С НОГ НА ГОЛОВУ

Преступник — это только преступник. И точка. Неважно, в какие одежды рядится преступление. Будь оно совершено под черно-белыми знаменами с исламской символикой, будь оно совершено людьми в погонах, преступник — это только преступник. И не более. Не секрет, что многие люди забывают об этой простой, в сущности, истине, привязывая личности преступников к их этнической или религиозной принадлежности. Грешат этим часто и СМИ.

В результате создается деформированное представление людей о существующей социальной действительности, ибо возникает ложное ощущение, будто корни преступности лежат в национальной культуре того или иного народа или в учении той или иной религии. Такой подход ставит с ног на голову понимание серьезнейшей проблемы сегодняшнего дня, ибо следствие выдается за причину. На самом деле не религия порождает преступников, но преступники могут искать оправдание своим злодеяниям в религиозной или националистической риторике.

Можно в этом ключе задаться вопросами: какой национальности был Чикатило? Каких религиозных воззрений придерживался Гитлер? Сама пресуппозиция подобных вопросов ложна по своей сути. Не украинское происхождение известного советского маньяка погубило десятки безвинных людей, не христианская риторика Гитлера развязала Вторую мировую войну. Рассуждая таким образом, мы не только бросаем тень на целые народы и религии, но и уводим фокус общественного внимания от понимания подлинных истоков преступной деятельности человека. А это опасно, ибо мы начинаем идти по ложному следу и, как следствие, бороться с ветряными мельницами.

«НЕ ИСЛАМ ПОРОДИЛ УСАМУ БЕН ЛАДЕНА, НЕ ХРИСТИАНСТВО СОЗДАЛО ГИТЛЕРА, НЕ АТЕИЗМ ВЫКОВАЛ СТАЛИНА»

Не секрет, что от подобного отношения страдают больше всего мусульмане. Ведь об исламском радикализме как одной из угроз нашего общества в большинстве СМИ рассуждают гораздо чаще, чем о русских фашистах, воинствующих безбожниках или оборотнях в погонах. Отсюда и возникает та исламофобия, которая отравляет атмосферу межрелигиозных отношений. Радикализм — это действительно угроза. Однако его порождает не ислам. Ислам выступает здесь только лишь ширмой.

В качестве иллюстрации приведу один пример. Мне не раз приходилось сталкиваться с членами религиозно-политической секты «Хизб ут-Тахрир». Именно стараниями подобных деятелей, маскирующих свой экстремизм в мусульманскую обертку, и возникает у многих татарстанцев ощущение наличия в республике исламской угрозы. Напомню, что активисты данной экстремистской организации устраивали в Казани автопробеги с черно-белыми флагами в связи с освобождением из мест лишения свободы своих подельников, а также митинг на площади у театра им. Галиаскара Камала в 2012 году. Цель данной партии — построение всемирного исламского халифата. Естественно, что подобные лозунги увязывают в сознание многих людей ислам и экстремизм в нечто единое целое. Но повторюсь, ислам тут абсолютно ни при чем. Все дело в людях.

В ряды «Хизб ут-Тахрир» собираются люди, скажем деликатно, с определенным складом личности. Их, как говорится, хлебом не корми, дай покричать, что все кругом ужасно и плохо. А риторика и идеология, которые используются в данном случае лишь как внешняя фактура для выплеска своей агрессии, — дело вторичное. Вот почему активисты «Хизб ут-Тахрир» берут себе в союзники всех без разбору, в том числе и крайних татарских националистов, хотя идеологически данный симбиоз выглядит, мягко говоря, очень странно. Более того, они даже не чурались встречаться на предмет совместной деятельности с небезызвестным московским оппозиционером Сергеем Удальцовым, когда тот приезжал в Казань. А один из ярых активистов этой якобы исламской партии, демонстративно гулявший по улицам Казани в футболке с провокационной надписью «Мечтаю жить в халифате», вообще, как оказалось, является параллельно членом КПРФ и отстаивает ее интересы как член участковой избирательной комиссии на общероссийских выборах. Кстати, недавно группа татарстанских коммунистов, узнав о подобных воззрениях своего однопартийца, призвала его сдать свой партбилет коммуниста.

Другими словами, надо смотреть не на внешнюю риторику человека, а на суть того, что он через нее выражает. Это главное. Не ислам породил Усаму бен Ладена, не христианство создало Гитлера, не атеизм выковал Сталина. Все как раз наоборот: они использовали эти учения, чтобы действовать под их прикрытием.

НЕДОСТАТОК ЛЮБВИ ПОРОЖДАЕТ ЗЛО

Как известно, если человек получил в детстве глубокую психологическую травму, то при определенном стечении обстоятельств весьма велик шанс, что он станет маньяком. Насильник может при этом забыть о своей личной трагедии и начать оправдывать совершаемые преступления определенной мировоззренческой упаковкой. Но суть не в том, как он сам объясняет свои действия, а в том, что на самом деле им движет. А движет им в данном случае душевный надлом и внутренняя боль. Недостаток любви порождает зло.

Это же справедливо и в отношении других преступлений. Все они разные проявления душевной болезни человека, весь букет которых можно свести в единый недуг эгоцентризма. Не является исключением и радикализм, который есть ничто иное, как направленный вовне страх. Вот почему нельзя преступников связывать с их религиозной или этнической принадлежностью. Просто проблема лежит не на этом уровне.

Кто-то может возразить здесь тезисом о том, что преступления порождаются социально-экономическими факторами. Мне кажется, что это не совсем так. У человека всегда есть пространство для выбора. Не среда определяет человека, человек определяет среду. Не является он и слепым рабом своего прошлого. Да, его душа может быть изувечена страшным детством. Но у него всегда есть возможность преодолеть это, вырваться в пространство свободы. В противном случае мы должны признать человека безвольной куклой, целиком детерминированной внешними факторами, и полностью пересмотреть свои взгляды на пенитенциарную систему государства и в целом на уголовное право. Ведь если у человека нет свободы, то нет у него и ответственности.

НЕЛЬЗЯ ПОПАДАТЬСЯ НА КРЮЧОК ВЗАИМНОГО ОТЧУЖДЕНИЯ

Люди с травмированной душой идут на поводу своего страха и агрессии. Вместо того чтобы встать на путь самоосвобождения, на путь духовности, они переиначивают в угоду себе, своей душевной болезни, любую мировоззренческую систему, которая попадает в их поле зрение, будь то ислам, будь то православие или атеизм. И в какой-то момент может показаться, что угрозу обществу несет, скажем, сам ислам, а не те люди, которые его переиначили под себя. Подобный взгляд в обществе и запускает механизм взаимного отчуждения. Нельзя попадаться на этот крючок.

Одни преступники подожгли в Татарстане церкви, другие — пытались поджечь мечеть. У этих преступников нет оправдания. Как не было его и у тех «служителей закона», которые в ОП «Дальний» истязали задержанного. Через пытки и издевательства добиваться признательных показаний от подозреваемого — такое же преступление. Чем один преступник лучше другого? Ничем. Преступник — это просто преступник. Чем бы он ни прикрывался — черно-белыми знаменами с исламской символикой или звездочками на полицейских погонах.