три автопроизводителя.

Начальник Татарстанской таможни также отметил остроту темы классификатора товаров, которая «была проиллюстрирована нам на наших же примерах». «Продукция «Оргсинтеза» и «Нижнекамснефтехим» — достаточно типична для ситуации. Несмотря на то, что мы вроде бы работаем в одной и той же системе, был массированный пресс проверок, и я рад, что мы все с успехом прошли», — сказал Мавликов.

— Чем больше мы работаем, тем больше требований у участников ВЭД. Они в дальнейшем будут просить еще быстрее, объемы будут расти, а нас будет еще меньше, — признал Мавликов, имея ввиду грядущее кадровое сокращение в ведомстве. — Но мы должны повысить качество нашей работы.

В завершение Мавликов сообщил, что 24 декабря в Торгово-промышленной палате РТ состоится расширенная встреча татарстанских таможенников и бизнеса, где вновь будут подняты все прозвучавшие на Совете вопросы. «Поговорим о выборочности, о факторах, влияющих на сроки прохождения товаров, об особенностях таможенных платежей», — уточнил глава Татарстанской таможни.

Смеем предположить, что бизнес, в свою очередь, подготовил свои наболевшие вопросы, и будет ждать этой «рождественской» встречи с нетерпением.

Александр Волконадский
Александр Волконадский

«ЗАМЕДЛЯЮТ ПРОБЛЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА»

Корреспондент «БИЗНЕС Online» попросила участников заседания прокомментировать услышанное.

Александр Волконадский — начальник сектора по таможенным операциям управления внешней торговли ОАО «Казаньоргсинтез»:

— Надо отметить, что сегодня прогресс во взаимоотношениях с таможенной службой очевиден. Конечно, есть какие-то недоработки, но многие вещи проходят в виде эксперимента. Что-то применяется на практике, что-то пересматривается — излишний контроль и так далее. «Казаньоргсинтез» также принимает участие в экспериментах таможни: мы первое предприятие в Татарстане, которое перешло на электронное декларирование, еще в 2009-м году.

Конечно, много вопросов по химическим товарам. Химия — это очень сложный продукт, и какие-то недочеты (по заполнению таможенной документацииред.) прошли. Были инициированы масштабные проверки на всех уровнях, в том числе со стороны Энергетической таможни. Пришлось доказать, что структура товара действительно соответствует коду 33-й графы. Сейчас все подтвердилось, все вопросы по этому товару мы сняли.

Альберт Хуснутдинов — директор по логистике ООО «ЦФ Кама»:

— Я считаю, что на площадке Общественно-консультационного совета можно обсуждать любые проблемы и вопросы, которые существуют в бизнес-сообществе РТ. Более того, в нем участвуют самые крупные, опытные участники внешнеэкономической деятельности республики, но речь не идет исключительно о лоббировании интересов крупного бизнеса. Участвуют и малые, и средние компании, имеющие отношение к ВЭД, представители предпринимательских объединений. Например, мы предприятие среднего бизнеса.

На мой взгляд, таможенным органам следует сегодня обратить внимание, прежде всего, на техническую составляющую процесса.. Все договоренности сторон достигнуты, но проблемы технического характера замедляют общение таможни и бизнеса. На сегодняшнем совете упоминалось, что планируется внедрение электронных камеральных проверок для участников ВЭД с низким риском нарушений. Мы попали именно в этот круг предприятий, будем участвовать в эксперименте. Это облегчит и работу таможенных органов, и нашего предприятия. Но, вместе с тем, мы сейчас готовим проект письма, в котором изложим свои предложения по устранению технических проблем в электронном взаимодействии.

Альберт Хуснутдинов
Альберт Хуснутдинов

Альберт Мавликов — начальник Татарстанской таможни:

— По перевозчикам ситуация рабочая. Под критерии эксперимента подходят далеко не все, в критерии входит количество автотранспортных средств, определенный объем за год и так далее. Под них подходят не занимающиеся грузоперевозками от случая к случаю, а настоящие перевозчики, профессиональные и добросовестные участники рынка. Мы проверяли порядка 15 - 17 потенциально подходящих транспортных компаний, из которых подошли в итоге пять перевозчиков. Тоже своего рода «зеленый сектор». Кроме того, в ходе эксперимента, если он пойдет удачно, критерии могут меняться, становиться более щадящими.

Когда в 2011-м году начиналась работа по формированию «зеленого сектора», мы сами предлагали подходящим низкорисковым компаниям воспользоваться такой возможностью. Многие из тех, кто сегодня в этом реестре, вошли туда с нашей подачи. Этот процесс продолжается, и любое предприятие, которое считает, что подходит под критерии «зеленого сектора», может и сейчас туда войти.

Кроме того, хотелось бы отметить, что инспектор сегодня не может по своему усмотрению решать, досматривать или не досматривать товар. Любой досмотр — это следствие срабатывания определенных факторов риска, которые фиксирует система. Если возникают какие-то отклонения от стандарта, программа выдает инспектору «риск», предполагающий досмотр.